Экономика Гренландии во многом держится на дотациях Дании и рыболовстве. При этом остров обладает крупными запасами полезных ископаемых. Однако их освоение сдерживается климатом, экологическими запретами и высокой стоимостью добычи. Основная ценность Гренландии связана с будущим ресурсным и стратегическим потенциалом. Если США договорятся о покупке Гренландии, это будет стоить $700 млрд. Что нужно знать об острове как экономическом активе — в материале «Известий».
Состояние экономики Гренландии
• По данным за 2024 год, валовый внутренний продукт (ВВП) Гренландии оценивается в $3,3 млрд. Это почти в 20 раз меньше, чем ВВП американской Аляски, и примерно сопоставимо с тремя арктическими территориями Канады. Примечательно, что Гренландия по ВВП уступает другой зависимой датской территории — Фарерским островам, которые по площади уступают ей в 1552 раза. В сравнении с другими странами Гренландия по номинальному ВВП сравнима с Бутаном и Центральноафриканской республикой.
• При этом, так как население Гренландии довольно маленькое и составляет всего около 56,8 тыс. человек (на 600 больше, чем на тех же Фарерах), то у острова довольно высокий ВВП на душу населения — $58,5 тыс. По этому показателю он находится между Германией и Великобританией, но уступает соседним арктическим регионам США и Канады. Высокий ВВП на душу населения при этом не обеспечивает население высоким уровнем жизни, сравнимым с континентальной Европой. Гренландия сильно зависит от дотаций со стороны Дании, которые достигают €9 тыс. на человека.
• Суммарно Дания покрывает примерно половину государственных расходов Гренландии. Около 43% занятости также обеспечивается бюджетным сектором, что является одним из самых высоких показателей в мире и заметно уступает уровню США и Европы. Кроме того, Дания субсидирует работу некоторых крупных работодателей в транспорте, торговле и сельском хозяйстве.
• Вслед за госсектором главной отраслью экономики Гренландии является рыболовство. Оно обеспечивает 90% от общего экспорта региона, направляемого, в основном, в США, Европу и Японию. Гренландские рыбаки специализируются на ловле креветок, трески, палтуса и лосося. Компания Royal Greenland является крупнейшим в мире продавцом креветок из холодных вод. Также гренландцы занимаются традиционным китобойным промыслом и охотой на тюленей, являясь одними из мировых лидеров в этих отраслях, однако они сильно зависят от государственных субсидий.
• Экономика Гренландии обладает рядом крайне слабых сторон. На острове практически отсутствует растительное земледелие, из-за чего многие продукты питания необходимо импортировать. 80% территории региона покрыто льдами, делающими экономическое освоение почти невозможным. Почти треть населения сосредоточена в столице Нууке, а остальное разбросано в отдаленных поселениях с трудной доступностью. На всю Гренландию приходится около 160 км асфальтированных дорог.
Полезные ископаемые Гренландии
• Хотя Гренландия является слаборазвитым и дотационным регионом Дании, ее природные богатства дают ей огромный потенциал. Геологическая служба Дании и Гренландии (GEUS) оценивает запасы редкоземельных элементов на острове в 36,1 млн т. Однако большая часть этих запасов недоступны или нерентабельны в освоении. По оценке геологической службы США, Гренландия обладает 1,5 млн т осваиваемых запасов редкоземельных минералов, или около 1,6% от мировых запасов. Остров находится на восьмом месте в мире прямо за США, чьи запасы оцениваются в 1,9 млн т.
• Из 34 критически важных сырьевых материалов, определенных Евросоюзом, в Гренландии обнаружены 24, некоторые из которых имеют значимые в мировых масштабах объемы. Недра Гренландии особенно богаты литием, фтором, танталом, ниобием, гафнием, цирконием, фосфором, молибденом, стронцием, платиноидами, ванадием и титаном. Есть месторождения полевого шпата, графита, золота, никеля и меди, а также существуют признаки значительных залежей вольфрама, олова, сурьмы, кобальта, галлия и германия.
