Одна замечательная читательница этого блога задала нетривиальный, но очень важный вопрос: "Почему в Ваших постах ощущается дух человека, находящегося в ФРГ на птичьих правах? Вы же уже много лет живете в ФРГ и работаете там, неужели немецкое общество Вас так и не приняло?".
Начав писать ответ в комментарии, пришлось признать, что несколькими предложениями здесь не обойтись в силу того, что вопрос слишком комплексный и отвечать нужно с чувством с толком, с расстановкой, чем здесь и займусь :-)
После некоторых размышлений пришлось признать, что для наилучшего описания немецкого общества стоит подойти к вопросу сразу с нескольких позиций: места конкретных социальных групп в пищевой цепочке, роли "восточных" и "западных" немцев в современной ФРГ, затронуть вопрос гендера и вообще порассуждать на волнующий немецких политиков и СМИ вопрос "что такое немец?".
Вопрос социальных групп не является тривиальным, всегда обсужался в ФРГ латентно и активно обсуждается с 2022-го года. Впервые дискуссия появилась на западе страны еще в 50-60-х года прошлого века, когда ФРГ приняла концепцию приглашения в страну трудовых мигрантов для развития промышленности и осуществления других работ. Женщинам ж вернувшиеся с войны мужики прописали снова осесть дома в роли обслуживающего персонала без права голоса, но с правом быть выброшенными на улицу без содержания, например, за неудовлетворительное выполнение супружеского долга. В результате целенаправленной политики привлечения мигрантов из Италии, Турции, Испании и других стран уже в 70-80х в стране образовались оазисы мигрантов, объединенных по культурному, языковому и меняльному признаку. Отношение коренных немцев к представителям этих оазисов было потребительским и неуважительным в ключе типа "эти мигранты приехали в нашу процветающую после военной разрухи на деньги американцев ФРГ, работают за нас, но содержим их мы". Психология "мы их облагодетельствовали, а они нам должны" прививалась каждому рожденному немцу фактически с молоком матери, видимо, для компенсации комплекса неполноценности перед американцами. Немецкие дети в школах, улыбаясь инородцам, давали им, тем не менее, ясно понять, кто в доме хозяин. О травмирующем опыте высокомерного отношения со стороны западных немцев много раз рассказали и телеведущие, и ученые, и многие другие обладатели неарийской внешности, имевшие опыт обучения в 70-е - 80-е гг в школах западной Германии.
В 90-е гг произошла аннексия ГДР со стороны ФРГ. Восточная германия перестала существовать, став в нарушение всех законов/положений/обещаний и проч. частью ФРГ. А ведь долгие годы западные немцы говорили, что восточная и западная Германии объединятся и станут новым государством, но ... обманули. Соединившись в аннексионном экстазе 2 страны пожали все плюсы и минусы ситуации. Если для ФРГ были только плюсы: приток квалифицированной рабочей силы на рабских условиях, увеличение площади страны, приобретение на бесплатной основе всей промышленности ГДР за копейки и многое другое, включая существенное улучшение положения женщин в обществе, то восточные немцы потеряли страну, работу, получили обесценивание всего, что имели, но, самое главное, в собственной стране стали людьми второго сорта. Да-да! Восточные немцы стали недолюдьми, тк они все делали не так, как западные: и женщины у них работали ("какой позор!" - считали западной немки!) и дети в детский сад ходили ("какие плохие на востоке работающие матери!"- думали западные немцы) и многое другое было не так, как на западе. Даже к приезжим учиться чернокожим жители ГДР относились как к равным, а не как в рабам.
Таким образом, с образованием укрупненного варианта ФРГ появились уже не только деления на богатых-бедных, мигрантов-коренных, мужчин-женщин, но и на восточных-западных немцев.
