Найти в Дзене
Мама дяди Фёдора

Ретроспектива жизни или мое мнение о "Дептфордской трилогии"

Предупреждение: Для начала немного об авторе. Роберстон Девис — довольно известный на Западе писатель, родом из Канады. У нас на слуху литература английская, европейская, русская, но ни разу не канадская. Хотя немногие знают, что знаменитый «Рассказ служанки» — это не просто сериал, а книга, написанная канадской писательницей Маргарет Этвуд. Ну да ладно, современные люди не задумываются о таких мелочах. Вернемся к книге, «Депфордская трилогия» состоит из 3-х самостоятельных произведений, но объединена одной историей. Я очень люблю книги в которых автор мало того, что заставляет тебя подумать, так еще и благодаря книге ты обращаешься к внешним источникам. Я для себя открыла Юнгианский психоанализ, например. Первое произведение так и называется "Пятый персонаж" Мне кажется, что вы — Пятый персонаж. Ведь вы не знаете, что это такое, да? Так вот, в постоянной оперной труппе нашего, европейского образца непременно должна быть примадонна — всегда сопрано, всегда главная героиня и зачастую ду

Предупреждение:

  • спойлеры, о много спойлеров;
  • хочу, чтобы многие узнали об этой книге, поэтому буду стараться не попасть под цензуру, и язык будет «кривоват».

Для начала немного об авторе.

Роберстон Девис — довольно известный на Западе писатель, родом из Канады. У нас на слуху литература английская, европейская, русская, но ни разу не канадская. Хотя немногие знают, что знаменитый «Рассказ служанки» — это не просто сериал, а книга, написанная канадской писательницей Маргарет Этвуд. Ну да ладно, современные люди не задумываются о таких мелочах.

Вернемся к книге, «Депфордская трилогия» состоит из 3-х самостоятельных произведений, но объединена одной историей. Я очень люблю книги в которых автор мало того, что заставляет тебя подумать, так еще и благодаря книге ты обращаешься к внешним источникам. Я для себя открыла Юнгианский психоанализ, например. Первое произведение так и называется "Пятый персонаж"

Мне кажется, что вы — Пятый персонаж. Ведь вы не знаете, что это такое, да? Так вот, в постоянной оперной труппе нашего, европейского образца непременно должна быть примадонна — всегда сопрано, всегда главная героиня и зачастую дура, а также тенор, исполняющий роль ее возлюбленного; затем должна быть контральто — соперница героини, или колдунья, или что-нибудь еще в этом роде, и бас — злодей или соперник тенора. Все это очень мило, однако для построения сюжета необходим еще один актер, обычно баритон; на профессиональном жаргоне его называют Пятым персонажем, в отличие от тех четверых он непарный. Без Пятого персонажа не обойтись, это он расскажет герою тайну его рождения, это он поможет впавшей в отчаяние героине или спасет от голода отшельницу, а может даже стать причиной чьей-либо смерти, если так требуется по сюжету. Примадонна и тенор, контральто и бас получают на свою долю лучшие арии и блистательные деяния, но без Пятого персонажа сюжет не построишь! Это хорошая роль, пусть и не слишком эффектная, и карьера тех, кто ее играет, бывает долговечнее самых золотых голосов.

