Первый день.
В конце 2025 года совершили путешествие – с 24.11.2025 по 29.11.2025 мы были в самом красивом городе мира - Санкт-Петербурге. В течении пяти дней, не жалея себя, по незатейливому сценарию - днём музеи, по вечерам – театры. Отдохнули душой «на полную катушку». Было тяжеловато, но мы сдюжили. В день приезда, «Сапсан» доставил на Московский вокзал Санкт-Петербурга в 11.00, нагулялись, наслаждаясь величественной красотой и богатством архитектурных ансамблей города. Невский проспект, Малая и Большая Морские улицы, Гороховая улица, набережная реки Мойки, набережная канала Грибоедова, набережные Невы -Дворцовая, Адмиралтейская… Грандиозные Казанский и Исаакиевский соборы. величественный Зимний Дворец. Площади-Дворцовая с Александрийской колонной (Александрийским столпом по А.С. Пушкину), Сенатская со знакомым с детства Медным всадником (по А.С. Пушкину), памятником первому российскому императору Петру I. Даже названия звучат как красивая музыка. А вечером настоящая музыка-Мариинский театр, слушали оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Арии Неморино «Потаённая слеза» и каватина Дулькамары придадут силы всякому уставшему путнику. Закончу рассказ о «первом дне» в Санкт-Петербурге бессмертной фразой из школьных сочинений на классическую тему «Как ты провёл каникулы» -«Усталые, но довольные мы вернулись домой».
Эрмитаж.
Как любители живописи со стажем, мы не могли не пойти в Государственный Эрмитаж и Русский музей. Не люблю великие большие музеи, в них нет тишины, возможности внимательно рассмотреть работы художников, постоять перед картиной, поразмышлять, так как есть обязанность посмотреть не только шедевры, но и любимые картины (иногда не совпадают) и из них не выходишь с лучезарной улыбкой, а выползаешь, уставшим пришибленным муравейчиком. Государственный Эрмитаж (до 1917 года Императорский Эрмитаж) один из крупнейших в мире музеев, коллекции которого насчитывают свыше 3 миллиона памятников искусства. Эрмитаж возник как частная коллекция произведений искусства, приобретавшихся российской императрицей Екатериной II с начала её царствования. С 1762 года она размещалась в дворцовом флигеле-Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. Для публики Эрмитаж открыт 5 (17 по новому стилю) февраля 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Великолепные залы, всё сверкает и блестит, ошеломляет – ещё бы - около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры! Перечислять шедевры-«места не хватит», но назову любимые- Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)», Рембрандт Харменс ван Рейн «Молодая женщина, примеряющая серьги» и «Возвращение блудного сына». И, как всегда, в огромном искусствохозяйстве, масса проблем. Не говорю о указателях-где, что находится, о табличках к выставочным экспонатам, их иногда вообще нет; об освещение картин, о буклете со схемой залов Эрмитажа-никакой полезной информации. Так как эти проблемы на поверхности, их видят все, и все понимают, что их должна, именно должна, решать администрация музея в рабочем порядке. Я о другом. Выскажу крамольную мысль, мне разрешается-я не специалист музейного дела, такой огромный музей, со множеством разнообразных коллекций, необходимо делить на отдельные музейные площадки. А они в таком славном городе всегда найдутся. Процесс этот идёт, как я понимаю, переместили же коллекции импрессионистов и постимпрессионистов в 2015 году из Эрмитажа в Восточное крыло Главного штаба.
