Найти в Дзене

«Деньги по «малышам» зафиксируем»: как новые правила поддержки скажутся на аграриях Татарстана

— Намерение Минсельхоза начать в 2026 году реализацию нового федерального проекта «Развитие малого агробизнеса» стоит приветствовать, учитывая большую роль мелких форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности и прежде всего за счет работы на локальных и региональных рынках, а также в повышении занятости и доходов сельского населения, — комментирует инициативу академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков. — Многие эксперты нередко занижают эту роль, не показывая при анализе структуры валового выпуска агропродукции долю малых сельхозорганизаций, продолжая традиционно относить к малым формам фермерские хозяйства и хозяйства населения. Росстат показывает долю малых сельхозорганизаций, включая микропредприятия, в производстве отдельных видов продовольствия, но не в валовой продукции сельского хозяйства в целом. Такие оценки искусственно занижают роль малых форм. По данным Ассоциации крестьянских (
Оглавление

— Намерение Минсельхоза начать в 2026 году реализацию нового федерального проекта «Развитие малого агробизнеса» стоит приветствовать, учитывая большую роль мелких форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности и прежде всего за счет работы на локальных и региональных рынках, а также в повышении занятости и доходов сельского населения, — комментирует инициативу академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков. — Многие эксперты нередко занижают эту роль, не показывая при анализе структуры валового выпуска агропродукции долю малых сельхозорганизаций, продолжая традиционно относить к малым формам фермерские хозяйства и хозяйства населения. Росстат показывает долю малых сельхозорганизаций, включая микропредприятия, в производстве отдельных видов продовольствия, но не в валовой продукции сельского хозяйства в целом. Такие оценки искусственно занижают роль малых форм.

Размазать не получится

По данным Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), на долю малых форм хозяйствования приходится порядка 55% валовой сельхозпродукции. Вице-президент АККОР Ольга Башмачникова рассказывает, что в организации давно ждали подобного документа.

— По сути, принятие проекта означает, что все меры поддержки, предусмотренные для малых форм хозяйствования, будут аккумулированы в одной строке, которая будет защищена — регионы не смогут перенаправить средства с этого направления на другие, — говорит она.

-2

Фото Минсельхоз РФ

О том, что отныне деньги, полагающиеся малым формам хозяйствования, не могут быть использованы в других целях, говорила и глава российского Минсельхоза Оксана Лут на всероссийском Дне поля в июле прошлого года:

— Сейчас деньги по «малышам» размазаны по разным программам, их можно перераспределять, регионы их часто перераспределяют. Надеюсь, со следующего года мы их зафиксируем. Их можно будет перераспределять только внутри мер поддержки по «малышам», больше никто их получить не сможет.

Тогда же Лут приводила статистику, согласно которой в поголовье КРС доля малых хозяйств составляет почти 56%, овец и коз – 85%. Фермеры и ЛПХ засевают 35% всей площади агрокультур, а в овощах открытого грунта эта доля составляет более 83%. Всего в России более 160 тыс. крестьянских (фермерских) и более 17 млн личных подсобных хозяйств.

Кооперативам возместят закупки

Одно из направлений поддержки касается сельскохозяйственных кооперативов, занимающихся закупкой, переработкой и последующим сбытом продукции, выращенной в фермерских хозяйствах. С текущего года они могут претендовать на возмещение части затрат на закупку продукции: если ее объем составляет от 5 млн до 25 млн рублей, возмещение составит 10% затрат, от 25 млн до 50 млн рублей – 12%, более 50 млн рублей – 15%.

В конце прошлого года Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам со ссылкой на Росстат сообщал, что в 2024 году кооперативы закупили продукции для дальнейшей переработки и сбыта более чем на 11,6 млрд рублей; объем производства составил 14,6 млрд рублей.

По информации министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, на сегодня в Татарстане насчитывается 215 сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов – с 2020 года их число выросло в полтора раза.

Объем оказываемых ими услуг и пререрабатываемой продукции оценивается в 18,5 млрд рублей; за последние пять лет эта цифра выросла в три раза. По итогам 2025 года прогнозная выручка СХПК составит 22,5 млрд рублей.

-3

KazanFirst

В ведомстве отмечают, что подобного результата удалось добиться благодаря целенаправленной и системной государственной поддержке, которая в Татарстане оказывается в рамках четырех программ. В 2025 году объем прямой финансовой поддержки кооперативов составил 503 млн рублей.

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров отмечает, что объем закупок продукции у фермерских хозяйств кооперативами может быть совершенно разным:

– Есть кооперативы, которые закупают на три миллиона рублей, а есть такие, у которых объем закупок полтора миллиарда, поэтому и объем субсидий будет разным. Новая мера поддержки – это хорошо, но учитывая нашу многолетнюю практику, могу предположить, что субсидии получат далеко не все – все будет зависеть от лимитов, которые российский Минсельхоз доведет до Татарстана, и того, как полученные средства распределит региональное ведомство.

Деревня без хлеба

В новом федеральном проекте закреплена и мера поддержки для владельцев малых сельских пекарен. Размер гранта составляет до 10 млн рублей, но не более 50% от стоимости проекта. Грантовые средства необходимо будет использовать в течение 18 месяцев. Отбор проектов возложен на региональные власти, однако вторым шагом они должны быть согласованы федеральным Минсельхозом.

