Найти в Дзене
Стелла Кьярри

Одолжение

— Мы с Федей дружим с пелёнок, поэтому могу точно сказать, что он самый понимающий и отзывчивый человек на свете. Если бы таких людей было больше, наш мир стал бы чуточку лучше. За тебя, Федь! С днём рождения! — сказав этот тост, уже пошатывающийся Максим взял рюмку и опрокинул её. Все друзья, сидевшие за большим столом в ресторане, последовали его примеру.
— Спасибо, Макс! Спасибо за такие

— Мы с Федей дружим с пелёнок, поэтому могу точно сказать, что он самый понимающий и отзывчивый человек на свете. Если бы таких людей было больше, наш мир стал бы чуточку лучше. За тебя, Федь! С днём рождения! — сказав этот тост, уже пошатывающийся Максим взял рюмку и опрокинул её. Все друзья, сидевшие за большим столом в ресторане, последовали его примеру.

— Спасибо, Макс! Спасибо за такие приятные и тёплые слова! — именинник с благодарностью улыбнулся и тоже осушил стопку.

Праздновать своё двадцатисемилетие Фёдор не планировал, но друг настоял на этом. Именно Максим убедил товарища собрать хотя бы самых близких людей.

— Как это день рождения и без праздничного стола? Нет, ты просто обязан собрать нас всех вместе! — настаивал мужчина.

В итоге Федя согласился. Он много и упорно работал, и ему тоже хотелось отдохнуть и повеселиться на празднике. Мужчина забронировал стол в ресторане, пригласил друзей и как следует отметил свой день рождения.

Когда праздничный вечер подошёл к концу, и гости стали расходиться, к Фёдору подошёл нетрезвый Максим с очередной просьбой.

— Дружище, выручай меня! У меня финансовые сложности. Тебе ведь много денег подарили, одолжишь мне?

— Опять? — усмехнулся Федя.

— Не опять, а снова! — ответил приятель и громко расхохотался.

— Ой, не знаю, Макс, у меня и самого много финансовых обязательств. Я даже ещё за ресторан до конца не рассчитался.

— Да ладно тебе, я же верну, ты же меня знаешь. Разве я тебя когда-нибудь обманывал? — Максим пристально посмотрел на друга.

— Нет, но дело-то не в этом…

— Вот именно, что нет! Дружище, выручи в последний раз! — парень сложил ладони вместе и умоляюще взглянул на Федю.

— Ладно, сколько тебе надо? — обречённо вздохнул именинник.

— Тысяч десять хватит. Спасибо, Федь, ты настоящий друг!

Максим и Фёдор дружили с самого детства. Они вместе ходили в детский сад, школу и даже учились в одном институте. Все эти годы парни оставались верными друзьями, но их характеры и жизненные цели совершенно не совпадали.

Фёдор всегда отличался упорством и целеустремлённостью. Он чётко знал, чего хочет от жизни: построить карьеру, добиться финансовой независимости и завести семью. После института он сразу же устроился на работу, параллельно осваивал новые профессии, постоянно развивался и двигался вперёд.

Максим же предпочитал плыть по течению. Его устраивала беззаботная жизнь без планов на будущее. Он жил сегодняшним днём, часто менял работу и надолго не задерживался ни на одном месте.

С годами разница в отношении к жизни двух друзей становилась всё более очевидной. Максим постоянно нуждался в деньгах и без конца занимал небольшие суммы у друга. Фёдор, несмотря на своё недовольство, не мог отказать приятелю — всё-таки они дружили с детства.

Максим никогда не обманывал приятеля. Всё, что он одалживал, пусть и не сразу, но всё-таки возвращал Фёдору. Иногда это происходило через месяц, иногда через полгода, но с долгами Макс всегда рассчитывался. Такая честность товарища немного успокаивала Федю, и он, хотя и с неохотой, но давал ему некрупные суммы.

И вот сейчас, после дня рождения, Максим снова стал клянчить деньги у друга. Федя опять пошёл у него поводу и дал ему десять тысяч. Он отчётливо понимал, что это не последний раз, когда Макс говорил о материальных трудностях, но продолжал верить в их крепкую дружбу. В глубине души мужчина надеялся, что однажды Максим возьмётся за ум и изменит свою жизнь к лучшему.