• При этом добыча полезных ископаемых почти не ведется. По состоянию на январь 2026 года, разрабатываются всего два месторождения. Одно из них, Налунак, находится на самом юге Гренландии. Там канадская компания Amaroq добывает золото, намереваясь извлечь 320 тыс. унций. Также совместное европейско-канадское предприятие Lumina разрабатывают центрально-западное месторождение антортозита.
• Кроме минералов, Гренландия имеет запасы нефти и газа, расположенные как на самом острове, так и на его шельфе. В прошлом давалась весьма впечатляющая оценка запасов в 110 млрд баррелей нефти, но последние уточнения давали уже запасы в 17,5 млрд баррелей нефти, из которых 4 млрд баррелей являются легкоизвлекаемыми. На данный момент добыча углеводородов в Гренландии не ведется.
• Предположения о стоимости природных богатств острова сильно разнятся. Наиболее крупную оценку дал Американский форум действия (AAF), назвав сумму в $4,4 трлн, из них $1,7 трлн приходятся на нефть и газ и $1,5 трлн на редкоземельные металлы. Однако с учетом всех сдерживающих факторов, таких как неосвоенность территории и суровые климатические условия, реальная прибыль от добычи полезных ископаемых может составить всего $186 млрд. Газета The New York Times вовсе считает, что заработать в Гренландии можно лишь от $12,5 млрд до $70 млрд.
Перспективы Гренландии
• Одной из самых сложных проблем Гренландии является экология. Любая разработка полезных ископаемых ведет к загрязнению окружающей среды, которая служит домом для коренного населения, зачастую ведущего традиционный образ жизни. На острове еще в 1970-х пытались вести добычу свинца и цинка, однако ущерб природе был слишком велик, из-за чего рудники пришлось закрывать. С 2021 года в Гренландии действует запрет на добычу урана.
• Несмотря на наличие полезных ископаемых, говорить о полной экономической самостоятельности острова в настоящее время сложно, поскольку Гренландия сильно зависит от внешней поддержки и не способна самостоятельно обеспечивать себя. Основу ее экспорта сегодня составляют рыба и креветки, на которые приходится около 90% внешних поставок.
• Ежегодные дотации со стороны Дании составляют сотни миллионов долларов и формируют значительную часть ВВП острова, что подчеркивает его финансовую зависимость. Теоретически разработка урана и редкоземельных металлов могла бы увеличить доходы, но такие проекты сопряжены с рисками для окружающей среды, поэтому от них сознательно отказываются, а добытое сырье всё равно пришлось бы отправлять на переработку за рубеж, в частности — в Китай.
• Главная ценность Гренландии заключается в ее местоположении, поскольку остров занимает уникальную географическую позицию между Северной Америкой и Европой и фактически формирует опорную точку всего северного пространства. Гренландия расположена вблизи ключевых арктических морских и воздушных маршрутов, что делает ее важным элементом контроля над перемещением судов, авиации и стратегической инфраструктуры.
• Дополнительный интерес к Гренландии связан с ее выходом к арктическому шельфу, потенциально богатому углеводородами и другими ресурсами. Однако освоение этих запасов в условиях Арктики требует огромных затрат и высоких технологий, что делает добычу на сегодняшний день нерентабельной.
• По данным СМИ, США готовы заплатить за Гренландию около $700 млрд, если смогут договориться. Пока, кроме Вашингтона, никто не изъявлял желания о покупке острова.
• Климатические изменения и частичное освобождение территорий ото льда также могут со временем сыграть роль, но пока этот фактор не оказывает решающего влияния. В целом Гренландия представляет собой регион с серьезным экономическим потенциалом на будущее, который может быть реализован при изменении политических решений и подходов к экологии.
При написании материала «Известия» беседовали с:
- ведущим научным сотрудником Института стран СНГ, политологом Александром Дучаком;
- экономистом, директором Института нового общества Василием Колташовым.