Найти в Дзене
николай самойлов

Анна Герман и Надежда

Анна Герман и Надежда Как ни назови: рок, судьба, крест это есть в каждом, оно определяет, будет ли человек созидателем, творцом прекрасного или разрушителем, сеющим беды, раздор и хаос. Судьба Анны Герман обладательницы родниково – прозрачного, чарующего голоса уготовила ей чудовищные испытания, справиться с которыми не каждый нашёл бы силу, терпение и волю. Она родилась 14 февраля 1936 года в Узбекистане, в городе Ургенч. Ее мать, Ирма Мартенс, происходила из семьи голландских меннонитов – радикальной религиозной группы, представители которой в конце XVIII века перебрались в Россию. Отец, Евгений Герман, был из семьи немецких переселенцев. Он работал бухгалтером в одной из нефтяных фирм. В 1937 году по ложному доносу его обвинили в шпионаже и расстреляли. Ирма Мартенс с детьми – Анной и ее младшим братом Фридрихом – переехала в киргизский поселок Орловка, а затем в город Джамбул в Казахстане. В 1939 году Фридрих умер от скарлатины. Это было очень тяжелое время. Мать Анны писала о нем

Анна Герман и Надежда

Как ни назови: рок, судьба, крест это есть в каждом, оно определяет, будет ли человек созидателем, творцом прекрасного или разрушителем, сеющим беды, раздор и хаос. Судьба Анны Герман обладательницы родниково – прозрачного, чарующего голоса уготовила ей чудовищные испытания, справиться с которыми не каждый нашёл бы силу, терпение и волю. Она родилась 14 февраля 1936 года в Узбекистане, в городе Ургенч. Ее мать, Ирма Мартенс, происходила из семьи голландских меннонитов – радикальной религиозной группы, представители которой в конце XVIII века перебрались в Россию. Отец, Евгений Герман, был из семьи немецких переселенцев. Он работал бухгалтером в одной из нефтяных фирм.

В 1937 году по ложному доносу его обвинили в шпионаже и расстреляли. Ирма Мартенс с детьми – Анной и ее младшим братом Фридрихом – переехала в киргизский поселок Орловка, а затем в город Джамбул в Казахстане. В 1939 году Фридрих умер от скарлатины. Это было очень тяжелое время. Мать Анны писала о нем в своем дневнике: нечего было есть, не было дров, чтобы топить печь, жили в голоде и холоде. Кажется всё это должно было бы заставить Анну ненавидеть всё и всех, лишить сил и голоса. В 1942 году Ирма снова вышла замуж, вскоре ее муж вступил в 1-ю польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко и в октябре 1943 года погиб. В своей книге "Вернись в Сорренто?" Анна потом напишет:

Семьи воинов польской дивизии имели право на репатриацию в Польшу. Ирма Мартенс не говорила по-польски, но решилась на переезд. В 1946 году, взяв десятилетнюю дочь и пожилую мать, она уехала во Вроцлав.

На новом месте Ирма начала преподавать иностранные языки, а Анна пошла в лицей. Училась она хорошо. Помимо немецкого и польского выучила еще английский и итальянский языки, а по-русски всю жизнь говорила без малейшего акцента. При этом "Пела я всегда охотно, когда бы и кто бы того ни пожелал: и на школьных, а позднее и на студенческих торжествах, и дома для гостей… Но я никогда не думала, что пение станет моей профессией. Я пела исключительно для собственного удовольствия, мне даже в голову не приходило, что к этому можно относиться как-то иначе", – писала Анна в книге "Вернись в Сорренто?". Выступление начинающей артистки понравилось, и ее песни включили в концертную программу Вроцлавской филармонии. Развитию карьеры мешало отсутствие у Анны музыкального образования. В этом случае она должна была сдать квалификационный экзамен Министерства культуры и получить допуск к работе на эстраде. В 1961 году Анна его провалила, а через год справилась блестяще. Члены квалификационной комиссии вынесли вердикт:

"Геология немного потеряла, а вот песня, может быть, нечто приобрела".

Карьера молодой певицы складывалась блестяще – в ее программах звучали и лиричные композиции о любви, и старинные романсы, и шуточные песни в народном стиле. Среди других исполнителей Анну особенно выделял ее хрустальный голос – высокое чистое сопрано, а также строгая манера исполнения, скупая мимика и сдержанность жестов.