Но время шло, а приятель Феди никак не менялся.

Как-то раз во время очередной встречи в баре Фёдор признался, что мечтает о новом автомобиле.

— Опять мне пришлось машину в сервис загнать. Совсем старая стала, — жаловался парень, ведя непринуждённую беседу с Максом.

— Сколько ты уже денег в неё вложил? Не пора её поменять? — поддержал разговор Максим.

— Пора, вот думаю над этим.

— А чего думать? Надо брать, и всё. У тебя работа стабильная, кредит быстро оформишь.

— Ага, ты ставки-то видел? Вот поднакоплю ещё чуть-чуть и возьму новенький кроссовер. А без первоначального взноса в банк соваться даже не стоит, — только произнёс Фёдор, как тут же пожалел об этом. Говорить об имеющихся накоплениях Максиму определённо не стоило.

— Кстати, что касается денег. Я ведь тебе десять тысяч должен? Помнишь, занимал после дня рождения?

— Я-то помню, а вот ты, по-моему, забыл, — рассмеялся Федя, пытаясь перевести всё в шутку, чтобы друг не обиделся.

— Да не забыл я, не забыл. Вот твои деньги, — Макс достал портмоне и, вытащив оттуда две пятитысячные купюры, отдал их другу.

— О, спасибо. Я уж думал попрощаться с ними, — не переставая улыбаться, проговорил Фёдор.

— Обижаешь! Я с тобой никогда так не поступлю, — Максим тоже улыбнулся.

Через неделю после этой встречи Макс снова позвонил Фёдору насчёт денег. Но на этот раз он попросил у него в долг не символическую, а довольно внушительную сумму.

— Зачем тебе столько?! — услышав просьбу друга, внутри Феди что-то сжалось. Деньги на автомобиль он копил уже полтора года и через несколько месяцев надеялся обзавестись новым транспортом, но у Максима были свои планы на его сбережения.

— Двоюродная сестрёнка заболела. Ей срочно требуется операция, а у нас такую не делают. Дядя и тётя собирают средства, чтобы отвезти её в другую страну. Я бы и сам им помог, но кредит мне не дают, ты же знаешь, — Макс говорил это чуть ли не плача. Такого отчаяния в голосе друга Федя никогда не слышал.

— Сочувствую, дружище, но… но… но я не занимаюсь благотворительностью. Может, тебе стоит обратиться в соответствующие организации?

— Да я не прошу у тебя денег безвозмездно. Тётя с дядей всё вернут! Они небедные люди, просто у них со счетами проблемы. Когда разберутся с банком, тогда и отдадут всё до копейки. Просто время поджимает, понимаешь? Бедная Лизонька, ей всего двенадцать, а она уже такое переживает…

Федя испытывал смешанные чувства. С одной стороны, ему было жалко сестрёнку друга, с другой — обидно. Он столько времени копил на машину, а теперь покупка откладывалась.

Несмотря на сомнения, Фёдор всё-таки снял крупную сумму со своего счёта и отдал её Максу лично в руки.

— А когда они смогут их вернуть? Летом я планировал взять машину, — спросил он.

— Не переживай, дружище. Через месяц они с долгами точно рассчитаются, — заверил его Максим.

— Было бы неплохо, — с надеждой кивнул Федя.

Но ни через месяц, ни через два своих денег Фёдор так и не увидел. Он часто спрашивал о них Макса, но тот лишь кормил его обещаниями.

— Да-да, они документы какие-то оформляют, чтобы счета разблокировать. Как только это случится, они всё вернут, — повторял он.

Но спустя три месяца дядя и тётя Максима деньги не вернули. Более того, сам парень внезапно исчез из поля зрения Фёдора. Федя и звонил ему, и писал сообщения, но тот будто сквозь землю провалился. Где-то в глубине души мужчина понимал, что друг обманул его, но какая-то надежда ещё теплилась в его сердце. Так продолжалось до тех пор, пока однажды Фёдор не увидел мать Макса на улице.

— Здравствуйте, Зоя Владимировна! Как хорошо, что я вас встретил. Не подскажете, куда Максим подевался? Я всё звоню ему и пишу, а он не отвечает, — Федя всегда был в хороших отношениях с родителями друга и рассчитывал на искренность его матери.

