На вид участники группы Steppenwolf порой напоминали банду байкеров, которых специально отбирали на кастинге для фильма о беспечных ездоках в кожанках. Но это была настоящая команда первопроходцев хард-рока, названная в честь романа Германа Гессе 1927 года. Именно им удалось создать гимн бунтарства и культовый байкерский хит — легендарную «Born to Be Wild».
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Самая известная песня из дебютного альбома Steppenwolf была написана Марсом Бонфайром, автором песен из Торонто. Группа записала ещё пять его сочинений. Но по степени хитовости и значимости ни одно не сравнится с «Born to Be Wild».
В 1968 году «Born to Be Wild» прогремела на радио, идеально отразив непокорный дух контркультуры и стремление к личной свободе, охватившее американскую молодёжь. А ещё в «Born to Be Wild» впервые в музыкальном контексте было употреблено словечно, которое вскоре обозначит целый жанр: хэви-метал.
Через год после выхода песни её популярность ещё более возросла, а включение в саундтрек фильма «Беспечный ездок» превратило «Born to Be Wild» в неотъемлемый элемент байкерской культуры. Что удивило самого автора.
Марс Бонфайр в то время даже не ездил на мотоцикле: «Байкерская тема стала для меня большим сюрпризом. По правде говоря, я написал "Born to Be Wild" о своей первой машине — потрёпанном Ford Falcon. Он не такой гламурный, как огнедышащий двухколёсный друг, ну да ладно. Нет ничего круче первой машины».
С 1964 года Марс Бонфайр — урождённый Деннис Эдмонтон — играл на гитаре в канадской блюз-рок-группе The Sparrows. После недолгого пребывания в Нью-Йорке в поисках успеха они отправились в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелес, где в разгар психоделического бума превратились в Steppenwolf.
Ребята репетировали в гараже, когда по соседству случайно поселился звукорежиссёр лейбла ABC/Dunhill Гэбриел Меклер. Он услышал новичков, игравших грубый рок на старом, взятом взаймы оборудовании, стал их продюсером и помог подписать контракт.
Во главе группы стоял Джон Кей — уроженец Тильзита (ныне — Советск) по имени Йоахим Фриц Крауледат. Во время Второй мировой войны он вместе с матерью перебрался из советской зоны в Восточной Пруссии в Западную Германию, а затем в США.
Участники The Sparrows Джон Кей (вокал, гитара), Голди Макджон (клавишные), Раштон Морив (бас) и Джерри Эдмонтон (ударные) продолжили выступать вместе, играя с The Doors и Дженис Джоплин. Но Марс Бонфайр решил начать сольную карьеру в качестве автора песен. Вместо него взяли 17-летнего гитариста-виртуоза Майкла Монарха.
Вдохновлённый долгими поездками по окрестностям Лос-Анджелеса («Горы, океан, высокогорная пустыня — я никогда не видел ничего подобного!»), Бонфайр однажды вечером начал наигрывать блюзовый рифф на гитаре: «Я не мог подключить её к усилителю, потому что соседка сверху постоянно жаловалась на шум».
У Бонфайра была готова большая часть текста, когда во время автомобильной поездки по горам Сан-Бернардино он попал в сильный ливень и был вынужден съехать на обочину: «Небо окрасилось в зловещий свинцовый цвет. Я пытался описать это словами, пока не вспомнил таблицу Менделеева, которую изучал на уроках химии в школе. В голове всплыл термин "тяжёлые металлы", и я придумал строчку: "Мне нравятся дым и молнии, гром тяжёлого металла!"»
С помощью катушечного магнитофона, одолженного у друга, Марс Бонфайр записал демо своей новой песни под гитару, стараясь не шуметь.
Свою новую песню, созданную под впечатлением от поездок по калифорнийским просторам, Бонфайр пытался пристроить разным издателям, но безуспешно. На удачу он бросил кассету с демо в почтовый ящик своего брата — барабанщика группы, которая возродилась под названием Steppenwolf. Через несколько дней ему позвонил Джерри и сказал, что команде понравилась песня и она готова её записать.
Осенью 1967 года группа отправилась в студию American Recorders в Студио-Сити, штат Калифорния, чтобы начать работу над дебютным альбомом. «Born to Be Wild» была одной из первых песен, которую они зафиксировали. Сначала музыканты планировали аранжировать её в духе фолк-баллады. Но в процессе работы стало ясно, что композицию нужно ускорить и утяжелить.
Марса Бонфайра не было в студии, когда Steppenwolf записывали «Born to Be Wild». Только несколько месяцев спустя, когда он ехал на своём Ford Falcon, он услышал готовый трек: «Я словно погрузился в сон, когда услышал эту песню по радио. Группа вдохнула в неё жизнь так, как я и представить себе не мог. Майкл Монарх играл блестяще — мне нравился его искажённый звук. И, конечно, моё пение не могло сравниться с пением Джона Кея!»
