#ВсемирныйДеньРелигии, #рецензия, #КаренАрмстронг, #КнижныйОбзор, #БиографияБога, #Религиоведение, #ИсторияРелигии, #Бог, #монотеизм, #метафизика, #креационизм, #не_теизм, #НьюЭйдж, #ликбез, #матчасть
Ко всемирному дню религии нашлась подходящая рецензия из давних, но вполне подходящая по случаю. Впервые опубликованная в НГ-Религиях, здесь представлена в полном и обновлённом варианте.
Карен Армстронг. «Биография Бога: Все, что человечество успело узнать». Серия «Религия. История Бога». Москва, «Эксмо», 2012.
Перед нами – очередной бестселлер Карен Армстронг, одной из самых продаваемых сегодня авторов популярной религиоведческой литературы. Пройдя через фанатичную религиозность и полное разочарование в вере, бывшая монахиня вновь обрела ее после посещения Иерусалима, но уже во внеконфессиональной, «независимой» форме. В этом качестве Карен и стала автором множества книг, поднимающих актуальные богословские, теологические и экзистенциальные проблемы, но подаваемые в доступном неспециалисту виде. Надо полагать, именно поэтому книги Армстронг, переведенные на несколько десятков языков, неизменно становятся бестселлерами.
Аннотация книги с апломбом заявляет, что «Биография» - «одна из лучших современных книг о Боге и религиях». Почему? Ну, во-первых, потому, что от «всемирно известного автора». С этим не поспоришь. Во-вторых, думаю, по причине писательского таланта Армстронг, и «энциклопедичности», по масштабу охваченной информации. Масштаб действительно впечатляет – автор начинает свое повествование рассказом о наскальных рисунках лабиринта Ласко 17-ти тысячелетней давности, и заканчивает актуальной религиозной проблематикой – неохристианством, религиозным и секулярным фундаментализмом, и, конечно же, исламизацией Запада.
В этой работе Армстронг замахнулась, по сути, на «краткий курс» религиоведения «для чайников», и, надо сказать, по большому счету цели своей достигла. Если бы не одно «но». К сожалению, «Биография Бога» по содержанию полностью соответствует названию – это подробный, но без академического занудства, и вполне читабельный (без крайностей популизма и конъюнктуры) рассказ о возникновении, кристаллизации и монополизации концепцией Бога всей актуальной ойкумены. Иначе говоря, книга – история эволюции религиозных представлений западной цивилизации, от пещерного анимизма до нынешних постмодернистских парарелигиозных концепций.
Конечно, будучи столь образованным, популярным (и, само собой, современным, что не менее важно) автором, Карен Армстронг посвятила пару глав первой части книги – «Неведомый бог» верованиям эпохи палеолита и, для полноты картины, дальневосточным теологическим системам. Немало внимания она уделила и эллинским философским традициям, начиная с их первых встреч и последующего взаимовлияния с иудаизмом, впоследствии – христианством и исламом, педантично отмечая их воздействие на монотеистическую традицию на протяжении всей ее истории.
За это, как и характерную непредвзятость, и объективность, с одной стороны, и действительно впечатляющую информативность книги при легкости и доступности изложения, с другой, автору, что называется, честь и хвала. Однако на этом фоне тем более явственно проступают и вышеозначенные недостатки «Биографии». Начиная с аннотации, амбициозно провозглашающей, что эта книга «…о попытках передать невыразимую священную реальность, которой люди давали самые различные имена: Бог, Брахман, Нирвана, Аллах, Дао» - эта «обобщающая» позиция периодически будет всплывать на протяжении всего повествования, автор, к сожалению, не затруднила себя четким разграничением понятий.
Возможно, она и сама придерживается популярных ныне концепций о "единстве религий" и, собственно, "универсальности" (так и просится на язык "унисексуальность") самого Бога, особенно характерных для многочисленных неоспиритуалистских, оккультных и мистических течений и культов, условно-собирательно обозначаемых термином «Нью-Эйдж» - «Новая Эра». На эту мысль, в частности, наводит и такой факт ее биографии – после ее «возвращения к вере» она стала «независимой монотеисткой» - независимой ни от какой из существующих религиозных традиций. И тут я не могу не спросить — а какой, собственно, смысл в подобной религиозной идентичности/принадлежности? Смысл именно личный и практический, а не соображения психологической комфортности - на какое посмертие она надеется и рассчитывает обрести? Ведь именно о нём как о наиболее важнейшей составляющей своей традиции, цели и задачи в контексте её практики говорят ПОЧТИ ВСЕ высокоразвитые (и даже не очень) религии, кроме разве что подчёркнуто посюсторонних и экзотерических изводов? Интересует ли её в принципе трансценденция, как наивысшая из возможных цель и смысл человеческого существования? Боюсь, что ответ в этом случае будет отрицательным…
И чтобы не вводить неискушенного в религиоведении читателя, стоило бы пояснить хотя бы в общих чертах разницу между ближневосточным креационизмом, индоарийским манифестационизмом и дальневосточным – буддийским и даосским – не-теизмом. А то, глядишь, и в самом деле непосвященный ничтоже сумняшеся поверит, что Аллах – это Брахман по-арабски, а Иисус Христос – Бодхисаттва, умерший не на кресте на Голгофе, а в окружении детей и внуков в Кашмире, и там же и похороненный.
Впрочем, если принять во внимание этот, очевидно, существенный недостаток книги, в качестве начального пособия для изучения истории религий - даже, не побоюсь предсказуемой критики, школьного, «Биография Бога» вполне годится. Ну а дальше – как говорится, «мудрому достаточно». Человека, желающего узнать хоть что-то о Боге, книга Армстронг, уверен, поддержит в его устремлении.
Краткая версия, опубликованная в НГ-Религиях: