Осенью 1843 года Иван Тургенев посетил петербургскую оперу, чтобы увидеть постановку «Севильского цирюльника» с приезжей оперной дивой. Тот день изменил всю его жизнь – он увидел певицу Полину Виардо-Гарсиа. С того дня и до конца жизни эта женщина стала для него наваждением.
Юный талант
Полина родилась 18 июля 1821 года. Она была испанкой по национальности, но появилась на свет и жила в Париже. Ее родителями были певец и педагог Мануэль Гарсия и певица Хоакина Ситчес, Таланты у девочки проявились очень рано. Она была очень музыкальна, и отец начал обучать ее пению. Училась она также игре на фортепиано, причем, ее педагогом был Ференц Лист.
На сцену девушка вышла в 16 лет. Уже через два года, в 1839 году, состоялся ее дебют – она выступила в Лондоне в роли Дездемоны в опере «Отелло». Критики отметили изысканную технику и эмоциональность ее пения, и карьера молодой певицы пошла в гору.
Талант и обаяние молодой певицы привлекли к ней внимание многих уже достигших известности деятелей культуры и искусства. Она дружила с Сен-Сансом, Берлиозом, Глинкой, Чайковским.
В 1840 году Полина Гарсиа стала женой композитора и директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Их браку способствовала Жорж Санд, с которой Полина была дружна. Правда, она предупредила девушку, что тот хоть и имел «возвышенный ум и благородный характер», но при этом был «унылым, как ночной колпак».
Луи был старше Полины на 21 год, его считали скучным, но он любил свою молодую супругу, не докучал ей ревностью, зато занимался ее карьерой.
Приезд в Россию
Сезон 1843-1844 годов 22-летняя Полина Виардо гастролировала в России. Когда певица впервые вышла на сцену, публика испытала разочарование – расхваленная парижская певица была некрасива. Маленькая, нескладная, сутуловатая фигура, крупные неправильные черты лица, глаза навыкате.
Но стоило Полине начать петь, как все вокруг менялось: атмосфера в зале, отношение зрителей – от разочарования к восторгу. И сама певица – начиная петь, она преображалась и казалась настоящей красавицей. Генрих Гейне так писал о ней:
«Эта певица - не соловей, у которого только один весенний жанр; она и не роза, потому что вовсе не красива; но эта некрасивость так благородна - я почти готов сказать - прекрасна».
Казалось, все подпадало под очарование ее голоса. Попал под него и Иван Сергеевич Тургенев.
Знакомство, определившее судьбу
Тургеневу было 25 лет, это был высокий, крепкий красавец. Он еще не был известным писателем, хотя уже пробовал себя и в поэзии, и в прозе. Больше он был известен как богатый помещик и любитель охоты. Во французскую певицу он влюбился с первого взгляда – и, как оказалось, это была любовь до последнего вздоха. Сам Тургенев позже писал так:
«С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину».
Сначала Тургенев познакомился с Луи Виардо. Их сблизили увлечение охотой и литература, в беседах о которой они проводили много времени. И уже Луи познакомил Тургенева с супругой, представив его как помещика, охотника, «приятного собеседника и плохого стихотворца».
Тургенев стал вхож сначала в грим-уборную Полины, а затем и в дом Виардо, войдя в «близкий круг» вместе с другими поклонниками певицы – графом, генералом и сыном директора Императорского театра. В гримерке каждый из них старался развлечь певицу рассказами, и здесь равных Тургеневу не было – он был прекрасным рассказчиком. А чтобы быть к предмету своего поклонения еще ближе, Тургенев предложил ей заниматься русским языком. И преуспел в этом. Уже через две недели французская певица в сцене урока пения Розины оперы «Севильский цирюльник» исполнила песню на русском языке. Публика была в восторге!
Занятия русским языком продолжались, а в репертуаре Полины Виардо все больше появлялось романсов русских композиторов – Чайковского, Глинки, Даргомыжского. Со временем Полина настолько хорошо освоила русский язык, что стала для Тургенева ближайшим советчиком в его работе над литературными произведениями. Как вспоминала позже Полина Виардо:
«…ни одна строка Тургенева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил ее с нею».
Вслед за любимой
Когда гастроли Полины Виардо в России закончились, она с супругом отправилась назад в Париж. А вскоре вслед за ними, тоскуя по любимой, отправился и Тургенев. Лондон, Берлин, Баден-Баден, опять Париж. У Тургенева сложились прекрасные отношения с Луи Виардо, и Иван Сергеевич сопровождал их на правах близкого друга семьи, порой живя с ними в одном доме. Луи знакомил его со своими друзьями, представляя: «а это наш русский друг».