Государственный Русский музей. Государственный Русский музей- открылся для посетителей 7 марта (19 марта по новому стилю) 1898 году. Знаковые шедевры расположены в Михайловском дворце. В это посещение музей показался очень родным и милым, если так можно сказать о художественном музее. Нет богатства, роскоши, обилия мировых шедевров, к тому же он не так огромен, как Эрмитаж. Но какая же прекрасная коллекция «Древнерусское искусство», с фантастической иконой 12 века «Ангел Златые власы», космические иконы из иконостаса Спаса-Преображенского собора города Твери. Открыл для себя картину «На войну» художника Константина Савицкого. На картине множество людей, столпившихся на вокзале, проводы призывников. Эмоции людей зашкаливают – кто-тo обнимается, кто-то плачет, кто-то лихо пляшет. А в правом углу картины фигура богатыря-крестьянина – спокойный, по мне то равнодушный, отвернулся, весь его облик говорит-«меня это никак не волнует». Или моя оценка не верна? Постоял, поразмышлял перед любимой с детства картиной Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Сегодня, конечно, другие эмоции, другой взгляд. Это же сын, старший сын, будущий монарх. А он, Пётр I, отец, хоть и самодержец, «допрашивает»!, а что поговорить- «времени не было». Поэтому, конечно и не только, история России наполнена кровью и трагедией через край, только три революции в России в начале ХХ века.
Мойка, 12.
Один из самых близких моей душе музеев Санкт-Петербурга- Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина, набережная реки Мойки, 12. Не буду оригинальным, если скажу - Пушкин для меня особенный человек, как будто часть самого существования. Россия, Пушкин… На первом этаже дома в квартире из одиннадцати комнат жила семья: Пушкин, жена Наталья Николаевна, дети - Маша, Саша, Гриша, Наташа, сестры жены Екатерина и Александра Гончаровы, жили 4 месяца. В подвальном этаже размещалась комнаты для прислуги, кухня, прачечная. 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года поэт скончался в этой квартире, смертельно раненный на поединке. Экскурсия по музею прошла на одном дыхание, эмоции от посещения запредельные. Пушкин с нами с раннего детства и по сегодняшний день, знаешь его биографию, знаешь его стихи, прозу, знаком с исследованиями его творчества… Но увидеть, прикоснуться, пусть только взглядом, почувствовать дух великого поэта, пусть даже в мемориальном музеи, квартире дорогого стоит. Впечатлил, взволновал, тронул меня рабочий кабинет поэта. Письменный стол, предназначенный именно для писательского труда, удобное вольтеровское кресло с откидной спинкой, огромные книжные шкафы библиотеки со множеством книг. Когда перед смертью Пушкина спросили, с кем из друзей он хочет попрощаться, он обвёл взглядом полки с книгами и сказал: «Прощайте друзья». Стол украшает бронзовая чернильница в виде лежачей книги и чёрного арапчонка, опирающегося на якорь. Арапчонок напоминал поэту о его предке Ганнибале. Пушкин гордился своими предками – в кабинете есть деревянный окованный чёрным железом ларец, который принадлежал Ганнибалу. Пушкин хранил в нём свои рукописи. В кабинете хранятся три трости, поэт любил пешие прогулки и ходил обычно с тростью. Особенно ему была дорога тонкая светлая трость, в которую вделана бронзовая золочёная пуговица с мундира Петра Великого. Пуговица была подарена императором арапу Ибрагиму Ганнибалу. Над столом портрет Василия Жуковского, которым Пушкин очень дорожил и всюду его с собой. На портрете надпись-«Победителю-ученику от побежденного учителя». Кожаный диван, на котором умер поэт после роковой дуэли, каминные часы показывали 2 часа 45 минут и отныне в этом кабинете это время. «Закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина» - написала в те дни Е.А. Карамзина, вдова историка. «Пушкин-наше всё»-написал Аполлон Григорьев в 1859 году и думаю это верно на века.
Два великих собора.