— Как? Разве ты не знаешь? Максимка уехал в столицу. Сказал, что там у него подвернулось прибыльное дело. В мегаполисе-то возможностей больше, чем в нашем городишке, — Зоя Владимировна сильно удивилась, когда узнала, что сын не сообщил другу о своём отъезде.

— Правда? Он мне не говорил… — нервно сглотнув, ответил Фёдор. Он был шокирован этой новостью, но быстро взял себя в руки и продолжил беседу.

— Скажите, а как там Лизонька? Ей сделали операцию?

— Какая ещё Лизонька? Какая операция? — Зоя Владимировна искренне не понимала, о чём говорил парень.

— Ну как какая? Двенадцатилетняя сестрёнка Макса. Он говорил, что она серьёзно болеет. Даже взял у меня деньги в долг, чтобы помочь ей, — Федя уже понимал, что друг подло обманул его, но продолжал верить в лучшее.

— Извини, Феденька, но я не понимаю, о чём ты говоришь. Нет у нас в родне никакой двенадцатилетней Лизоньки. По-моему, ты чего-то напутал, — поняв, в чём дело, Зоя Владимировна быстро попрощалась с другом сына и торопливо пошла в другую сторону.

В этот момент все иллюзии Фёдора рухнули. Он стоял посреди улицы, чувствуя, как его поглощает разочарование. Многолетняя дружба оказалась ложью, а его доверчивость стоила ему не только крупной суммы, но и веры в людей.

Мысленно попрощавшись со своими деньгами, Федя начал копить их заново. Надежд на то, что Максим добровольно вернёт долг, не было. Да и другим способом их невозможно было вернуть — ни расписки, ни свидетелей, ни даже чека о переводе у Фёдора не было.

Спустя полгода мужчина уже смирился и с потерей денег, и с потерей друга. Как вдруг Макс снова объявился. Он позвонил Феде и как ни в чём не бывало стал расспрашивать его о жизни.

— Как дела, дружище? Как поживаешь? Что новенького? Я тут в столице живу, не получилось с тобой нормально попрощаться. Работа подвернулась, надо было действовать быстро, — говорил Максим.

Федя был в шоке оттого, что друг решил связаться с ним после всего, что сделал. В то же время в нём проснулась надежда, что Макс вернёт ему деньги.

— У меня всё нормально, а у тебя как? Как устроился? — Фёдора совершенно не интересовала жизнь старого приятеля, но спросить прямо о долге он не решался, чтобы не спугнуть его.

Однако следующие слова Максима дали Феде понять, что возвращать деньги тот не собирался.

— Устроился неплохо, но жизнь здесь дорогая, сам понимаешь. Я тут чего тебе звоню… Хотел спросить, не одолжишь мне тысяч десять-пятнадцать до зарплаты. Позарез нужно!

Когда Максим стал снова клянчить деньги у друга, Федя опешил от его наглости.

— Так ты мне ещё тот долг не вернул! За Лизоньку, которой не существует! — раздражённо ответил он.

— Слушай, я понимаю твоё недовольство, но у меня серьёзные проблемы. Выручи, а? Тебе ведь ничего это не стоит. Ты всегда умел зарабатывать, а вот у меня что-то не выходит, — продолжил настаивать Максим, игнорируя слова Феди.

— Ну ты и наглец! Я эти деньги, которые ты у меня обманом выудил, пОтом и кровью зарабатывал! Отказывал себе во многом, чтобы машину купить, а ты говоришь, что мне это ничего не стоит?!

— Да что ты злишься? Верну я их тебе как-нибудь, только вот решу свои проблемы и сразу займусь этим. Ну так что? Скинешь пятнадцать тысяч?

Когда Максим снова стал кормить друга обещаниями, Фёдор даже спорить не стал. Он просто положил трубку и заблокировал его номер. Мужчина был готов простить долг Максу, лишь бы больше никогда не видеть и не слышать его.

Не зря говорят: хочешь потерять друга — одолжи ему денег. Теперь Федя на собственном опыте понял горькую правду этой пословицы.

Стелла Кьярри
Стелла Кьярри

Спасибо за поддержку