В конце минувшей недели три дня подряд на исторической сцене Мариинского театра давали балет «Пахита» с разными составами исполнителей. Я была на воскресном дневном спектакле, где солировали Оксана Скорик и Никита Корнеев.
В воскресенье на улице был непривычный для Петербурга мороз. Кажется, это был самый холодный день нынешней зимы. Но холод не испугал зрителей, в театре был полный аншлаг. Что ни говорите, а классика остаётся востребованной.
«Пахита» – классика чистой воды. В основу весьма запутанного и в то же время наивного сюжета легла новела Сервантеса «Цыганка». Музыку сочинил французский скрипач Эдуард Дельдевеза. Впервые балет был поставлен хореографом Жозефом Мазилье в Париже в 1846 году и имел большой успех. Цыганская тема в ту пору была в моде. Главную мужскую партию исполнял Люсьен Петипа – старший брат знаменитого хореографа Мариуса Петипа.
Так случилось, что через год Мариуса Петипа пригласили в Санкт-Петербург. Свой долгий творческий путь в России он начал с того, что поставил свою версию «Пахиты». Мариинского театра в то время ещё не было. Спектакль шёл на сцене Большого (Каменного) театра, который находился там, где сейчас находится Консерватория.
Петипа тогда выступил не только в роли постановщика, но и сам же исполнял главную мужскую роль. Император Николай I, посетивший премьеру, был настолько восхищён, что в знак благодарности за полученное удовольствие прислал Петипа рубиновый перстень с бриллиантами.
В 1881 году Мариус Иванович, как его называли в России, решил балет освежить. Он переработал некоторые сцены и добавил финальное Grand pas, музыку для которого попросил написать Людвига Минкуса.
Сейчас в Мариинском театре идёт не точная реконструкция балета «Пахита», который шёл в XIX веке, а версия, поставленная хореографом Юрием Смекаловым (премьера состоялась в марте 2017 года).
Спектакль легкий, жизнерадостный, со счастливым финалом, яркий и зрелищный. Костюмы очень красочные и самобытные (художник по костюмам Елена Зайцева). А декорации я бы назвала настоящими произведениями искусства. Они не просто красивые, там множество тщательно прописанных деталей, к тому же они прекрасно создают атмосферу испанской романтики (художник-постановщик Андрей Севбо). Эта атмосфера в сочетании с чудесной музыкой и гармонией классического танца позволяют зрителям с головой погрузиться в воображаемый мир, полный красок, приключений, испанских страстей и цыганского колорита.
Пахита (Оксана Скорик) – легкая, грациозная, техничная, с красивыми линиями и очень выразительными руками. Возможно, ей не хватало только какого-то артистического психологизма. Андрес (Никита Корнеев) покорил лиричностью и высокими прыжками. В программке было указано, что он впервые исполняет эту партию, но исполнение показалось вполне уверенным.
Моим личным открытием стала Елена Свинко.
Кажется, я не видела её прежде или видела, но не запомнила. В роли Кристины, подруги Пахиты, она была очень хороша – тоненькая, изящная, пластичная, с очаровательной улыбкой. Понравились и другие подруги Пахиты, особенно Валерия Кузнецова и Влада Бородулина.
Все массовые сцены показались очень слаженными и гармоничными, словно, артисты не только танцевали, но и дышали в такт музыки. Особенно очаровательной была мазурка в исполнении детей – воспитанников Академии Русского балета им. Вагановой. Возможно, через сколько-то лет эти дети будут блистать на сцене Мариинского театра в главных партиях. Кстати, Матильда Кшесинская писала в своих мемуарах, что ещё маленькой девочкой танцевала в «Пахите» в детской мазурке, когда училась в Императорском театральном училище (ныне Академия им. Вагановой). А Тамара Карсавина в своей книге «Театральная улица» вспоминала, что любимым балетом девочек из младших классов училища была «Пахита», а пределом мечтаний – станцевать в мазурке.
Кстати, сейчас не так уж много театров, где идёт этот балет. Так что, если будет возможность, посмотрите.
Все фото автора.
Удачи и до новых встреч!
Другие статьи про театральные постановки вы найдёте здесь: