Найти в Дзене
АиФ Якутия

Забег жизни. Футболист Смертин пробежал 50 км на полюсе холода в Оймяконе

Настоящим испытанием на прочность стала поездка в Якутию для экс-капитана сборной России по футболу Алексея Смертина. В республику он приехал чтобы принять участие в экстремальном забеге «Полюс холода» в Оймяконском районе. Причём, в свои 50 лет спортсмен преодолел самую большую дистанцию из возможных — 50 километров! Как это было? Читайте в материале Алексей Смертин родом из Барнаула, поэтому холодами его точно сложно напугать. Однако в Якутии морозы стоят особенные. Да и место, где проводят марафон «Полюс холода» само по себе уникальное. Несколько десятков лет назад здесь зафиксировали рекордно низкую температуру — минус 71,2 градуса. Впрочем, республика встретила футболиста сравнительно тепло. «В аэропорту Якутска встретили с кумысом и оладушками, — рассказывает Алексей Смертин. — Погода отличная — всего-то минус 35 градусов. Почти курорт! Но я настраиваюсь на минус 50, жду, когда погода начнёт показывать характер». Впрочем, прибытие в Якутск было малой частью пути, ведь сам марафон
Оглавление
   Настоящим испытанием на прочность стала поездка в Якутию для экс-капитана сборной России по футболу Алексея Смертина.
Настоящим испытанием на прочность стала поездка в Якутию для экс-капитана сборной России по футболу Алексея Смертина.

Настоящим испытанием на прочность стала поездка в Якутию для экс-капитана сборной России по футболу Алексея Смертина. В республику он приехал чтобы принять участие в экстремальном забеге «Полюс холода» в Оймяконском районе. Причём, в свои 50 лет спортсмен преодолел самую большую дистанцию из возможных — 50 километров! Как это было? Читайте в материале

Ожидал 50-градусных морозов

Алексей Смертин родом из Барнаула, поэтому холодами его точно сложно напугать. Однако в Якутии морозы стоят особенные. Да и место, где проводят марафон «Полюс холода» само по себе уникальное. Несколько десятков лет назад здесь зафиксировали рекордно низкую температуру — минус 71,2 градуса. Впрочем, республика встретила футболиста сравнительно тепло.

«В аэропорту Якутска встретили с кумысом и оладушками, — рассказывает Алексей Смертин. — Погода отличная — всего-то минус 35 градусов. Почти курорт! Но я настраиваюсь на минус 50, жду, когда погода начнёт показывать характер».

Впрочем, прибытие в Якутск было малой частью пути, ведь сам марафон должен был пройти в Оймяконе — а от столицы республики до него около 914 километров. Алексей Смертин отправился туда на машине — путь занял порядка 20 часов. Впрочем, время от времени он всё же останавливался в пути — чтобы полюбоваться красотами севера. Однако не обошлось без приключений.

«По пути к месту старта в селе Томтор лавина перекрыла путь, дальше не проехать, — делится футболист. — Дорога здесь по-настоящему опасная — особенно, если ехать на одной машине без сопровождения. Но именно благодаря таким моментам понимаешь цену каждого километра до старта. Благо через некоторое время на дорогу вывели технику, которая расчистила дорогу, и мы двинулись дальше».

В Томтор Алексей Смертин приехал глубокой ночью — и сразу немного расстроился. Ведь ранее ему рассказывали истории о 50-градусных морозах — а на деле за окном «всего» минус 35. Для этих мест тепло. Но сетовать на погоду было некогда — нужно было выспаться, ведь впереди утренняя беговая тренировка.

   Первая тренировка на морозе. Фото: Из архива героя публикации
Первая тренировка на морозе. Фото: Из архива героя публикации

Главное — войлочные стельки

«Пробежались утром вместе с якутским легкоатлетом-сверхмарафонцем Василием Спиридоновым — он лучше многих знает, как ведут себя тело и экипировка в лютые морозы, — говорит спортсмен. — Пробежка выдалась короткой, но очень интересной. Провели заодно и ревизию формы: убрали лишнее и добавили нужное. Получил в подарок войлочные стельки — простая вещь, которая решает многое на холоде».

Перед стартом футболист поделился советами о том, в чём бежать 50 километров в лютый мороз? Ответ оказался простым: во всём, что «работает».

«Проверенные морозом слои термобелья и спортивной экипировки, двое носков, одни из которых горнолыжные, баф, балаклава, шапка и уже упомянутые войлочные стельки — ничего случайного, каждая вещь на своём месте», — делится Смертин секретами экипировки для морозного забега.

   К подготовке экипировки спортсмен подошёл серьёзно. Фото: Из архива героя публикации
К подготовке экипировки спортсмен подошёл серьёзно. Фото: Из архива героя публикации

Ультрамарафон «Полюс холода» стартовал 17 января — Алексей Смертин побежал вместе со всеми поначалу налегке: тело слушалось, всё было под контролем. Однако мороз всё же давал о себе знать. Футболист перепробовал все возможные способы борьбы с холодом — даже начал читать стихи.

«Если я читаю Бродского, значит, всё нормально — а вот, когда я перейду на Маяковского, значит, стало хуже», — шутил Алексей во время забега.

Сложности начались с 18 километра — а впереди их было ещё 32. Но спортсмен продолжал бежать, что называется, на морально-волевых.

«До 35-го километра уже не бежал, а вытаскивал каждый шаг на жилах, — вспоминает спортсмен. — Ахилловы сухожилия на морозе одревенели, стали как струны. Боль жёсткая. Гамаши не спасли — спасала только музыка в наушниках, терпение и движение вперёд. Холод быстро показывает, кто ты и зачем вышел на старт. Спасибо, Оймякон — на трассе я всё понял!»

Забег посвятил брату

50 километров экс-капитан сборной России по футболу преодолел за 4 часа и 45 минут, показав лучший результат в своей возрастной категории.

   Алексей Смертин на финише. Фото: Из архива героя публикации
Алексей Смертин на финише. Фото: Из архива героя публикации

Спортсмен отметил, что в столь морозных условиях считает этот итог достойным.

«Этот старт для меня — не рекорд сезона, а часть пути и желание увидеть другую грань своих возможностей, — говорит Алексей Смертин. — После экстремального забега в пустыне Сахара в плюс 45 градусов я осознанно пошёл в противоположность — к холоду. Ведь каждый предел открывает новое измерение выносливости и внутренней стойкости. Марафон "Полюс холода" совпал с днём рождения моего брата Евгения. Этот забег я посвящаю ему».