Сем Тургенев писал:
«Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошёл в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди её мне спокойно и тепло».
Конечно, такой «тройственный союз» вызывал повышенный интерес, недоумение, косые взгляды. Кто-то смеялся, кто-то пожимал плечами. А кто-то просто жалел Тургенева, который всю свою жизнь посвятил женщине, которая просто принимала его любовь, не отвечая ему тем же. В письмах, которые он отправлял ей, если им приходилось расставаться, он писал:
«Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный».
Что касается чувств Полины Виардо, то она говорила:
«Для того, чтобы женщина пользовалась успехом, она должна на всякий случай придерживать около себя совершенно ненужных поклонников. Должно быть стадо».
Тургенева она хоть и выделяла из числа поклонников, но он был для нее «одним из». Скорее, она относилась к нему как к близкому другу. К тому же Тургенев из разряда «плохой стихотворец» вскоре перешел в известные писатели. Ей это было приятно, она сама увлеклась русской литературой и пропагандировала ее в Европе. Она давала ему советы, а он прислушивался к ней:
«Русские не знают, насколько обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать»,
Были рядом с Полиной и другие мужчины, с которыми у нее время от времени вспыхивали романы. А Тургенев прощал и терпел.
Конфликт с матерью
Путешествия по Европе требовали много денег, а мать Тургенева, до которой дошли разговоры о том, что ее сын не просто путешествует по Европе, а в «погонях за певичкой», писала ему грозные письма. В 1850 году Иван Сергеевич вынужден был отправиться на родину, в имение Спасское-Лутовиново.
Мать Тургенева, Варвара Петровна, была женщиной суровой. Позже образ матери он использовал в рассказе «Му-му» для описания барыни. Иван Сергеевич с детства боялся ее и понимал, что разговор будет непростым. Так и было. Мать считала, что любовь сына к замужней певичке - это просто сумасшествие:
«Околдовала тебя проклятая цыганка!»
Она пригрозила, что если сын не пообещает ей, что больше не будет встречаться с той женщиной, то он не получит больше от нее денег и вообще она лишит сына наследства.
Конечно, требовать такого от Тургенева было бессмысленно, и мать лишила его денег с поместья. Он уехал, разругавшись с матерью и забрав свою 8-летнюю дочь Пелагею, которую от него родила крепостная. Девочку он отправил в Париж, где ее с любовью приняла семья Виардо. Спустя несколько лет благодаря стараниям Полины Виардо безграмотная дикарка превратилась в хорошо воспитанную барышню, которая имела способности к рисованию и писала письма к отцу по-французски.
У супругов Виардо были три дочери, и вот в 1857 году родился сын Поль. Конечно, это было радостным событием для семьи, но особенно радовался рождению мальчика Тургенев - он считал его своим сыном. У многих исследователей этот факт, правда, вызывает сомнение, так как в то время у Полины был роман с художником Ари Шеффером, который писал её портрет. Но сам Поль Виардо был уверен, что его отцом является русский писатель Иван Тургенев.
Романы «на стороне»
Ари Шеффер был не единственным, с кем Полина Виардо «изменяла» Тургеневу. Но и у того на протяжении длительного времени их отношений были романы с другими женщинами. Наверно, правильнее их будет назвать «попытками» выстроить отношения с другими женщинами.
У Тургенева был непродолжительный роман с младшей сестрой Льва Толстого Марией, со своей дальней родственницей Ольгой, с баронессой Юлией Вревской и другими женщинами. Уже будучи в возрасте 62 лет, Тургенев завязал роман с молодой и талантливой актрисой Марией Савиной. Он пытался устроить свою жизнь. Но стоило Полине позвать его, он бросал все и устремлялся к ней.
Еще в 1856 году он как-то признался Афанасию Фету, с которым был дружен:
«Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».
Последние годы
В 1882 году Тургенев опять приезжает в Париж. Он уже болен, парижские врачи поставили ему неправильный диагноз и даже прооперировали, но у писателя оказался рак. Здоровье его все ухудшалось.
Последние месяцы жизни Тургенев провел в доме любимой женщины. Она была рядом, записывала под диктовку его рассказы, старалась облегчить его боль. В тот год она сначала похоронила мужа, а через несколько месяцев на ее руках скончался и мужчина, который 40 лет ждал ее любви. После его смерти она унаследовала его богатое имение Спасское-Лутовиново.
Полина Виардо умерла в Париже в 1910 году, пережив мужчину, посвятившему ей всю свою жизнь и готового на все ради ее улыбки, на 27 лет.