В 90-х же с целью повышения численности населения и количества рабочих рук ФРГ пригласило этнических немцев и этнических евреев из бывших республик СССР (или тех, кто себя таковыми считал) приехать в ФРГ. Приглашенных селили в бараки, отправляли на учебу и старались интегрировать в общество, но вскоре открыто признались, то менталитет даже тех, кто бил себя пяткой в грудь - не тот. Часть бывших советских людей интегрировала в смысле начали работать на благо новой страны, а часть уселась на социальные пособия. Но даже те, кто работал, остались белой вороной и чувствуя это гордо докладывали неуехавшим родственникам, что стали "как немцы", "немцы нас принимают", а их дети "ну уже фактически немцы". Собственно, эти выражения прекрасно иллюстрируют, что свою ущербность и ущербность своих выучившихся детей бывшие советские люди все же отчетливо ощущали, причем, вне зависимости от материального успеха.
Следующая волна миграции случилась уже во времена Ангелы Меркель, которая, отчаявшись мотивировать граждан ФРГ рожать детей, просто последовала в фарватере западно-немецкой традиции и пополнила население страны за счет мигрантов. За что и получила ушат помоев. Однако, не успели новые мигранты обустроиться в ФРГ, как грянул гром на Украине и миллионы украинских граждан рванули в гостеприимную Германию... И СМИ запели с новой силой о якобы бездельниках-мигрантах, стали размышлять на тему ценностей и обсуждать вопрос, а что такое немец?
Здесь стоит обратить внимание, что несмотря на некоторую миграционную составляющую, ФРГ ощущает себя мононациональной страной. В сознании масс в Германии живут немцы и понаехавшие, при этом понаехавшие - это не немцы :-). Но кто такие немцы?
Совсем недавно снова была опубликована статья на тему того, сколько детей с миграционными корнями учатся в школах ФРГ. Авторы указали, что порядка 1/3 детей от 0 до 14 лет имеют миграционные корни, при этом 91% всех детей с миграционными корнями живут в западной Германии. Что показательно, термином "человек с миграционными корнями" обозначаются все люди, кто сам или чьи предки приехали в ФРГ с 1950-го года. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что людей с мигрантскими корнями в западной Германии гораздо больше, чем в восточной.
Получается, сколько бы человек ни прожил в ФРГ, получил ли он или не получил гражданство, он все равно остается мигрантом, и его дети - тоже. А это, как показывают регулярные публикации журналистов, в некотором смысле клеймо. Иначе зачем бы журналистам с 2022-го года постоянно муссировать эту тему? Да, провозглашаются равные права приехавших, их детей и коренных, но году в 2010-м бывший руководитель Дойче Банка в своем интервью приветствовал приток мигрантов аргументом "нужно же кому-то мести улицы, постригать газоны, выполнять роль прислуги, делать жизнь немцев комфортнее". С тех пор его комментарий на просторах интернета подтерли, да и некоторые мигранты вполне себе выучились, сделали карьеры и теперь самозабвенно служат ФРГ и гордо платят налоги в казну, кто-то организовал свой бизнес и процветает, но осадочек остался.
Итак, в результате всех миграционных потоков, имевших место в ФРГ с 1950-х годов, общество страны стало очень неоднородным, с множеством нюансов и водоразделов: мужчина-женщина на западе, мужчина-женщина на востоке, местный - человек с эмигрантскими корнями, восточный немец-западный немец, турки/арабы - немцы из СССР, немцы из СССР - коренные немцы, украинцы - все остальные, "старые" мигранты - "новые" мигранты и тп. Но сейчас выстраивается уже открытая иерархия:
1) коренной немец в н-ном поколении с запада, который никуда не переезжал
2) немцы, переехавшие на запад сразу после Второй мировой
3) дети коренных западных немцев и мигрантов
4) восточные немцы, бежавшие на запад до 1989
5) восточные немцы
6) дети от смешанных браков восточных немцев
7) иностранные жены/мужья немцев из п. 1,2,4,5.
8) мигранты всех мастей:
а) работающие мигранты не в первом поколении
б) мигранты не в первом поколении, безработные/пенсионеры
Иногда, правда, мигранты считают себя коренными немцами и может дойти даже до того, что женщина в мусульманском платке будет ругаться с не столь ярко выраженным мигрантом на тему того, что она-то немка, а он-то понаехавший... Но это личные дела мигрантов, которые шерифа, пардон, коренных немцев не волнуют :-)