Главные символы и шедевры русской архитектуры Санкт-Петербурга Исаакиевский собор и Казанский собор. Великие зодчие француз Огюст Монферран и русский Андрей Воронихин увековечили русскую веру и русский подвиг. Посетили соборы с экскурсией впервые. В былые времена в Исаакиевском соборе под куполом храма вместо голубя висел маятник Фуко, в Казанском соборе был Музей истории религии и атеизма. Ноги мои не шли туда. Исаакиевский собор, торжественное освещение в июне 1858 года. Строительство курировал сам император Николай I. Цифры поражают – здание украшает 112 монолитных гранитных колонн, снаружи здание украшает более 350 скульптур, 150 панно и картин монументальной живописи. Исаакиевский собор является четвёртым по величине купольным храмом в мире, перед ним идут Собор Святого Петра в Ватикане, Собор Святого Павла в Лондоне, и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Казанский собор. Церемония освещения состоялась в мае 1811 года. Его задумал ещё Император Павел I, он мечтал, чтобы здание напоминало собор Святого Петра в Ватикане. Воронихин возвел грандиозную колоннаду, которая перекликается с итальянским храмом. 96 колонн Казанского собора распахнулись навстречу Невскому проспекту. Зодчий впервые в России при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо. Слава великим зодчим - Огюсту Монферрану и Андрею Воронихину.
Мариинский и Михайловский театры.
В Мариинском театре слушали оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», которая у автора имеет подзаголовок «весёлая мелодрама». В этой опере все счастливы от начала до конца. Мелодическая музыка Г. Доницетти изливается щедро, романтическое bel canto-«прекрасное пение», так страстно, что поток музыки сливается с потоком действия и захватывает так, что забываешь о времени. И «вишенка на торте»- ария Неморино, исполнитель тенор Роман Арнд, «Скрытая слеза» - музыка и слова сливаются вместе, создавая неповторимую атмосферу, которая приникает в сердце. На следующий день в Мариинском театре смотрели балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Астафьева, по поэме А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». История трагической любви крымского хана Гирея к пленнице княжне Марии. Динамичная постановка с многочисленными массовыми сценами, воинственные пляски, декорации и костюмы передают атмосферу крымского ханства и средневековой Польши. В Михайловском театре слушали оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Молодые влюблённые Сюзанна и Фигаро готовятся к свадьбе, новому этапу совместной жизни, полные нежности и надежд. Супружеская пара -граф и графиня -свежесть чувств остались в прошлом (а была ли эта свежесть). Ожидание и реальность, восторг и цинизм, насколько мы готовы сохранить романтические отношения, не превратив жизнь в кошмар обыденности и ужас быта. Об этом размышляли гении Моцарт и Бомарше. А что думаем мы, простые смертные?
Таврический дворец, Капелла.
Следующими двумя адресами вечерней культурной программы нашего краткого пребывания в Санкт-Петербурге были Таврический дворец и набережная реки Мойки-Государственная академическая капелла. Сказать, что понравилось – банально, ни о чём. Лично я буквально задыхался от восторга. Таврический дворец, Купольный зал, «Органный вечер». Концертный орган изготовлен в Испании, в Барселоне, установлен в Купольном зале Таврического дворца в декабре 2010 года, где когда-то находился орган светлейшего князя Потемкина. Благодаря акустике Купольного зала звук органа «держится «в нём четыре секунды, как храмах (в концертных залах-две секунды). Исполнены были Франсуа Куперен, две части из Приходской мессы, Георг Муффат токката Х и конечно Иоганн Себастьян Бах- две хоральные прелюдии, токката и фуга ре минор (Дорийская). Космическое звучание, обволакивающее тебя и проникающее до самых печёнок. Но самым большим сюрпризом стало исполнение произведений А. Марчелло, Д.Б. Перголези, Л. Боккерини и Антонио Вивальди из цикла «Времена года», «Зима» в «версии для домры и органа». Огромный органа звучал тихо, очень деликатно, уступив роль «первой скрипки» маленькой «домрочке», звучащей нежно и трогательно. Мы были в восторге. Огромное спасибо за превосходный вечер Юлии Глазковой (орган, Санкт-Петербург) и Светлане Мусафиной (домра, Екатеринбург). Государственная академическая капелла. Слушали Всенощную Рахманинова С.В. Первое отделение «Песнопения Великой вечерни», второе отделение «Песнопение Утрени». Хор певческой капеллы, солисты -Дарья Лейбова (меццо-сопрано, Олег Трофимов (тенор, возглашения-Владимир Миллер (бас), Василий Силёнок (тенор), Александр Орлов (бас), дирижёр Николай Курбатов. Божественный вечер. Превосходное исполнение «величайшего музыкального достижения русской православной церкви».
