Нови Стандард | Сербия
Мир трубит о Трампе, но для сербов важнее всего то, что они узнали о нем еще в 2016 году: он планирует восстановить отношения с Россией, чтобы не пришлось бороться с Пекином и Москвой одновременно, пишет НС. Для сербов это открыло маленький узкий лаз, где можно скрыться от геополитического зла.
Лиляна Смайлович (Ljiljana Smajlović)
Для сербов важнее всего то, что они узнали о Трампе еще в 2016 году: он планирует восстановить отношения с Россией, чтобы ему не пришлось бороться с Пекином и Москвой одновременно. Для сербов это открыло маленький узкий лаз, где можно скрыться от геополитического зла.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
О Трампе трубят везде! В наступившем новом году американский президент вызвал у мира разочарование и даже отвращение. Это вполне понятно и даже похвально. Более того, это весьма полезно для "усвоения материала" сербами о Трампе.
Для сербов важнее всего то, что они узнали о Трампе еще в 2016 году: он планирует восстановить отношения с Россией, чтобы ему не пришлось бороться с Пекином и Москвой одновременно. И действительно, когда десять лет назад он пришел в Белый дом вместо того, чтобы раздувать русофобию и призывать к войне с Путиным, как это делали его предшественники, Дональд Трамп хотел с Кремлем договориться.
Для сербов, которых Запад всегда прозорливо считал "младшими русскими", это открыло маленький узкий лаз, где можно скрыться от геополитического зла. Мало ли что? Мы остаемся в прежнем положении, ведь ничто из того, что Трамп в наступившем году сотворил с Венесуэлой, Данией или Ираном, не меняет этого элементарного факта и основанных на нем геополитических предпосылок.
Главным соперником Трампа остается Китай, и тут тоже ничего не изменилось. Но, планируя схватку со своим главным конкурентом Китаем, Дональд Трамп во время второго мандата также пытается сначала примириться с Россией. Не потому, что он любит русских или Путин его держит в кулаке, а потому, что таким образом Трамп хочет хоть немного отвлечь Россию от Китая, ослабить их объятия. Ведь Трамп не хочет, чтобы однажды США пришлось воевать одновременно и с Россией, и с Китаем, то есть их совместными ядерными силами, поскольку такого конфликта США не переживут.
Стратегическая логика
Это не новая, а старая американская политика, которую проводили еще Ричард Никсон и Генри Киссинджер, и называется она политикой "триангуляции". Речь о своеобразном преобразовании треугольника США — Россия — Китай. Никсон привлекал Китай на свою сторону, чтобы тем самым ослабить Советский Союз (на тот момент самого опасного своего соперника). Вот и Трамп сейчас с удовольствием "отвлек" Россию от Китая, поскольку в новом веке именно Китай стал опаснейшим соперником США. Поэтому американский президент встречал Путина на Аляске красной ковровой дорожкой: его беспокоит, что при Джо Байдене Москва и Пекин еще больше сблизились из-за Украины, чем это было во время первого мандата Трампа.
Поэтому Трамп так сокрушается, говоря, что вооруженного конфликта на Украине не случилось бы, будь он в 2022 году в Белом доме. Не потому, что Дональд Трамп против войны: Трамп против только той войны, которая мешает его собственным военным планам. Расчет стратегический, но простой, и сербы его тоже легко распознали (большинство совершенно интуитивно и без погружения во всякие анализы внешнеполитических экспертов).
Поэтому больше не стоит тратить время на критику Трампа за то, что он разрушил все, что было хорошего в США и что мы в них любили. Он действительно разрушитель, но нам то что плакать над тем, что разрушено в Америке? Не Трамп похоронил американский однополярный порядок, и не он положил конец тому "звездному часу", который настал для США после победы в холодной войне и продолжался более двух десятилетий.
