Почти все крупномасштабные войны XX века сопровождались пропагандой воюющих сторон с целью деморализовать и разложить изнутри вражескую армию, склонить солдат неприятеля сложить оружие и сдаться в плен.
В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат,
"Ибо пропаганда, - считал Адольф Гитлер, - является тем же орудием борьбы, а в руках знатока этого дела - самым страшным из орудий".
Общее руководство пропагандистской работой в рейхе осуществляло министерство пропаганды Йозефа Геббельса.
Сначала Геббельс тщательно обработал своих - мирное население Германии и немецких солдат. Были выпущено множество плакатов, обесценивающих русских людей, показывающих их в самом неприглядном свете. Выпускались фильмы, в которых население советов представлялось в виде нищей, озлобленной массы, которая только и мечтает, чтобы скорее заполонить Германию.
Пропаганда обрушилась на сознания немцев круглосуточно, ею были пропитаны почти все сферы жизни, и она пыталась действовать на все чувства человека, начиная от слуха и зрения, через радио и телевидение, и заканчивая вкусовыми и тактильными, причем у последних уже привычным образам старались придать патриотичный смысл.
"Настоящее германское...” что угодно становилось новым символом Третьего рейха. А продаваемые на каждом углу таблетки первитина - психостимулятора, в состав которого входили наркотики, делал сознание ещё более податливым и менее критичным.
Вместе с ним действовала система пропаганды в ведомстве Альфреда Розенберга, имперского министра восточных захваченных территорий.
При Генеральном штабе гитлеровской армии работало специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий.
Пропаганда в СССР.
К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках, готовящихся к войне на Восточном фронте, было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских громкоговорителей-автомобилей, сотрудники переносных полевых типографий, специалисты по печати и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок.
О важности пропаганды Гитлер говорил:
"Пропаганда должна обращаться только к массе";
"Пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум";
"Излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов";
"Чтобы лжи поверили, необходимо её пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом".
В подготовке психологической войны против СССР нацистская пропаганда использовала богатый опыт, накопленный при покорении Европы. Однако у этой пропаганды были особенности: её основные лозунги были направлены против «еврейско-большевистского» советского правительства и Коммунистической партии.
Фашисты, чья ненависть к евреям носила патологический характер, видели в евреях особый класс, который фактически властвует в СССР. Нацистская пропаганда утверждала, что большевистская партия и её карательные органы - ГПУ - НКВД - на самом деле являются куклами в руках всемирного еврейского заговора, цель которого - порабощение народов всего мира. Евреев обвиняли в том, что начавшаяся мировая война была развязана по их инициативе. Что они являются нацией-паразитом, живущей за счёт других. Что евреи, захватив власть в России, создали советскую тюрьму народов.
Граждан призывали участвовать в еврейских погромах, поисках семей политработников, не успевших выбраться с захваченных немцами территорий. Одни старались оградиться от обрушившегося пропагандистского потока, шедшего из Германии, другие же активно примеряли на себя роль помощников "освободительной армии", с охотой записываясь в полицейские дружины для наведения нового порядка на территории так называемых Рейх-комиссариатов.
Вывод из всего этого делался такой: большевизм и еврейство - единое целое. И то, и другое является врагом народов советов и подлежит уничтожению.
Листовки призывали: "Бей жидовское отродье! Уничтожай этот бич человечества и ты этим закончишь войну!"
Счастливая жизнь немецких граждан.
Изначально листовки изготавливались в фашистской Германии, однако по мере движения германских войск вглубь советской территории, их производство было отлажено непосредственно в войсках, а также на захваченных советских типографиях. Судя по словам и фразам, используемым художественным приёмам, тексты писались людьми, для которых русский язык был родным.
В геббельсовских пропагандистских материалах "счастливая жизнь немецких граждан" противопоставлялась "ужасам" губительного для народа советского строя.
На листовке "Маска сорвана" был карикатурно изображен Сталин в виде дьявола.
Брошюры на русском языке предлагали простые лозунги: "Каторжный социализм", "Как сталинская шайка угнетала народ", "Как живет немецкий рабочий", "Кто такой Гитлер", "Гитлер - освободитель" и другие.
Женщинам и девушкам оккупированных территорий пропагандировали жизнь слабого пола в Германии с помощью брошюры "Женщина в Германии", листовок "Всем женщинам и девушкам", "Как живут женщины в Германии".