Житьё-бытьё. Проживание.
Жили в частном секторе, Невский проспект дом 3. Комнатка миниатюрная, как туристическая палатка в походной молодости, как бы осторожно не двигался-что-то или кого-то, да и зацепишь. Но … Всё для жизни имеется, а главное, выходишь из двора дома перед тобой Зимний дворец, налево виднеется красавец с золотым шпилем- здание Адмиралтейства, направо-бесконечно прекрасный Невский проспект. И все знаковые места города рядом. Питание. Завтраки и вечерний чай в «апартаментах». Обеды в центре города. Проверили все варианты: от скромного варианта-«Столовая №1», среднего- «Шоколадница», до шикарного, для нас, ресторанов -«Петров-Водкин», «Гости», «memo». Ресторан «Петров-Водкин» классные «щи из кислой капусты» и «онежский судак». Было любопытно рассматривать интерьер в ресторане, обыгравшем название в прямом и переносном смысле, прежде всего оригинальная люстра из бутылок и стаканов и роспись в виде Красного коня. Ресторан «Гости» — это отменное место, прежде всего вкусные «щёчки» и забавный интерьер, оформленный в моём вкусе «всего много» и смысла тоже. Чего только там нет-тарелочки, статуэточки, картиночки, обажурчики светильников, подушечки – всё оригинально, и сделано с любовью. Ресторан «memo»-современный стиль, «холодная Скандинавия». Персонал ресторанов молодой, приветливый, внимательный, отзывчивый, я бы даже сказал интеллигентный. Передвижение. В основном пешком, за день нахаживали по 15000 шагов. Общественным транспортом ни разу не воспользовались. Исключением были поездки на такси вечером в театр, обратно опять же пешком. Погода. Разнообразная, температура чуть выше нуля, иногда дождь. Но на хорошее наше настроения это никак не влияло. А восприятие Петербурга на фоне серого неба даже обострилось.
Заключение
«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо как Россия». (А.С. Пушкин). Великолепен Санкт-Петербург! Но есть то, что я бы хотел отметить, что останется теперь со мной навсегда. А именно, по пунктам. Во-первых, музей-квартира А.С. Пушкина. Особенно кабинет поэта-его огромная библиотека, рабочий письменный стол, диван… Во-вторых, улицы и дома центра Санкт-Петербурга. Большая и Малая Морские, Адмиралтейская, Гороховая. Ходить бы и ходить, любоваться бы и любоваться. Во-третьих, Исаакиевский собор, внутреннее убранство собора. Дорого, роскошно, величественно, как и подобает главному собору великой Российской Империи. Но любимым, с первого посещения, ещё Ленинграда, остаётся Казанский собор. В-третьи, концерт в Купольном зале Таврического дворца, а именно дуэт домры с органом. Не забываемая виртуозная игра Светланы Мусафиной, извлекает волшебные звуки на домре, а в сочетании с органом создается уникальное звучание. Волшебство, да и только. Это моё непрофессиональное мнение, скорее чисто эмоциональное. В-четвертых, исполнение в Капелле «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова. Прикоснулись к великой, прекрасной и молитвенной музыке Сергея Рахманинова. В-пятых, встреча с любимым с детства памятником – монументальным конным памятником первому русскому императору Петру Великому. Идеальный памятник во всём-величественный, с красивым жестом правой руки, «любимый царь-батюшка», верхом на вздыбленном коне, устремлённого вперёд, топчущий змею (метафора решительной победы над всеми врагами), красивейший постамент, Гром-камень. А теперь обещанное «заключение»: «Петербург уже давно описан, а что не описано, то надо видеть самому, впечатления мои тебе ни на что не годятся». Иван Гончаров.
С уважением автор Юрий Белов.