Его появление в Белом доме лишь совпало с осознанием американской нацией потери статуса единственной мировой сверхдержавы. Ведь к власти Трампа привели катастрофические решения его предшественников, "большие войны", которые США вели на пике своей необузданной силы и которые в итоге вышли им боком.
Так как, наверное, только "опьяненный миллиардер" мог вот так менять планету и силой экспортировать демократию, пока не было ни единой силы, способной его остановить. Пока не вернулась Россия, а Китай не стал мировым экономическим чудом.
Где в это время были сербы? Сербы — народ, который очень пострадал от американского однополярного "звездного часа". Вообще перед лидерами малых стран стоит только одна задача — избежать мстительности мировых лидеров, но география всегда играет с нами злую шутку. Говорят, в 1939 году советское Политбюро с недоверием и шоком восприняло неожиданное заявление Сталина о решении напасть на Финляндию, на что лидер СССР отрезал: "Не я виноват в географии". Вторая мировая война только началась, и Ленинград лежал всего в 32 километрах от границы СССР, то есть был крайне уязвим. Границу отодвинули в ущерб Финляндии.
Ложный нарратив
Сербам, конечно, далеко до российской границы, но не настолько, чтобы их не интересовало соперничество между державами. А вооруженный конфликт на Украине сделал наш "лаз" еще более узким и тесным.
Но для нас сегодня не менее важно, что Трамп, разрушая Америку и мир, который он считает своим задним двором, развеял заблуждения о благородных намерениях разрушителей. Он разрушил миф о доброжелательной Америке и зловредных России и Китае. Он похоронил иллюзию о том, что американцы выжигают вьетнамские деревни, чтобы "спасти" их от вьетнамских партизан. (Недавно, кстати, умер Питер Арнет, журналист, который в материале с вьетнамского фронта передал бессмертную фразу американского офицера: "Нам пришлось спалить деревню, чтобы ее спасти"; а его имя, которое Арнет никогда не называл, мы уже никогда не узнаем.)
Трамп вывернул геополитический треугольник и радикально изменил американскую риторику так, что США больше не ссылаются на благородные намерения ввести демократию и привить права человека, а аргументируют исключительно силой и американскими национальными интересами. США уже сто раз совершали вторжения и меняли режимы, но еще никогда они столь откровенно не пускались в империалистическую риторику.
Вообще же вторжения и смены режима никогда не совершались ради прав человека и свободных выборов, ведь в таком случае Саудовская Аравия неизбежно попала бы в "топ"-список кандидатов на смену режима. Сейчас, когда Белый дом перестал сыпать этими лживыми объяснениями, поднялся вой до небес. Нарратив о добрых американских намерениях в высшей степени важен для профессиональных апологетов американской политики: да, действия американцев принесли смерть и разрушения, но хотя бы их намерения были добрыми…
Сербов среди этих апологетов мало, и вообще у сербов нет никаких причин расстраиваться из-за того, что жизнь этих апологетов усложнилась. Поэтому среди сербов так мало американских "полезных идиотов" — куда меньше, чем в нашем геополитическом "садке". Подавляющее большинство сербов и прежде не верили в эти сказки.
Поэтому и теперь нам не стоит тешить себя мыслью, что Дональд Трамп — только "аномалия", ошибка истории, или, как датчане или немцы, надеяться, что американцы сами за три года устранят этот "фабричный брак".
Но хуже всего тем, кого судьба Дании потрясла больше, чем судьба Венесуэлы, и кто действительно думает, что с датчанами проделывают то же, что датчане одобряли в случае других, в частности, сербов.
Есть ли вообще хоть один здравомыслящий человек, кто бы верил, что американское вторжение в Иран было вызвано добрыми намерениями?
Есть такая шутка про особое место в аду, которое общественное мнение всегда заранее "бронирует" для текущего идеологического или политического противника. Так вот я "бронирую" это место для тех, кто сегодня мечтает, чтобы иранский режим утопил в крови своих граждан.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>