17 лет назад, 1 февраля 2009 года, совершилась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На протяжении этих лет в своем служении Первосвятитель Русской Православной Церкви показывает ее чадам пример любви к Богу и ближнему. В этот день обратимся к проповедям Святейшего Патриарха, к его назиданиям о любви христианской как основополагающем звене нашего спасения.
Как можно любить людей? Этот вопрос всегда присутствует в сознании верующего человека. И, наверное, взирая на свою собственную жизнь, на состояние своих ума и сердца, он понимает, что не любит других людей. В лучшем случае он к ним безразличен, в самом лучшем случае – вежлив и доброжелателен, но где же здесь любовь?.. Может быть, эта заповедь <о любви> превышает человеческие силы? Может быть, мы по природе своей не можем ее осуществить? Но такого быть не может. Господь не мог возложить на нас неудобоносимые бремена, ведь Он Сам сказал: «Иго мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11: 30). Значит, и заповедь о любви друг к другу – это то, что мы с легкостью можем исполнять.
*
Любовь состоит в том, чтобы ходить в Его заповедях. Не надо напрягать свои эмоциональные силы, не надо впадать в истерику, не надо становиться человеком сентиментальным, не надо заламывать руки, не надо делать всего того, что противно внутреннему состоянию, не надо себя заставлять любить – не заставишь никакой силой! Заповеди Божии исполняй. Исполнение Божиих заповедей, таких простых, о которых мы знаем, – вот что открывает тайну любви к ближнему.
*
Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). А какое же чувство было во Христе Иисусе? Он был Любовью, Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело воплощать это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных – на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, а что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: «Любите друг друга» (Ин. 13: 34). А это означает, что мы должны возрастать в любви. И когда любовь в сердце, когда она горячо-горячо горит, как нужно оберегать это чувство!
*
Бог нам велит не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства. И все равно не хватит сердца на то, чтобы всех любить. А что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее чувство любви.
*
Любовь – это величайшее чувство, которое Бог вложил в человеческую природу. Любовь возвышает нас над этим природным миром, делает небожителями, потому что Сам Бог есть Любовь. И когда человек имеет в сердце своем любовь, у него вырастают крылья. Но чувство-то какое удивительное. Оно ведь не запрограммировано на автоматическое присутствие на протяжении всей человеческой жизни. Любовь не запрограммирована. И если эту любовь расточать, если ее растаптывать, если этой любви изменять – она исчезает. А значит, крылья схлопываются, и не взлетишь к Божественной высоте.
*
Мы, может быть, не можем сказать: «Люблю этого человека, первый раз в жизни его увидел». Но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который стоял на камне тысячу дней и тысячу дней молился, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель человеческой жизни.
Если нет внутри гордыни и злобы, то очень легко в таком сердце поселяется любовь. С другой стороны, любовь разрушается, если мы осуждаем друг друга.
*
Бог каждому человеку может дать дар любви, часто он вспыхивает, как порох – ярко и мгновенно, с огромной силой. Но мы знаем, что очень часто этот огонь потухает – ведь для того, чтобы любовь существовала, человек должен уметь жертвовать собой. И когда супруги отдают себя друг другу, жертвуют себя друг для друга, когда то же самое происходит в отношениях между родителями и детьми, тогда и присутствует любовь, которая неподвластна времени. Там, где любовь, там всегда жертвенность.
*
Что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину? Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? <…> Господь говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных – речь идет о помощи другому человеку. А почему эта помощь другому человеку искупляет наши грехи? Да потому что в этой помощи, в этой способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность. Человек без любви в сердце не может этого делать.
*
Как же стяжать эту любовь, чтобы нести добро людям? Никаким искусственным напряжением воли, никаким горячим желанием полюбить человека, никакой решимостью начать любить с понедельника или с нового года – ничего не получится. Любовь приходит в сердце постепенно именно через добрые дела. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, перестают быть для нас далекими, – они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце, потому что нет иного способа и иной возможности возрастать в любви, как только творить те дела, которые спасут нас на Страшном Суде Божием.
*
Наше слово и наше дело должно быть исполнено тем, что Сам Христос назвал высшей ценностью, – любовью.
Если мы с вами захотим воспитывать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, если мы поставим перед собой задачу: «вот сегодня я воспитываю в себе любовь, завтра – радость, послезавтра – милосердие» и т. д., то ничего не получится. Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары Святого Духа. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой: есть! Есть такая добродетель. Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире.
*
Не надо напрягать свою психику, нервную систему, не надо себя внутренне заставлять кого-то любить. В результате такого искусственного напряжения внутренних сил никакой любви не получится. Это внутреннее духовное состояние, которое является идеалом человеческой жизни, невозможно создать ни молитвой, ни постом, ни каким-то внутренним напряжением. Искусственно высечь пламя любви невозможно. Любовь приходит неожиданно, когда мы чувствуем в сердце особое отношение к другому человеку, чувствуем, что он близок и что мы никогда не сделаем ничего плохого этому человеку.
*
Если мы хотим быть счастливыми людьми, если хотим обладать миром в сердце, радостью, любовью, быть долготерпеливыми, милосердными, потому что милосердие меняет природу человеческих отношений и не только в семье, но и в обществе, – мы должны получить дар Святого Духа. Где же можно обрести этот дар? Бог дает его в Церкви, в общине верующих людей, через Крещение, через принятие Святых Христовых Таин.
*
Заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва – синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь.
Когда я был ректором духовной академии, очень часто приходилось благословлять семинаристов и воспитанниц регентского класса на вступление в брак. И когда приходили молодые люди, я их спрашивал: «Вы любите друг друга?» Они отвечали: «Да, жить друг без друга не можем». Тогда я их просил порой ответить на один страшный вопрос, и представлял этот вопрос в такой простой жизненной ситуации: вы едете на машине вместе, уже будучи мужем и женой, и попадаете в аварию, и один из вас становится тяжелейшим инвалидом на всю жизнь. Вот по отношению к инвалиду вы можете сказать, что вы его безумно любите? Или вы любите только красивого, богатого, который вам что-то отдает и который вас обеспечивает? Конечно, молодые люди всегда говорили: да, будем любить. Но в глазах я иногда видел неуверенность, потому что достичь подлинной любви означает быть готовым не только благополучие, молодость и красоту, не только комфорт и какие-то благоприятные обстоятельства – жизнь свою поменять на жертву. Но ведь Господь именно так поступил, вызволяя людей из греховного плена. Он Себя отдал, Себя пожертвовал и тем самым дал нам поразительный пример подлинной любви.
*
<Сегодня> нам предлагают жить богато, весело, зарабатывать много, все тратить на себя, мол, один раз живем, ни в чем себя не сдерживать… Где же здесь самая главная Божественная истина о любви? И вот люди, воспитанные таким образом, вступают в брак. И что получается? До 70% браков распадается, особенно первых. Не могут жить вместе, потому что настоящей любви нет. Есть потребительское отношение друг к другу... Но когда нужно отдать себя другому, когда нужно разделить трудности с другим человеком, а тем более, если оба попадают в трудные жизненные обстоятельства, вот здесь и надламываются человеческие чувства, которые не имеют глубокого корня…
*
Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос. Нет иного закона человеческих отношений, кроме закона любви, который предполагает отдачу самого себя другому человеку, и в ответ – получение великого дара любви от того, кому ты себя отдаешь.
Фото: foto.patriarchia.r
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube/ МАХ