Первым успехом Анны Герман стала премия на международном фестивале песни в Сопоте в 1963 году, которую она получила за исполнение песни "Так мне с этим плохо". Через год она покорила слушателей композицией "Танцующие Эвридики": " неземная мелодия и неземной голос" – говорили поклонники. Эта песня была отмечена премией Национального фестиваля польской песни в Ополе. А в 1965-м Анна получила премию этого фестиваля за песню "Цветущая роза". В Советском Союзе её гастроли состоялись в 1964-м, а через год фирма "Мелодия" выпустила пластинку с ее песнями на двух языках – польском и итальянском. В конце 1966-го Герман уехала в Италию. Там она выступила на музыкальных фестивалях в Сан-Ремо и Сорренто, снялась в нескольких телепрограммах, давала многочисленные интервью. В книге "Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой" певица писала:

Все прервалось внезапно и трагически – августовской ночью 1967 года Ренато, водитель автомобиля Fiat, в котором певица ехала в Милан, уснул за рулем. Автомобиль врезался в бетонное ограждение, Анну выбросило через лобовое стекло в заросли. У Анны было зафиксировано 49 переломов, в том числе позвоночника, сильнейшее сотрясение мозга и многочисленные ушибы внутренних органов. Она не приходила в сознание 12 дней. Потом год провела лежа, половину этого срока – закованной в гипс от шеи до пальцев ног. Как не прийти в отчаяние, не махнуть на всё рукой, озлобиться.

Анну буквально "собрали по кусочкам": поврежденные кости скрепили металлическими штырями. Ей пришлось заново учиться ходить, владеть руками и ногами. Каждое движение мышц, отвыкших от нагрузки, давалось ей с огромным трудом. И все это время рядом с Анной был Збигнев.

Они поженились в 1972-м, церемония на польском горнолыжном курорте Закопане была очень скромной. Через три года Анна забеременела, и, несмотря на категорические возражения врачей, в ноябре 1975 года родила сына, которого назвали так же, как отца – Збигневом. На эстраду Анна вернулась в 1970 году. Первый ее концерт прошел в Варшавском дворце науки и культуры. Когда Анна вышла на сцену, зрители аплодировали ей более 20 минут. В том же году она записала песню "Человеческая судьба". Это был первый опыт композиторской работы Анны Герман – за нее ей вручили "Золотой диск". Год спустя Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню "Надежда". Сначала ее исполнила Эдита Пьеха, а затем она зазвучала чистым, хрустальным голосом Анны Герман.

Судьба навсегда связало Анну и надежду. Надежда и вера помогли ей выжить, получить любовь и уважение зрителей.

Анна Герман умерла в ночь на 26 августа 1982 года в военном госпитале в Варшаве – ровно через 15 лет после катастрофы в Италии. Ей было 46 лет. Артистку похоронили на Кальвинистском (евангелическо-реформатском) кладбище Варшавы. Волшебный, проникновенный голос певицы до сих пор никого не оставляет равнодушным. Она опасалась забвения, но очевидно, что оно ей не грозит – ее исполнение по-прежнему завораживает и заставляет обращаться к ее творчеству снова и снова. Незадолго до смерти Анна Герман написала:

Если через десять лет кто-нибудь вспомнит хотя бы одну из моих песен, значит, я пела не зря. А уж если через два десятка лет у кого-то дрогнет сердце при звуках "Эха любви" или возникнет желание подпеть "Надежде", а может, кто-нибудь споет "Колыбельную" или еще какую-то из песен, если не забудут "Танцующих Эвридик", я буду аплодировать со своей маленькой звездочки там, на небесах.

"Говорят, что когда человек любит, он безгранично счастлив… Но если даже он любит без взаимности, он все равно счастлив. Грусть там, терзания души, ревность там, слезы – это все мимо. Он просто благороден становится, добр ко всем, так вовнутрь чище как-то". Так думала, так чувствовала, так жила Анна Герман. Вера и Надежда не подвели её. Мы до сих пор помним и любим её.

А есть люди разрушители, они сеют беды и хаос, созидать не могут и не умеют. Такие как Горбачёв, Ельцин, Гайдар, Чубайс.