Статья навеяна подготовкой к зачету по древнерусской литературе. Сейчас я читаю произведения, которые входят в список для подготовки к зачету. Всего их тридцать четыре. Труды разнятся между собой как по объему, так и по стилю. Цели и задачи у авторов тоже были разными. Начала изучение темы с работ монахов: «Слово о законе и благодати» и «Повесть временных лет». Первое произведение не хочу разбирать во избежание обвинений (кто читал эту вещь вдумчиво, тот поймет, о чем речь), но могу сказать кратко, что все оно построено на антитезе и имеет цель прославить князя Владимира (крестителя Руси) как человека, сделавшего осознанный выбор и претворившего его в жизнь. Что касается «Повести временных лет», то за такую сложную и объемную вещь браться в рамках статьи на сайте глупо, да и незачем. Но выразить свое восхищение объемом этого труда мне все-таки хочется. Вещь потрясающая!
Что касается «Поучения», то принципиально хочу разобрать это произведение в силу сразу нескольких причин. Первая причина состоит в том, что оно написано не писателем, а князем, что делает его уникальным. Вторая причина — красота произведения, и она действительно впечатляет. Третья причина — это мудрость, пережившая века, которая актуальна и по сей день.
Четвертая причина у меня личная. Недавно публиковала статью о повести «Отец Сергий», которая вызвала массу комментариев, часть из которых меня просто поразила. Кто-то спросил меня, как восходить к Богу, если по-толстовки не надо, а я ответила, что данный вопрос к духовнику, а не ко мне. Я как филолог не готова отвечать на вопросы компетенции священника, но понять суть литературного текста могу вполне: хорошее это произведение о вере, или не очень. И высказываю я мнение именно относительно его смысла и посыла автора. Так вот «Поучение» Владимира Мономаха — творение в этом отношении (да и не только в этом) не просто хорошее, а прекрасное, и это мы сейчас подробно обсудим.
Произведение относится к литературным памятникам двенадцатого века. «Поучение» является отчасти проповедью, а отчасти светским литературным текстом. Условно его можно разделить на три части. Каждую будем рассматривать по-отдельности.
В первой части «Поучения» Владимир Мономах обращается к своим потомкам. И обращение это очень мало похоже на обращение князя к нижестоящим. Нет никакого взгляда сверху вниз:
«Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов: и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
Стоит заметить, что «Поучение» автор называет «грамоткой», что свидетельствует о весьма скромном отношении к такому сложному во многих отношениях произведению. Работа Владимира позиционируется как малый труд грешного во хвалу Бога. А задачу свою Мономах ставит как необходимость донести до потомков важные истины, одной из которых является необходимость труда. С этой истиной сложно спорить.
Автор напоминает о необходимости иметь страх Божий и творить милостыню. Владимир логически продолжает свою мысль, рассказывая как отказался участвовать в заговоре против Ростиславичей вместе со своими братьями и преступить клятву и крестоцелование. Чтобы укрепиться в своем решении Мономах читает псалтирь. Приведу лишь часть цитаты, но этого будет вполне достаточно:
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
И еще немного:
«И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь».
Смысл отрывка ясен. За счет антитезы праведный-грешный автор пытается донести до читателя то, что нельзя творить беззаконие ради материальной и иной выгоды, даже если ты имеешь силу и власть! Цитата начинается с двух риторических вопросов, направленных на то, чтобы читатель задумался над смыслом всерьез. Далее мы видим лексические повторы с частицей «не», которые усиливают эффект отрицания возможности творения беззакония. Чтобы ярче показать суть злоумышленника, применена метафора «скрежещет зубами». А итог жизни злоумышленника тоже показан метафорой «оружие их пронзит сердца их». В конце отрывка мы видим целых две антитезы в одном предложении: праведник-грешник и малое-многое. Вот представьте, какое огромное количество средств выразительности можно найти в таком небольшом куске этого произведения! И таких отрывков можно увидеть в этом прекрасном творении очень много!
В следующем абзаце князь Владимир просит избавить Бога его от врагов. Но просит он это не в буквальном смысле, потому что он их боится физически, а просит защитить свою душу от дурного воздействия врагов. Думает князь не о теле, но о душе!
Далее Мономах делает отсылку к значимой исторической личности (Василию Великому) и передает мудрость этого святого, не утратившую смысл многие и многие века:
«Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великаго, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет».
С вышесказанным и спорить глупо. Однако стоит отметить, что автор по-прежнему остается верен себе. Об этом говорит утверждение, что нужно пренебрегать всеобщим почетом, но ориентироваться именно на Бога.
Владимир Мономах напоминает о необходимости творить добрые дела, иметь чистые помыслы, умертвить грех, не отвечая злом на зло, помогать немощным. Возникает образ Бога как отца, который воспринимает нас как своих детей, образ мне лично очень внутренне отзывается. Я всегда это видела так же, как и автор. А вот одна из самых важных мыслей произведения, которую комментировать не вижу смысла:
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».
