1940 год. Сибирь. Группа рабочих под Абаканом, у села Чапаева, возле рек Абакан и Ташеба, прокладывает дорогу. Но вдруг натыкается на каменное основание. Постепенно раскапывая его, они понимают, что здесь зарыто что-то большое и особенное.
Новость распространилась с неведомой силой и долетела до местного музея. Работники музея попросили разрешения осмотреть находку. Каменное основание показалось им чем-то непохожим на то, что им встречалось раннее.
На место прибыли сотрудница Л. А. Евтюхова из Государственного исторического музея и В. П. Левашова из Минусинского музея.
Раскопки проводились в течение следующих четырёх лет, с 1941 по 1945 год.
Архитектура дворца.
Дворец оказался не самым огромным: 35×45 метров, или 1500 кв. м, с входом с южной стороны.
В середине дворца располагался центральный зал, а вокруг него — 20 комнат. Глинобитные стены толщиной 2 метра были надёжным укрытием.
Дворец имел систему подпольного отопления и был тёплым убежищем. Можно с полной уверенностью сказать, что под каждым полом была своя кочегарка. Горячий воздух поднимался по трубам. Некоторые комнаты были снабжены жаровнями.
У входа располагалась облицовочная глиняная плитка с ёлочным узором.
Двери центральной комнаты были оснащены бронзовыми ручками в виде рогатого горбоносого чудовища с бакенбардами, усами и оскалом.
Найденная утварь была китайской за исключением одного сосуда, который был явно хуннского происхождения.
Также нашли точильный брусок, золотую серьгу, коралловую бусину, блюдца из нефрита.
Здание было покрыто черепицей в виде четырёхугольных вогнутых дисков. Торцовые диски имели надписи на китайском языке: "Сыну неба тысячу осеней и десять тысяч лет весной радости без горя".
На торговых перекрёстках...
Сибирь в то далёкое время не была глухой и забытой провинцией. Она была частью Великой Степи, где разыгрывался кровавый театр событий, торговли, миграций.
Дворец находился среди владений Хунну и был точно построен не древними кочевниками в китайском стиле, но кем?
Хунну, или как китайцы называли Сюнну, — древний кочевой народ, населявший просторы степи с 220 года до н. э. по II век н. э.
Китайцы и кочевники Хунну враждовали и мирного проживания не практиковали. Считается, что Великая Китайская стена была построена для защиты от этого степного народа.
Есть несколько версий, кому мог принадлежать дворец.
- Китайский полководец Ли Лин в 99 году до н. э. сдался в плен хуннскому вождю и тепло подружился с ним. В знак дружбы ему разрешили построить дворец. Но при точной датировке выясняется, что дворец был построен приблизительно в 9—23 годах нашей эры, то есть примерно через век после сдачи в плен.
- Лу Фан — самопровозглашённый китайский император, бежавший к Хуннам. Как оппозиция императора Китая, он был интересен степным кочевникам. Ему было позволено построить себе дворец. Многие учёные считают, что именно ему принадлежал иероглиф с указанием императорского титула "Сын неба".
- Ван Чжаоцзюнь, или "принцесса", была дочерью китайского императора, выданной замуж за хуннского вождя в качестве примирения и укрепления мира.
- И самая безумная версия: дворец мог быть построен как отдельная административная единица для контроля торговли.
Точного ответа о том, кто там проживал, у исследователей нет.