Преимущества Третьего рейха преподносились в богато иллюстрированных качественными цветными фотографиями журналах "Сигнал" и "Современная Германия".
Агитация против Сталина.
В июле 1941 года под Витебском командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-ой бронетанковой дивизии Яков Джугашвили попал в плен. Для немецких пропагандистов это стало настоящей фортуной. В срочном порядке изготовили листовку "А вы знаете, кто это?", где были помещены фотографии Якова в окружении немецких офицеров. На обратной стороне следовал текст:
"Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина… Он сдался в плен, потому что всякое сопротивление Германской армии отныне бесполезно! Следуйте примеру сына Сталина - он жив, здоров и чувствует себя прекрасно. Зачем вам приносить бесполезные жертвы, идти на верную смерть, когда даже сын вашего верховного заправилы уже сдался в плен. Переходите и вы!"
Такие листовки тысячами были скинуты с немецких самолётов. Одну из них в специальном, опечатанном сургучом, конверте доставили с фронта по поручению Жданова лично Сталину. А через некоторое время появилась новая агитлистовка. В неё был включён текст письма, написанного якобы рукой Якова:
"Дорогой отец, я вполне здоров, буду отправлен в один из офицерских лагерей в Германии. Обращение хорошее. Желаю здоровья, привет всем. Яша".
Однако это было ещё не всё. Немцы, используя факт плена Якова, пустились на откровенную фальсификацию. Была изготовлена листовка "Вслед за сыном Сталина сдался в плен и сын Ворошилова". Там же размещалась карикатура, на которой Сталин и Ворошилов испуганно выглядывают из-за кремля. У стены - немецкий солдат с табличкой в руках "Здесь сдаются в плен". Пленённый Яков с распростёртыми объятиями приветствует Сергея Ворошилова.
Листовки на линии фронта.
Оккупационная печать старалась подавить волю к сопротивлению народа, напугать его непобедимостью войск Германии, распространяла заведомо антипартизанскую ложь, слухи о деморализации Красной Армии, использовала методы дезинформации, манипулирования, запугивания, обмана.
Листовки изготавливали в огромном масштабе и ассортименте. Печатались они, как правило, на простой газетной бумаге, в чёрно-белом исполнении, с текстом на одной стороне и рисунком на другой. Изредка были листовки с дополнительным оттиском красного цвета, выделяющим важность того или иного элемента листовки, будь то картинка или политический лозунг. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своём дневнике в июне 1941 года:
"Около 50 млн листовок для Красной армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…"
Хай крiпне дружба!
Особое внимание немцы уделяли Украине. Украинцев старались убедить, что их братский народ - это не русский, а немецкий. Немцы на пропагандистских материалах представали в образе освободителей от большевистского гнета.
Большое внимание уделялось антипартизанской пропаганде. Партизан называли "бандитами Сталина", призывали матерей уберечь детей от ухода в лес, так как там "схоронилась Смерть"
Северный Кавказ.
Национальный фактор нацистам удалось разыграть на Северном Кавказе. Пропагандистские службы вермахта и оккупационных властей преуспели в вербовке полицаев: только в одном городе Пятигорске во всех отделах городской полиции служило около 700 советских граждан.
На плакате для народов Кавказа большевистского ига больше нет, и симпатичный немецкий солдат дует в рожок, созывая всех на большой и по-кавказки гостеприимный пир, после которого все будут погружены в вагоны и отправлены в Германию делать патроны и автоматы.
Однако при всей мощи этой пропагандистской машины, ей так и не удалось завладеть умами большинства. Да – были те, кто не устоял перед соблазнами прикоснуться к новой власти, были те, кто наивно полагал, что новая власть действительно видит в них индивидуальность, защищает их интересы. Но никакие пропагандистские потуги так и не смогли сломить волю народа, которая была сильнее любой идеи разделения, сегрегации, порабощения.
Враг осознал, что никакие плакаты и никакие скрупулезно подобранные кадры не способны заставить этот народ встать на колени.
А как же работала пропаганда в СССР? Об этом можно прочитать в статье:
Благодарю за прочтение!
Если статья вам показалась интересной, автора можно поблагодарить за материал, по ссылке: "Донат для автора"
Рекомендуем прочитать: