The New York Times | США
Прорыв российских войск в Гуляйполе обнажил уязвимость Украины: невозможно удерживать фронт в условиях кадрового голода, пишет NYT. Cилы ВСУ сосредоточены в Донбассе, а другие участки превращаются в бреши, которые Россия продавливает стремительными атаками.
Мее Констан
Ольга Коновалова (Olha Konovalova)
Стремительный прорыв войск Москвы в город Гуляйполе раскрыл главную проблему Киева: как оборонять тысячекилометровый фронт при остром дефиците войск?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Констан Меё, Ольга Коновалова и фотограф Тайлер Хикс присоединились к ВСУ и путешествовали с солдатами по городам и поселкам Запорожской области.
Когда их позиции начали ослабевать, украинские подразделения закрепились в маленьком городке Гуляйполе, готовясь к грядущему штурму.
Он начался под покровом тумана — российские войска прокрались вдоль реки, которая разделяет город пополам. Пробираясь на гул генератора, они ворвались на командный пункт ВСУ. Завязалась перестрелка. Застигнутые врасплох защитники отступили, бросив ноутбуки и карты поля боя, на которых были отмечены ближайшие позиции операторов беспилотников. Очень скоро эти группы оказались под шквальным огнем противника.
"Это была катастрофа", — признался капитан Дмитрий Филатов, командир Первого отдельного штурмового полка ВСУ, срочно переброшенного на подмогу под Гуляйполе.
Падение командного пункта в конце декабря, о котором рассказал капитан Филатов, следивший за ситуацией по радиосвязи, подчеркивает главную проблему ВСУ после четырех лет изнурительного конфликта. Под натиском России фронт растянулся на тысячу километров, и ВСУ остро не хватает живой силы, чтобы одинаково укрепить все сектора обороны. Образуются бреши, где войскам Москвы проще добиться прорыва.
Почти весь прошлый год основные силы ВСУ были брошены на удержание городов в Донбассе, без сдачи которого, будь то под натиском войск или за столом переговоров, Россия не намерена заключать соглашение о прекращении боевых действий. Учитывая стратегическую и политическую важность Донбасса, Украина вынужденно оголила обширную территорию на западе — в том числе Гуляйполе в Запорожской области — оставив ее слабо защищенной и уязвимой.
По словам Паси Паройнена из финской группы Black Bird, которая отслеживает линию фронта на Украине, в ноябре и декабре российские войска добились наибольших успехов в Запорожской и соседней Днепропетровской областях, захватив почти 440 квадратных километров территории. Это примерно на 20% больше, чем в ДНР за тот же период.
Согласно картам боевых действий, российская армия сейчас контролирует минимум половину Гуляйполя (Минобороны отчиталось о полном взятии Гуляйполя 28 декабря 2025 года — прим. ИноСМИ).
"У украинцев просто нет ресурсов, чтобы обороняться повсюду", — объяснил Паройнен.
Угрозы неминуемого краха в Запорожье и прорыва российских войск в тыл Украины пока нет. Продвижение Москвы в регионе ускоряется, однако его темпы остаются весьма скромными. В 2025 году Россия захватила менее 1% территории Украины.
Однако украинские солдаты сетуют, что боевые действия стали напоминать тушение пожаров — едва им удастся погасить вспышку в одном секторе, как как в другом разгорается новое пламя, после чего приходится срочно бежать обратно, потому что там снова занялось. По их словам, цель заключается не в том, чтобы цепляться за каждую пядь земли, а в том, чтобы удержать достаточно, чтобы лишить Россию инициативы на поле боя и ослабить ее позиции на мирных переговорах при посредничестве США, которые продолжатся в эти выходные в Объединенных Арабских Эмиратах.
"Мы бросаемся туда, где вспыхивает новое пламя", — объяснил капитан Филатов, статный усатый мужчина. Он руководит войсками с подземного командного пункта под Гуляйполем, где на экранах транслируются кадры поля боя с беспилотника.
"Не из чего стрелять"
Гуляйполе расположено близ линии фронта, однако несколько лет благополучно избегало российских атак.
Такой же была ситуация и на остальном Запорожском фронте: напряженная в моменты обострений, но в целом стабильная, поскольку основные боевые действия развернулись в ДНР. Гуляйполе охраняли плохо обученные подразделения территориальной обороны, состоящие преимущественно из добровольцев.
Оставшиеся в Гуляйполе жители рассказали о том, как им жилось в тени фронта. Когда все магазины закрылись, 70-летняя Светлана Листопад покупала продукты в соседней деревне и хранила их в подвале вместе с дровами. "Подпол был полон, — сказала она, — совершенно битком".
К редким обстрелам она привыкла. "Я лежала в кровати и даже не пряталась", — сказала она.
Затем, начиная с минувшей осени, Листопад начала слышать новый шум, обычно возвещающий о нападении России: жужжание и стрекот малых беспилотников-камикадзе. "Выходишь на улицу, делаешь всего шаг от крыльца, и он уже над тобой нависает, — вспоминает она. — Зажужжал, перелетел к соседскому дому — бабах! — и разрушил его".