Первая часть трилогии это автобиография того самого "пятого персонажа" Дамстана Рамзи, от банальной завязки с летящим снежком и до самой его смерти. Ох, как сложно писать об этой части, во-первых, я низко кланяюсь переводчику этот перевод с сохранением авторского стиля просто высший пилотаж, особенно в сравнении с современными переводами оставляющими ощущение, что текст переводил ИИ либо старый и надежный гугл. Современные переводы в большинстве своем не ценят первоисточник, меняют текст в угоду того кто и как обучил ИИ, а может и просто забили на содержание и согласование предложений. Я начинала читать 2 раза, потому в части, когда Рамзи вернулся в Дептфорд - повествование для меня немного, как говорится, "провисло" и я откладывала книгу. На протяжении всей истории я параллельно гуглила историю протестантов и агиографию потому что ничего об этом не знала, не интересовали меня ранее ни католики ни протестанты ни иезуиты и тонкости их взаимоотношений. После знакомства с "Братьями Карамазовыми" (не к ночи будут упомянуты) я слежу за темой веры в произведениях и тут, она тоже проходит красной нитью через всю трилогию. В принципе, первая книга (как и вся трилогия) потягивает магическим реализмом в виде "случайных" совпадений, но мы потом поймем что случайности не случайны (авторы, которые строят произведение по академической манере опираясь на архетипы персонажей очень интересно стоят сюжет и это ответ почему Данстан Рамзи и есть пятый персонаж) и в целом знаем всю историю, она банальна: любой поступок имеет значение, даже тот, который казался тебе детской шалостью: один кинул снежок (положив внутрь камень), второй увернулся от камня и сам, собственно, камень прилетел в затылок беременной женщине. Вот и три героя нашей истории: тот, кто кинул камень, тот кто увернулся и тот, кто родился на 80 дней раньше срока (ох, какая там фраза в конце третей книги "Мир чудес" про "80 дней в раю").

"Пятый персонаж" - история Данстана Рамзи, заканчивается убийством, которое начинает второй роман трилогии - "Мантикора". Это царство юнгианского психоанализа, шуточек на тему Фрейда и типичный прием алкоголика у психиатра.

-2

Вторая часть это история сына, того кто бросил камень. Ох, тут тема воспитания, отцы и дети, травмы детства (и что мы считаем травмой, а что нет ставши взрослыми), пресловутые случайности - я чуть ли не пищала от восторга (мои триггерные точки, воспитание сына же). Вот эта диаграмма очень помогла мне во время чтения, делала очень много заметок и, практически, стала фанатом психиатров юнгианцев

-3

Третья книга эта история "мальчика, который выжил", выжил вопреки всему в "Мире Чудес". Очень тяжелая книга и страшная, потому что опять же эта история одной семьи и одного ребенка. Особенного ребенка, как можно понять из того, что он родился раньше срока на 80 дней. Родился в пуританской, религиозной семье с матерью, которая "повредилась" умом после ЧМТ от снежка и для пятого персонажа она стала святой, а для других стала "бл***цей", которую привязывали в доме и закончила свою жизнь в психиатрической клинике. Тот, кто родился раньше срока стал невероятно успешным человеком, мы видим его и слушаем его историю в тот период жизни, который называют "пришло время исповедаться". Травмированный ребенок, жертва н***силия, украденный цирком, много лет не имевший своей личности (психология во всей красе), ставший величайшим магом современности. Тут же меня зацепил конфликт поколений в искусстве (уход школы старого театра и ее замена новой на примере Англии) и на фоне нового Буратино. Возможно, я действительно, слишком строга к молодежи и просто старею, раз отрицаю все новое (новый Буратино) или просто мой вкус слишком утончен чтобы есть всякое д****мо, что предлагает нам кинематограф в России. Ну и я против бездумного использования что ИИ что "цифры" в искусстве - не способны они создать то, что может человек. Нет в этом жизни и таланта. Как помощник - да, создатель - нет.

-4

В заключении, хочу сказать что вся трилогия наполнена философскими (вечными) вопросами и классической, академической психологией - не той, что нам транслируют коучи с модными словами абьюзинг, газлайтинг. Именно той психологией, которая наука (а не хватание по верхам и превращение людей в хамло и вечно травмированных уродов, защищающих неведомые границы), позволяет нам познакомиться с самими собой и смириться с тем (принять наконец), что наше настоящее "я" очень может нам не понравиться (и что ты не всегда главный герой). Но оно есть мы на самом деле. Я явно перечитаю трилогию еще не один раз, уже с точки зрения того, что я знаю историю целиком, с разных точек зрения и главное ответ на вопрос: "Кто убил Боя Стонтона".