90 лет со дня рождения заслуженного тренера России Владимира Юлыгина.
Сегодня исполнилось бы 90 лет Владимиру Юлыгину. Он играл в юношеской сборной СССР и дубле ЦСКА. Но сломал ногу, полностью не восстановился, и вся его карьера прошла в Первой лиге, где выступал за «Шинник», одесский «Черноморец», «Днепр» и «Таврию».
Как тренер Юлыгин поработал в разных клубах, в том числе в высшей лиге чемпионата России. Но ни в «Асмарале», ни в ставропольском «Динамо» надолго не задержался.
— Бесков позвал в «Асмарал» помощником в конце 1992-го, — рассказывал мне Владимир Михайлович. — Вскоре он ушел, и готовить команду к чемпионату поручили мне. К сожалению, она уже была на грани краха. Мы даже на сборы никуда не выезжали, тренировались только в манеже. В какой-то момент я не выдержал, попытался объяснить владельцу клуба Аль-Халиди, что с таким подходом к делу мы обречены. На следующее утро главным тренером «Асмарала» назначили Худиева. В Ставрополе — похожая история. Когда в 1994-м приехал туда, от игроков услышал: «Нас тут уже не раз обманывали. Обманут и вас». Так и получилось. Обещания не выполнялись, денег не платили. Поняв, что перспектив никаких, я написал заявление.
Из многочисленных воспитанников Юлыгина особняком стоят трое — Курбан Бердыев, Виктор Лосев и Виктор Булатов.
В 1973-м Юлыгин возглавил ашхабадский «Строитель» и сразу перевел юного полузащитника Бердыева из дубля в основной состав. А четверть века спустя, когда уже сам Курбан Бекиевич тренировал «Рубин», он пригласил Юлыгина в Казань. Курировать детскую школу, поднимать клубный интернат. Помог издать книгу, посвященную технике ударов.
В предисловии Бердыев написал: «В свое время меня, только начинающего играть в футбол, именно Владимир Михайлович научил правильно, а главное, точно бить по мячу...»
Экс-защитник московского «Динамо» олимпийский чемпион-1988 Виктор Лосев, когда заходила речь о Юлыгине, повторял: «Этот тренер сделал из меня игрока». С будущим капитаном сборной СССР на Играх в Сеуле судьба свела его во владимирском «Торпедо».
— Лосев — это феноменальная скорость, сила, выносливость, — рассказывал мне Юлыгин. — Он же в юности в Муроме серьезно занимался легкой атлетикой, подавал большие надежды в беге на стометровке. Угнаться за Лосевым на поле не мог никто. А вот в технике пробелов хватало. Три года я подтягивал Витю, работал с ним индивидуально.
Трехкратный чемпион России в составе «Спартака» Виктор Булатов вообще был для Владимира Михайловича как сын.
— Я разных тренеров повидал, но никто не уделял столько внимания работе с мячом, как Юлыгин, — поражался Булатов в «Разговоре по пятницам». — Для него брак при передаче или остановке мяча был невыносим так же, как фальшивая нота — для человека с абсолютным музыкальным слухом. Любой технический прием приучал доводить до совершенства. Выдумывал массу упражнений, которые больше я нигде не встречал. Причем обязательно иллюстрировал все личным примером. Мы были потрясены — человеку под 60, но удары и подачи выполняет идеально!
— Из родного Челябинска вы уехали в 16 лет?
— Да. Сначала в Ставрополь. Через четыре месяца Юлыгин позвал в ФШМ. В интернате на одном этаже жили команды трех возрастов. Вышли оттуда Юра Дроздов, Вова Бесчастных, Игорь Симутенков, Ильшат Файзулин...
— Кто среди них считался гением?
— Выделялся Бесчастных. Он и начал с 18 лет забивать в «Спартаке». Дроздова, Симутенкова и меня пригласили в «Динамо». С основой тренировались, взяли на ставку.
— Понимали, что не пробиться?
— Я посмотрю налево — там Добровольский, Лосев, Скляров. Направо — Кирьяков, Колыванов, Кобелев. Попробуй заиграй в такой команде. Симутенков, правда, зацепился. А я физически не дотягивал. Да и не мог конкурировать с Добровольским.
— Куда после «Динамо» отправились?
— В СК ЭШВСМ. Сказали: «Будешь играть» — и я плюнул на динамовскую зарплату. А дальше были астраханский «Волгарь» и челябинский «Феникс», это мини-футбол.
— Не вытащил бы вас Юлыгин из Челябинска — как сложилась бы судьба?
— Челябинск — город не футбольный. Если вовремя не уехал — все. В 20-21 ты уже мало кому интересен. Можно заканчивать — а можно пылить до 30 лет во Второй лиге. Или в мини.
— Юлыгин — фигура в нашем футболе недооцененная.
— Не просто так ему Бердыев в свое время доверил в Казани детскую школу и клубный интернат. Я Юлыгину вообще всем обязан. Это он меня пригласил в Москву из Челябинска. Когда из Астрахани поехал тренировать болгарский «Димитровград» — и меня забрал. Владимир Михайлович был изумительный тренер для молодежи. Технику ставил, координацию, тактике учил. Я постоянно чувствовал, что прибавляю. Как раз то, что нужно в том возрасте.
— В «Димитровграде» свои футболисты получали 100 долларов. Вы — 800. Для скромного клуба Второй лиги разница невероятная.
— А вот так договорились с президентом. Он был компаньоном по бизнесу зятя Юлыгина. Хорошо, ребята понятия не имели, сколько мне платят. Первые полгода я был один, потом подъехал Вова Рафаенко из Питера.
— В той Болгарии на 800 долларов чувствовали себя королем?
— Если у тебя в кармане три доллара, можно было зайти вдвоем в ресторан. Поесть от души, ни в чем не отказывая. Даже выпить. Коммунизм!
— Ваши слова: «Юлыгин привил мне вкус к футболу».
— Это правда. А когда в 1999-м Олег Романцев позвал в «Спартак», я решил посоветоваться с Владимиром Михайловичем. Он удивился: «Ты еще сомневаешься?! Соглашайся немедленно! В «Спартаке» испытаешь футбольный оргазм».
...Юлыгин был очень скромным человеком. Не гнался за славой, себя не выпячивал. Но для своих учеников до последних дней оставался непререкаемым авторитетом. А мне когда-то объяснил, почему в тренировочном процессе делал упор именно на технику:
— Много лет назад я получил возможность посещать в Большом театре класс легендарного балетного педагога Асафа Мессерера. Вся работа там шла исключительно через танец. Вот и я, став тренером, взял для себя за основу повышение в первую очередь технического мастерства футболистов. В этом, на мой взгляд, наше главное отставание от зарубежных игроков.
Владимир Михайлович ушел из жизни 26 апреля 2016-го. Ему было 80 лет.
Виктор Булатов: «Человек из ЦСКА швырнул мне 50 тысяч долларов. И убежал»
Александр Кружков, «Спорт-Экспресс»