Найти в Дзене
YOGA work - йога для начинающих

Как за 100 лет изменились женщины в России

Чтобы понять, насколько сильно мы стали другими, иногда достаточно просто посмотреть на старые фотографии. Для сравнения: вот как выглядит наша современница Марина Александрова в 38 лет. И сразу скажу, я не пытаюсь задеть наших прабабушек. Мне важно объяснить, что именно произошло с нами за этот век. И дело не только в том, что у женщин тогда не было возможности ухаживать за кожей, делать маски и пилинги, не говоря уже о косметологии. Речь о том, как по-другому была устроена сама женская жизнь. Крестьянки часами находились на морозе, под ветром и на жарком солнце. В поле работали от рассвета до темноты, то есть целыми днями. От ветра и солнца кожа не просто темнела, она пересыхала, покрывалась морщинами, становилась грубой и плотной, как видно на подобных снимках. И кроме работы в поле на женщинах держалось всё хозяйство. Они таскали тяжёлые вёдра с водой, порой через всю деревню. А стирка в реке была отдельным испытанием, и зимой, и летом. От ледяной воды руки и суставы быстро «сдавал

Чтобы понять, насколько сильно мы стали другими, иногда достаточно просто посмотреть на старые фотографии.

-2

Для сравнения: вот как выглядит наша современница Марина Александрова в 38 лет.

-3

И сразу скажу, я не пытаюсь задеть наших прабабушек. Мне важно объяснить, что именно произошло с нами за этот век. И дело не только в том, что у женщин тогда не было возможности ухаживать за кожей, делать маски и пилинги, не говоря уже о косметологии. Речь о том, как по-другому была устроена сама женская жизнь.

Крестьянки часами находились на морозе, под ветром и на жарком солнце. В поле работали от рассвета до темноты, то есть целыми днями. От ветра и солнца кожа не просто темнела, она пересыхала, покрывалась морщинами, становилась грубой и плотной, как видно на подобных снимках.

-4

И кроме работы в поле на женщинах держалось всё хозяйство. Они таскали тяжёлые вёдра с водой, порой через всю деревню. А стирка в реке была отдельным испытанием, и зимой, и летом. От ледяной воды руки и суставы быстро «сдавали», кожа старела буквально на глазах. Так даже очень красивые от природы девушки довольно рано превращались в измученных женщин. Поэтому в 25 лет крестьянка могла выглядеть так, что городской человек давал ей и 35, и 50. А если на тяжёлой работе надрывала спину и начинала сутулиться, впечатление только усиливалось.

Возраст прибавляло и то, что из-за частых беременностей и скудного питания, где постоянно не хватало кальция, женщины рано теряли зубы. Это отражалось и на овале лица, и на речи, и на общем выражении внешности.

-5

Вы можете спросить: а как же знаменитые «красавицы-крестьянки» на картинах? Тут есть нюанс. Многие художники приглашали позировать не женщин из поля, а горничных из барских домов, которые не работали под солнцем и ветром. А про Венецианова даже говорят, что он порой выбирал в качестве натурщиц городских девушек «с пониженной социальной ответственностью», и его идеальные «крестьянки» часто не держали в руках ни серп, ни лапти.

-6

Есть и ещё одна хитрость, связанная уже с фотографиями. Советским специалистам потом приходилось разбираться, где на снимках настоящие крестьянки в народном костюме, а где просто постановка. Дело в том, что к концу XIX века у дворян и городских дам стало модно фотографироваться в «патриотичном» крестьянском наряде. Поэтому на многих таких фото на самом деле вовсе не жительницы деревни, а барышни.

Хорошо, крестьянкам и правда жилось тяжело, скажете вы, а что насчёт дворянок и городских женщин? И у них лица другие. В них есть что-то едва уловимое, что отличает их от нас. Посмотрите хотя бы на снимки признанных красавиц той эпохи.

А вот знаменитая «самая красивая пара» начала XX века — Феликс Юсупов и его жена Ирина.

-7

Учёные объясняют это не только внешними особенностями. Главное в том, что сегодня и женщины, и мужчины живут дольше, чем когда-либо раньше. Хронические болезни приходят на 10–15 лет позже, чем в прошлом веке. Стало меньше тяжёлого труда, который, да, делал людей выносливее, но при этом быстрее «изнашивал». А ещё в XIX веке женщины рожали в среднем около десяти детей за жизнь, и в лучшем случае выживала примерно половина. И это касалось не только крестьянок, но и дворянок тоже.

Приведу воспоминания Елизаветы Водовозовой о своей матери, выпускнице Смольного института благородных девиц.

«Матушка, прожив с отцом 20 лет имела по ее собственному счету 16 человек детей. Я указываю на ее собственный счет, потому что он не согласовывался со счетом соседей. У матушки была какая-то ненависть к точному определению количества своих детей. Так вот, соседи были уверены, что их было 19».

Представляете, какая нагрузка ложилась на организм? А если вспомнить, сколько женщин умирало от осложнений во время родов, становится совсем не по себе.

Спасибо за прочтение, а пока рекомендуем:

И не забывайте ставить лайк, если понравилось и подписываться на канал, чтобы видеть наш контент чаще.