Автор: Илья Волынский, журналист «Оборонки» 16.01.2025 https://oboronka.mezha.ua/suputnikovi-tehnologiji-instrument-viyni-v-ukrajini-307796/
Распространение и удешевление спутников за последние десятилетия позволили по-новому смотреть на военные технологии.
Спутники позволяют проводить разведку с высоким разрешением (даже в облачную погоду и ночью), считать вражескую технику на базах хранения в глубоком тылу, поддерживать стабильную связь, наводить ракеты по координатам и даже управлять дронами в тысячах километров от места пуска.
С каждым годом в гонке вооружений космоса становится больше. Война в Украине показала, насколько важно это направление. Более того, она показала, что пользоваться "военным космосом" может даже страна без большой космической программы.
И речь не только о помощи союзников, но и о коммерческих решениях. С появлением в космосе частных компаний сделать фотографию из космоса или пользоваться спутниковой связью может почти любая неподсанкционная страна или физическое лицо.
До СВО Украина почти не инвестировала в развитие собственной космической программы. В комментарии для "Крым.Реалии" руководитель отделения информационного обеспечения КБ "Южное" Сергей Полуян отмечал, что с 2017 года у национальной космической программы не было стабильного финансирования, а утвержденные планы так и не получали его в полном объеме.
Национальные программы, связанные со спутниками "Сич" и "Сич-2", ситуацию существенно не меняли. По качеству и точности они скорее конкурировали с американскими спутниками CORONA 1970-х годов, чем с современными аналогами.
На возможность Украины пользоваться "военным космосом" сильно повлияли мировые тенденции. Активное использование коммерческих космических решений привело к смещению от государственных программ к рыночным моделям.
К 2020 году на рынке появились частные компании и стартапы, предложившие новый стандарт – SmallSat и CubeSat. Эти спутники массой до 180 килограммов изготавливаются по упрощенным стандартам с использованием коммерческой электроники и меньших размеров элементов. Такие решения оказались значительно дешевле в производстве и запуске, одновременно обеспечивая приемлемое качество данных.
Этот технологический скачок радикально снизил порог вхождения в космос. Спутниковые сервисы перестали быть исключительно государственной прерогативой и стали доступны более широкому кругу пользователей в разных странах.
Именно это во многом помогло Украине в начале СВО, когда Киев обратился за доступом к спутниковой разведке стран НАТО.
Разведывательная информация
Под координацией США десятки государств начали передавать разведданные, а Национальное агентство геопространственной разведки США (NGA) в рамках программы GEGD предоставило доступ к большому количеству коммерческих спутниковых снимков. Но также Украина могла заказывать снимки самостоятельно за свой счет. Это позволило отслеживать передвижение российских войск почти в реальном времени.
Общая доступность спутниковых снимков способствовала появлению GEOINT-аналитиков и сообществ, которые не только анализировали ход событий на фронте или в тылу, но и помогали выявлять цели и объективный контроль поражений. С тех пор гражданские инициативы стали не просто вспомогательным элементом, а полноценной составляющей разведки Украины.
Там, где оптические спутники были малоэффективны – ночью или при высокой облачности, – на помощь приходили SAR-спутники (Synthetic Aperture Radar, формируют изображение с помощью радиолокационных волн, отражаемых от объектов, что позволяет видеть их в сложных погодных условиях или даже под маскировочными сетками), в частности компании ICEYE. Доступ к ним Украина впервые получила благодаря фонду Сергея Притулы и пожертвованиям людей, а затем при поддержке правительства Германии и компании Rheinmetall.
В 2024 году ГУР сообщило, что за два года благодаря SAR-спутникам было сделано более 4 тысяч снимков российских аэродромов, систем ПВО, НПЗ, баз и складов.
"ICEYE нам очень помогли. Был кейс, когда благодаря SAR-снимкам мы нашли позицию российской САУ "Малка" и военные ее уничтожили", - рассказывает Вадим Глушко, основатель OSINT-сообщества "Кибермука".
Старлинк
Еще одним показательным примером влияния коммерческих космических решений стала система Starlink Илона Маска, фактически превратившаяся в инструмент современной войны. Благодаря финансированию со стороны США, а затем Польши, Германии и других партнеров Украины, Силы обороны получили доступ к тысячам спутников и терминалов. Это обеспечило стабильную связь, корректировку огня и даже трансляцию боя в режиме реального времени.
Это резко повысило точность и координацию действий украинской армии без риска быть заглушенным врагом. Командиры смогли в режиме реального времени наблюдать за проведением штурмовых операций, не дожидаясь докладов об успехе или неудаче. Артиллеристы получили возможность корректировать огонь без привлечения наводчиков непосредственно с линии фронта, что уменьшило риски для личного состава и повысило эффективность поражений.
Россия пыталась глушить сигнал Starlink, однако инженеры SpaceX оперативно обновляли программное обеспечение , повышая устойчивость системы к средствам РЭБ. В конце концов, увидев эффективность Starlink, Россия также начала закупать терминалы – из-за "серых" схем.