Вскоре Листопад осознала, что шансов выстоять у Гуляйполя мало. По ее словам, прикрывавшей город 102-й бригаде территориальной обороны было практически нечем сражаться. "У них было одно лишь артиллерийское орудие. Раз в пару дней его привозили на нашу улицу, делали, может, с десяток выстрелов — и все, — сказала она. — Никакой огневой мощи. Не из чего стрелять".
За несколько недель до того, как ее эвакуировали из Гуляйполе, в середине ноября, она видела, как солдаты крались через дворы, чтобы добраться до линии фронта, потому что не осталось БТР для переброски. Поначалу, вспоминает она, солдаты сменялись раз в три дня, затем раз в неделю. Затем раз в две недели. Затем раз в месяц.
"О чем это говорит? — рассуждает она. — О том, что людей не осталось. Некем их заменить".
Офицер из 102-й бригады, пожелавший остаться неназванным в силу деликатности ситуации, отрицал, что его подразделение испытывает критическую нехватку оружия и людей. Представитель бригады от комментариев отказался, поскольку в отношении подразделения проводится расследование в связи со сдачей командного пункта.
Ангел смерти
Стоило только Листопад покинуть город, как ВСУ объявили о выводе войск из пяти населенных пунктов к северу от города. Это редкое признание подчеркнуло, что ситуация ухудшается. Лишь после этого командование отрядило подкрепления на подмогу, сказал военный аналитик Паройнен.
Капитан Филатов прибыл в Гуляйполе из ДНР примерно в начале декабря. Он обнаружил, что позиции на северной окраине города, как ему сказали, якобы подконтрольные Киеву, на самом деле перешли к России. Подразделения умалчивали о потерях, опасаясь наказания, рассказывал он, показывая утраченные позиции на карте, разложенной на столе его командного пункта.
Его полку и другим подразделениям пришлось контратаковать. Для этого пришлось продвигаться по полю боя, кишащему беспилотниками, которые атаковали все, что двигалось, а затем завязывать бой накоротке. О суровости этой задачи говорит нашивка на груди капитана Филатова: ангел смерти, играющий на флейте, череп и скрещенные кости.
В контратаках полку капитана Филатова помогала 225-я отдельная штурмовая бригада ВСУ, также переброшенная из ДНР. Недавним вечером на базе, скрытой в роще к северу от Гуляйполя, восемь солдат в полной боевой форме отрабатывали ближний бой в полной боевой экипировке при мерцании тусклой лампочки — разворачивались в прыжке, падали на спину, переворачивались на живот и затем снова вскакивали.
Внезапно ночную тишину взорвал механический вой беспилотника. Командир приказал погасить свет, и солдаты замерли на полуслове, погрузившись в жуткую тишину. Через минуту они возобновили подготовку — разворачивались, падали, переворачивались и снова поднимались.
"Непрерывное обучение подразумевает неуклонное совершенствование боевых навыков", — объяснил командир роты. Как и другие наши собеседники, по соображениям безопасности и в соответствии с военным протоколом он назвался лишь позывным — "Валле".
"Людей постоянно не хватает"
Как только территорию удастся отвоевать, ее удержание ляжет на плечи 260-й бригады территориальной обороны ВСУ.
Это сложная задача. России часто удается забрасывать малые группы солдат в тыл украинских войск, сказал командир роты с позывным "Хорол".
"Людей постоянно не хватает", — сказал "Хорол", добавив, что личного состава не хватает ни для отражения натиска, ни для контратак.
Начальник штаба 260-го батальона беспилотных систем Владислав Башчеванжи описал кадровую проблему без обиняков.
"Предполагается, что в батальоне должно быть около 500 солдат. На самом деле, нам еще повезет, если наберется 100 человек, — сказал он. — И даже из этих ста, может, лишь 50 по-настоящему боеспособны — то есть не ранены и не истощены".
Уклонение от призыва и дезертирство — две беды, с которыми Украина борется с 2024 года, — лишь усугубили кадровый голод. Новый министр обороны Украины Михаил Федоров недавно заявил, что два миллиона украинцев "объявлены в розыск" как уклонисты, а еще 200 тысячи солдат самовольно покинули части и стали дезертирами.
Украинские солдаты признают, ресурсов на то, чтобы вернуть Гуляйполе, скорее всего, не хватит. Президент России Владимир Путин недавно приказал войскам продолжить наступление и захватить областную столицу "в ближайшем будущем".
Украина возлагает надежды на новые оборонительные рубежи, возведенные через всю Запорожскую область, чтобы остановить натиск неприятеля, — сказываются усвоенные уроки наступления Москвы под Донецком в 2024 году, когда российские войска воспользовалось их отсутствием.
Новые линии тянутся по заснеженным полям Запорожья на многие километры. Сначала идет полоса колючей проволоки. Затем глубокий противотанковый ров, заполненный еще большим количеством проволоки, за которым следует насыпь из вырытого грунта высотой в человеческий рост. Эта последовательность повторяется трижды на протяжении десятков метров, заманивая атакующего неприятеля в лабиринт препятствий.
Недавним утром на командном пункте капитана Филатова стало ясно, насколько рискованно штурмовать эти рубежи.
На экранах с прямой трансляцией с поля боя появилось какое-то движение: российский солдат полз к противотанковому рву. Командиры передали информацию о его местонахождении командам беспилотников. Через несколько минут два дрона спикировали с неба и уничтожили его.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>