Средства можно будет направить не только на новое строительство, но и на завершение ранее начатых проектов. Также на них можно купить или установить оборудование или приобрести специализированный транспорт для перевозки хлеба, правда, в этом случае сумма поддержки уменьшится до пяти млн рублей (также не более 50% от затрат).

Одно из условий гранта – ежегодный прирост объема производства хлеба и хлебобулочных изделий минимум на 3%.

-4

KazanFirst

– Мера важная и своевременная, – говорит Камияр Байтемиров. – Во многих сельских населенных пунктах купить хлеб можно раз в несколько дней, когда приезжает автолавка. В Кукморском районе работает КФХ Хаматдинов, которое занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий – у него объем производства составляет порядка 20 тонн. Эту продукцию развозят по 60 точкам, причем не только в татарстанские деревни, но и в населенные пункты Чувашии, Марий Эл и Кировской области.

Долгий путь денег

Грантовая программа «Агротуризм», стартовавшая в 2022 году, также стала частью нового федерального проекта – на ее продолжение из федерального бюджета будет направлено 730 млн рублей. Эксперты KazanFirst отмечают, что программа стала настоящим толчком к развитию сельского туризма в частности и сельских территорий в целом.

– С 2022 года, когда началась реализация грантовой программы, в 63 субъектах Российской Федерации создается или уже создано более 300 проектов, – приводит статистику начальник отдела сельского туризма Минсельхоза РФ Андрей Тутариков. – В прошлом году при поддержке гранта «Агротуризм» началась реализация 90 новых проектов развития сельского туризма. В 2026 году к ним добавится еще 56 проектов, отобранных в 2025 году для предоставления гранта. Предварительно (точная информация будет в марте) в прошлом году объекты сельского туризма, созданные при поддержке Минсельхоза России, посетило более 500 тысяч туристов и экскурсантов, а всего с 2022 года – около 1,7 миллиона человек.

– Агротуризм – это, можно сказать, лицо всего нашего сельского хозяйства, – говорит советник председателя правления АО «Россельхозбанк» Любовь Белеску. – По итогам прошлого года он входит в пятерку самых востребованных видов туризма в нашей стране, и, безусловно, грант дал развитию этого направления огромный толчок. Тот фокус внимания, который сейчас обращен на агротуризм, говорит о том, что это направление будет стремительно развиваться и набирать еще большую популярность.

Среди проектов, реализованных в Татарстане с использованием гранта, Белеску выделяет три, попавших в Атлас проектов агротуризма Минсельхоза РФ, – «База отдыха «Страусы Биляра» (КФХ Зинатуллина), «Усадьба Багряж» (КФХ Кузьмин, Тукаевский район) и «Татарский страус» (КФХ Котдусов, Высокогорский район).

Сами участники рынка продолжение программы приветствуют, однако указывают на ряд недостатков, главный из которых – большой временной разрыв между победой в гранте и получением денег на заявленные мероприятия.

-5

Питомник «Ивушка»

– Мы были одними из первых в Чувашии, кто получил грант: подавали в 2023 году, а получили деньги в 2024, – говорит владелица питомника «Ивушка» Вероника Беликова. – И мы попали в момент резкого роста цен на работы – в моменте они выросли почти вдвое. Пришлось пересогласовывать все сметы и самим искать средства, поскольку в бизнес-плане, который мы отправили в Минсельхоз, менять ничего было нельзя. В итоге к 10 млн рублей, полученным в рамках гранта, пришлось добавить столько же своих средств. Тем не менее, программа была весьма полезной для нас – мы положили асфальт, поставили туалет для посетителей, оборудовали небольшое помещение для приема гостей.

С подобными сложностями столкнулся и глава КФХ «Экоферма «Демьяново» в Кировской области Александр Кочкин:

– Деньги доходят на места очень долго. Мы грант выиграли дважды. Первый в 2023 году, а получили только в конце 2024-го, а на реализацию проекта дается всего 18 месяцев. А тот, что выиграли в прошлом году, получим, дай Бог, в нынешнем, если наши министерства начнут лучше взаимодействовать, и нам вовремя передадут эти средства. Хотелось бы также, чтобы Минсельхоз был лояльнее к грантополучателю – на этапе подготовки заявки невозможно все предусмотреть; если вносишь изменения в проект, правки могут рассматриваться месяц и больше.

-6

«Экоферма «Демьяново»

Фермер также отмечает необходимость более гибкого подхода к заявителям из разных регионов – по его словам, программа поддержки не всегда может отвечать условиям того или иного региона:

– В Дагестане они одни, в Татарстане другие, а Черноземье и Нечерноземье также отличаются друг от друга.

Наконец, по мнению Кочкина, в регионах за сельским туризмом должны быть закреплены одни и те же ответственные ведомства:

– За туризм сейчас отвечает Минэкономики, а мы работаем с Минсельхозом. Туризму нужно свое министерство. Еще одно наше предложение — создание отдельного ведомства по развитию сельских территорий — это помогло бы решать все инфраструктурные вопросы напрямую.