Больше всего Starlink раскрыл свой потенциал после установки на украинские морские дроны, а впоследствии и на другие беспилотные платформы. Спутниковую связь значительно сложнее заглушить, а ее покрытие и надежность превышают возможности радио- или цифровой связи. Это оказалось критически важным в противодействии российским средствам РЭБ и позволило Силам обороны Украины проводить ударные операции на сотни километров в режиме онлайн.
Кроме того, Starlink сделал возможными сложные эвакуационные операции с применением наземных роботизированных комплексов в районах, где любая другая связь была бы недоступна.
Что дальше?
Война в Украине заставила по-новому взглянуть на роль космических технологий не только Киев, но и западных партнеров. Если раньше спутники воспринимались как вспомогательный инструмент, то теперь стало очевидно: доступ к орбите и данным с нее является критически важной составляющей безопасности.
Дополнительным сигналом стала временная остановка передачи спутниковых разведданных Украине со стороны США в марте 2025 года. Хотя ограничение действовало недолго, оно существенно изменило восприятие зависимости от американских систем как в Киеве, так и в европейских столицах.
"От партнеров пришел файл с данными, а в нем пусто", – сказал тогда один из высокопоставленных собеседников «Оборонки» среди военных.
После восстановления доступа к данным инцидент не утратил своего значения. Он заставил и Украину, и Европу задуматься о последствиях возможного повторения подобной ситуации. Обе стороны критически зависят от США в космической сфере, ведь их собственные возможности существенно уступают американским.
"Потенциал США уникален и фактически незаменим, даже в контексте НАТО. Однако сейчас начали появляться коммерческие решения, о которых мы раньше и не мечтали, и они будут доступны всем", – отметил временный руководитель программы оборонных инноваций НАТО DIANA Джеймс Аппатурай.
У Европы пока нет полноценной альтернативы американским системам, несмотря на наличие таких игроков, как Airbus или ICEYE. Именно поэтому инцидент ускорил дискуссию о космической автономии и безопасности ЕС.
"Европа сейчас очень активно наращивает закупки спутников и космических возможностей, особенно в пределах европейских стартапов", – говорит Ник Ковальский, основатель космического консалтингового агентства East Front Solutions.
Киев также активно вовлекается в этот процесс, углубляя сотрудничество с Брюсселем в развитии европейской космической инфраструктуры и уменьшении политической и технической зависимости от отдельных игроков, в частности Starlink.
Среди возможных альтернатив рассматриваются активно закупаемые в Европе спутники OneWeb от Airbus. В Украине также пытаются разработать собственный терминал спутниковой связи UASAT. Он не сможет полностью заменить Starlink, но это позволит обеспечить резервные каналы для украинской армии.
Хотя количество таких решений пока меньше, а стоимость – выше, в перспективе это может способствовать диверсификации рынка, фактически фактически находящегося под монополией Маска.
Отдельные страны уже переходят от дискуссий к практическим шагам. Так, Швеция планирует развернуть до 10 спутников, а Украина сотрудничает с Чехией над созданием спутниковой группировки "Созвездие".
Кроме того, Rheinmetall объявила о создании совместного предприятия с ICEYE для производства спутников в Германии. Этот пример особенно интересен, потому что Rheinmetall и ICEYE уже сотрудничали для обеспечения потребностей сил обороны Украины.
В Украине создано Управление космической политики, а к 2030 году государство планирует иметь свои национальные спутники для оборонных целей.
Примечание автора канала
Дмитрий Рогозин: "Я могу вам даже сказать, у меня есть баллистические таблицы так называемые пролетов иностранных спутников, например, над Таганрогом. Могу вам просто показать. И я могу вам сказать, что у вас времени, например, чтобы тайно, чтобы спутник не снимал в данный конкретный момент перебежать из пункта А в пункт Б, например, сбегать за пивом и обратно, ну, максимум там минут 12 есть в течение суток. А все остальное время пролетает новый спутник. И новый спутник просто щелк, щелк, щелк, щелк снимают." (27.02.2023 https://bloknot.ru/obshhestvo/svo-ilon-mask-i-yadernaya-vojna-e-ksklyuzivnoe-interv-yu-dmitriya-rogozina-bloknotu-1067284.html)
Военкор Александр Коц: "Я видел как-то трофейные спутниковые снимки, которые США передавали Украине – это что-то с чем-то, я вам скажу. Самый простой пример – со спутника видна БМП, которая стоит под деревом, она накрыта маскировочной сетью и, тем не менее, со спутника она видна, видны ее бортовые номера, видна буква Z на башне, которая находится под маскировочной сетью. И тут же идут координаты географические, по которым можно наносить удар высокоточным оружием." (эфир радио «Комсомольская правда» 23.03.2023)
Директор по коммерческим и деловым операциям Национального агентства геопространственной разведки США Дэвид Готье: "Мы сотрудничаем более, чем с сотней компаний и используем изображения по крайней мере с 200 коммерческих спутников. В нашем „портфеле“ также имеются около двадцати различных аналитических сервисов. Мы взяли всю ИТ-архитектуру, с которой мы работаем, и подключили компании через интернет напрямую к аналитикам на Украине." (17.05.2022 https://rtvi.com/stories/sputniki-bespilotniki-i-agentura-kak-amerikanskaya-razvedka-pomogaet-ukraine/)