Автор искренне восхищается всем разнообразием мира, который сотворен Богом и считает это чудом, с чем тоже сложно поспорить. Он напоминает о необходимости раскаяния и молитвы, проводя параллель с образами мытаря и блудницы. Владимир призывает заботиться о слабых, помогать убогим, защищать людей. Он подчеркивает важность честности и верности слову. Мономах напоминает о важности отказа от гордыни и призывает чтить священнослужителей. Владимир призывает не копить дома богатства, но соблюдать порядок. Для воинов дается рекомендация на войне соблюдать бдительность и надеяться на себя. Простым людям автор выносит предупреждение остерегаться пьянства и блуда, чтить гостей, не забывать покойников. Мужчин Мономах призывает любить свою жену, но не давать ей власти над собой.
В конце первой части произведения автор говорит о важности постоянного самосовершенствования, на примере своего отца, знавшего пять языков и пагубном влиянии лени на человека.
Вторая часть «Поучения» повествует о биографических фактах Владимира Мономаха от возраста тринадцати лет до дня написания текста. Что можно сказать по второй части? Вся жизнь князя — постоянный труд и ответственность за вверенных ему людей. Его смирение — настоящее смирение перед Богом, но не перед обстоятельствами или неприятелем, который может нанести ущерб государству. Он, смиряясь, противится злу, и это очень важная мысль, которая отличает правильный христианский текст от текста, искаженного лжерелигией по типу толстовства!
Владимир осуществляет контроль за государством, собственноручно участвует в защите городов и военных походах! Но ни один из своих подвигов он не ставит себе в заслугу! Все вверяет в руки Господа! Есть смирение, но в позиции ответственной, здравомыслящей сильной личности, а еще и очень культурно развитой. Такой потрясающей красоты тексты не у всех известных писателей получались, да и по глубине смысла он многих превзошел. Вот один из фрагментов второй части:
«И потом Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святаго Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».
Из фрагмента мы можем увидеть, что Владимир тяготится уроном, наносимым половцами, а не думает о себе лично. Он не присваивает удачное разрешение ситуации своему уму, но благодарит святого Бориса за спасение жизней. Здесь мы видим множество средств выразительности: инверсию, антитезу, сравнение, перефраз, гиперболу, эпитет, лексические повторы, риторическое восклицание и метафору! Это все нашлось в таком коротком отрывке текста!
Перечислять все факты биографии, раскрытой в произведении не буду. Очень интересным для рассмотрения является еще один отрывок, где Мономах повествует о ловле диких коней. Средства выразительности в нем рассматривать не буду. Думаю, что приведенных ранее примеров уже достаточно, чтобы оценить этот текст по достоинству! Вот как звучит этот отрывок:
«И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей».
Здесь Мономах не только благодарит Бога, но и осознает, что жизнью нужно дорожить как ценностью, и не подвергать себя опасности, если в том нет прямой необходимости. Конец второй части оканчивается фразой, которую я оставлю без комментариев, просто процитирую, потому что в ней содержится мудрость:
«Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешного и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нея, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческаго».
Третья (заключительная) часть поучения обращена к брату Олегу. Владимир не хочет мстить ему за смерть сына Изяслава, но призывает его осознать факт гибели племянника по-христиански и просить прощения у Бога. Ключевыми словами начала обращения к брату являются слова, что невозможно любить Бога, не любя брата. С этим утверждением действительно сложно поспорить. Вот фрагмент этой части:
«Посмотри, брат, на отцов наших: что́ они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что́ сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давыд посыпал главу свою и плакал горько, – в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ея и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге».
Мономах думает прежде всего о мире на Руси и отсутствии распри между братьями, а не о своем отцовском горе. Он призывает Олега к мирному распределению земель и прекращению вражды.
Заканчивается произведение просьбой о помощи, но помощь рассматривается не как решение проблем за него кем-то извне, а как направляющего перста, чтобы он смог правильно действовать в такой непростой ситуации:
«Премудрости Наставник и смысла Податель, неразумным Учитель и нищим Заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, Отче, устам моим не запрещай взывать к Тебе: Милостивый, помилуй падшаго!» «Упование мое – Бог, прибежище мое – Христос, покров мой – Дух Святой!» «Надежда и защита моя, не презри меня, Благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, Воспетая!» «Разумейте и узрите, что Я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, Дева-Матерь чистая, который царствует честно под Твоим покровительством, пусть он Тобой укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет их. «О Воспетая Матерь, родившая Святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки – к Тебе взывающих. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякого пленения вражескаго твой город, Богородица! Пощади, Боже, наследие Твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь Тебе, на земле родившую Тебя без семени, земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший Родившую Тебя нетленною по Твоем рождении, когда возсядешь судить дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец! Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом обрадованная, верующим наставление, спаси меня, погибающего и к Сыну Твоему вопиющего: «Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, не обличай меня яростью своею – молит Тебя Дева Чистая, родившая Тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм».
Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому подобает честь и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и присно во веки!»
Что я могу сказать в заключение этого разбора? «Поучение» Владимира Мономаха является сложным текстом с большим количеством средств выразительности. Использованы они не ради красоты, а являются весьма функциональными и заставляют читателя глубже понимать доносимый автором смысл. Произведение является творением действительно верующего человека, который не намерен был вносить искажение в христианское мировоззрение. Автор являлся сильной и добропорядочной личностью с глубоким внутренним миром. Истины, доносимые «Поучением» по сей день не утратили своей актуальности!