Споры о том, является ли «Born to Be Wild» первой песней в стиле хэви-метал, вероятно, никогда не прекратятся. Формально — нет, но Марс Бонфайр сравнил ощущение от езды с грохотом тяжёлого металла. Рок-журналисты сочли эту фразу подходящим описанием нового музыкального стиля, и она быстро стала частью рок-н-ролльного жаргона.
Со временем этот термин начал обозначать совсем другую музыку, но в 1968 году под тяжёлым роком подразумевались Steppenwolf, Iron Butterfly, Blue Cheer и другие громкие и агрессивные рок-группы.
«Born to Be Wild» было суждено запомниться не только тем, что она ненароком подарила название целому жанру. В песне было идеально всё: ощущение гедонизма и открытой дороги, драйвовая мелодия, невероятное исполнение, перекличка голоса и органа...
«Заводи мотор,
Выезжаем на шоссе
В поисках приключений,
Что бы ни случилось!
Да, дорогая, давай сделаем это,
Сожмём мир в объятиях любви,
Выстрелим сразу из всех орудий
И взмоем в космос!
Мне нравятся дым и молнии,
Гром тяжёлого металла,
Гнаться вместе с ветром
И чувствовать всё это!
Как истинные дети природы,
Мы рождены, рождены быть дикими!
Мы можем забраться так высоко,
Я не собираюсь умирать!»
Может ли песня, в которой вообще не упоминаются мотоциклы, стать гимном байкеров по всему миру? Запросто, если в дело вмешивается кинематограф. Знаменитый трек Steppenwolf изначально не имел ни малейшего отношения к мото-движению.
Ситуация коренным образом изменилась после того, как он прозвучал в культовом фильме «Беспечный ездок» («Easy Rider»), в котором снялись Питер Фонда, Деннис Хоппер и Джек Николсон. Картина, снятая в жанре роуд-муви, стала знаковым явлением в истории кино. Не меньший восторг у зрителей вызвал саундтрек, составленный из рок-хитов шестидесятых.
И всё-таки, по словам самого Бонфайра, без мотоциклов не обошлось: «Однажды я шел по Голливудскому бульвару и увидел на витрине плакат с надписью "Рожденный ездить" и картинкой, на которой мотоцикл извергался, как вулкан, из земли, а вокруг был огонь. Я как раз купил свою первую машину. Всё сложилось в текст: образ мотоцикла, ассоциирующийся со свободой, и радость, которую я ощущал от возможности ездить куда угодно самостоятельно».
Хит о свободе передвижения пришелся как раз ко времени: все вокруг твердили о независимости, альтернативном стиле жизни, побеге от родительской заботы… Словом, он подходил хипповому духу молодёжи.
Несмотря на всю популярность, «Born to Be Wild» так и не заняла первое место в хит-параде, дойдя лишь до второго. Но впоследствии трек прозвучал в бесчисленном количестве фильмов, телешоу и рекламных роликов, так что Марс Бонфайр неплохо заработал на авторских отчислениях: «Благодаря её успеху я смог провести несколько лет в походах на природе и наслаждаться свободой, о которой писал».
Ещё один фирменный номер Steppenwolf, вошедший в «Беспечный ездок», — тягучий блюз «The Pusher» Хойта Экстона, честный взгляд на тёмную сторону употребления расширителей сознания с рефреном «Будь проклят толкач!» Это была одна из немногих песен, которые группа сохранила в репертуаре со времён The Sparrows. В студийной версии «The Pusher» длится почти шесть минут, но на концертах она часто растягивалась до пятнадцати и более минут.
Начав с репетиций в гараже, Steppenwolf вышли в ранг одной из самых влиятельных групп конца 1960-х, не только подарив миру термин «хэви-метал», но и создав эталонный дебютный альбом, который продемонстрировал мастерство музыкантов и разнообразие их влияний.
Несмотря на многочисленные кадровые перестановки (особенно среди соло-гитаристов и басистов) группа сохраняла стабильно высокое качество своей продукции до середины 1970-х годов, выдав шесть студийных альбомов и два знаковых концертных релиза.
Изменились фильмы, музыка, мода... Но «Born to Be Wild» по-прежнему ассоциируется с мотоциклами, дорогой, свободой и рок-н-роллом. Она даже вышла за пределы Земли: агентство NASA использовало «Born to Be Wild» для побудки экипажей космического челнока. Когда космический корабль впервые приземлился на Марсе, небольшой исследовательский аппарат съехал по пандусу под привычный ритм: «Заводи мотор, выезжаем на шоссе…»
Правда, когда в 2004 году Пэрис Хилтон попросила разрешения использовать песню в своем реалити-шоу, Steppenwolf ей отказали под тем предлогом, что некоторые вещи рок-н-ролл всё-таки не может принять.
«Born to Be Wild» изменила жизнь вокалиста группы Джона Кея, который в итоге продал все активы, связанные с музыкальным бизнесом, и вложил деньги в охрану дикой природы. Получается, эта песня помогла даже слонам, находящимся под угрозой исчезновения.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!