-Хоть бы одна зараза кому-то взятку дала что-ли, честные блин все стали - оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями лейтенант Хабиров, только что получивший нагоняй от начальника за низкую раскрываемость, чесал затылок. Начальство требовало показатели, а где их взять эти показатели то? Район маленький, сельский, тут экономическим преступлением может быть только обвес в магазине.
Во время учебы будущим полицейским объясняли, что рутинными делами для борцов с коррупцией и экономическими преступлениями будут различные взятки, подкупы, махинации, незаконное обогащение опять же, а тут в родном районе все знали кто живет нечестно - местная администрация, но кто даст зеленому лейтенанту бодаться с местной властью? Нет, надо искать жуликов помельче, да таких чтобы сразу за жабры и показатели поднять.
-Пошли покурим, молодой - в кабинет вошел Круглый, это местный почти фольклорный элемент, которому до выслуги оставалось два года и этот срок он хотел доработать в теплом отделе, а не в автоинспекции откуда он перевелся.
-Да куда там! - отмахнулся лейтенант, - меня шеф живьем сожрёт, если я на неделе чего нибудь не найду, ты ж его знаешь
-Знаю - улыбнулся Круглый, - знаю как облупленного, но ты молодой, тебе можно мозг попинать, авось шустрее будешь. Пошли курнем, что-нибудь придумаем.
Хабиров пожал плечами, накинул бушлат и пошёл в курилку со старшим товарищем.
-Так чего тебе? Какие циферки надо подбить то? - уточнил Круглый
-Да любые - хоть махинацию, хоть взятку. Лишь бы что экономическое было - Хабиров с надеждой всматривался в лицо прожженного сотрудника, который казалось знал все ходы и выходы в нелегкой карьере российского полицейского
-Чего? Взятку? Ну ты загнул братишка - Круглый искренне рассмеялся, - ты как себе представляешь это? Больной врачу коньяк принес, а ты тут его СОБРом брать будешь мордой в пол? На моей памяти самой большой взяткой был баран которого принесли в автошколу за свидетельство об обучении.
-Ты обещал помочь вроде - хмурился молодой лейтенант
-И помогу. Слушай сюда летеха, экономическими преступлениями в нашем районе будет только поруб леса и самогон. Если хочешь быстро "палочки", то бери пару синяков и поезди по деревням, там этих самогонщиков как за баней сам знаешь чего. Контрольный закуп, акт, изъятие аппарата, штраф - вот считай уже поднял показатели. Усёк?
Через пару часов служебная гранта уже доезжала до самого отдаленного поселка района, поселок этот казалось олицетворял все краски экономических реформ России, некогда богатый леспромхоз загнулся, вся материальная база была разворована, большая часть населения разъехалась по другим регионам. В местном сельсовете быстро дали контакты всех самогонщиков и даже обеспечили понятыми - двумя гражданами сомнительной наружности, вероятно постоянными клиентами тех самых самогонщиков.
-Ну че начнем? - усмехнулся Хабиров, - пожалуй с самого отшиба и начнём. Так кто там у нас? Гражданка Попова 1951 года рождения, ишь ты божий одуванчик, сэм гоняет. Бутлегеры сельские, ну ниче, сейчас устрою вам "сухой закон".
-Слышь орлы - Хабиров обернулся на двоих понятых, - если я сам пойду бабка не дернётся или вас отправить?
"Орлы" замялись поглядывая друг на друга. Хабиров хмыкнул и велев дожидаться его сигнала сам пошел ко двору самогонщицы, благо одет он был "по гражданке" и выглядел пусть не местным жителем но подозрений не вызывал.
На отчаянный лай дворняги из дома вышла та самая гражданка Попова, которую местные знали не иначе как тетя Аня. Хозяйка с удивлением разглядывала незваного гостя, а Хабиров пытаясь изобразить состояние легкого подпития подбирал слова для контрольной закупки.
-Здрасте, сказали у вас есть что?
-Что? Что есть?
-Ну это, выпить там чего-нибудь
-Ты что сынок, время то обеда нет, какой пить?
План срывался прямо на глазах, самогонщица была высоких моральных принципов
-Башка трещит. Помираю прям - неожиданно нашелся Хабиров, - хоть чекушечку на опохмел.
Тётя Аня покачала головой, вздохнула и пригласила лейтенанта в дом. Дом был обычным, все как у всех - белёная известкой печка, дощатые полы выкрашенные в коричневый цвет, старый трельяж на ножках, в зале диван под пледом и телевизор заботливо прикрытый кружевной салфеткой, где-то там же в зале тикали часы. Тётя Аня усадила гостя, а сама полезла доставать из под лавки трехлитровую банку с прозрачной жидкостью, откуда налила полстакана и вместе с кусочком пирога поднесла Хабирову.
-Сколько стоит? - Хабиров схватился за стакан, а другой рукой будто потянулся за деньгами в карман
-Да ты что сынок, давай "подлечись" да иди отоспись, вижу что не алкаш. Да и вообще с этим делом завязывал бы, молодой ведь.
-А я хочу еще взять, товарищам, сколь за бутылку? - не унимался Хабиров, ему позарез нужно было оформить факт передачи денег за самогон.
-Не могу продать сынок, это мне за дрова рассчитываться.
-Это как?
-Ну вот привезут хлысты, их пилить надо, потом колоть, в поленницу то я сама сложу, а мужикам за работу или денег или хотя бы на стол накрыть.
-А так совсем не продаете?
-Бывает и продаю, пенсия то сам небось знаешь какая. Да только и гнать уже тяжело, сахар дорогой и у аппарата крышка прохудилась тестом замазываю.
-А дети что? - забыв о роли тайного покупателя спросил лейтенант
-Да у них своих забот. Дочка в Первоуральске, летом только приезжает. Младший вон записался на Украину, самому то уже за сорок, а всё туда же, - тётя Аня вздохнула, - раньше то хоть по ватсапу звонил что да как спрашивал, а сейчас и не дозвонишься ведь, лишь бы живой вернулся уж...
Лейтенант мысленно чертыхнулся, резво встал с табуретки, нащупал в кармане купюру выложил её на стол.
-Так гражданка Попова, я на следующей неделе у тебя, то есть у вас самогон куплю, вот аванс. Мой телефон запишите, как дрова привезут пишите в ватсап, я отправлю двух работничков, Гайнуллина и Шурика Трапезникова, думаю их вы знаете. Только чур не поить их, а я еще заеду, чай попьем с пирожками.
Выходя из дома Хабиров обернулся: ах вот еще что, сельсовет ваша тварюга та еще конечно...