Будет ли форвард-новичок?
Инсайдер Сергей Богданович
Пресс-конференции Сергея Семака обычно аккуратны и выверены, порой даже чересчур осторожны. Однако первая встреча главного тренера «Зенита» с журналистами в 2026 году — сразу после прилета команды в Катар на первый зимний сбор — получилась неожиданно резонансной.
Во-первых, Семак признался, что Вендел «готов платить за опоздание, нежели присутствовать и начинать вместе с командой». Но это мало кого удивило. Бразилец не впервые сознательно опаздывает на сборы и регулярно получает за это штрафы. «Ждем его в ближайшее время», — добавил тренер.
Во-вторых, Сергей Богданович фактически анонсировал уход Матео Кассьерры. Новость стала неожиданной сразу по двум причинам. Во-первых, зимой ни одно российское или зарубежное СМИ не сообщало о переговорах колумбийца с другими клубами. Во-вторых, Семак крайне редко комментирует трансферы до их официального оформления. В этот раз он выступил в роли инсайдера.
Когда главный тренер публично говорит о предложении по игроку, который к тому же не прибыл на сборы, выводы напрашиваются сами собой. Вскоре прояснилось и направление трансфера: Кассьерра перейдет в «Атлетико Минейро», где выступает Халк. По информации журналиста Пепе Сьерры, сделка должна быть закрыта в ближайшие часы.
Ожидаемое прощание
Уход Кассьерры сложно назвать сенсацией. Его контракт с «Зенитом» был рассчитан до лета 2027 года, а слухи о возможной продаже появлялись почти в каждое трансферное окно. Колумбийцу 28 лет, он остается ликвидным активом, а полтора года до истечения соглашения — подходящий момент для трансфера.
К тому же Матео перестал прогрессировать. Да, в сезоне-2023/24 он выдал шикарный отрезок, когда забил 21 мяч в чемпионате и в том числе оформил пента-трик в Грозном. Однако в целом его уровень в «Зените» был средним. Хотя дебютный для него сезон в России был многообещающим — тогда колумбиец забил 14 голов в 22 матчах за «Сочи» и помог черноморцам финишировать вторыми в РПЛ.
Текущий сезон Кассьерра начал ярко — семь голов в восьми летних матчах чемпионата и Кубка. Но больше Матео за «Зенит» не забивал: плохая форма и проблемы со здоровьем превратили его в игрока ротации.
Таким образом, сам по себе уход выглядит логичным. Но оправданно ли это решение в ситуации, когда «Зенит» уже расстался с другим нападающим — Лусиано?
Требуется форвард
На том же брифинге Семак объяснил, как клуб планирует действовать в случае трансфера Кассьерры:
«Уйдет Матео — будем смотреть, будем искать еще одного форварда в пару к Соболеву. Есть у нас и другие опции, которые мы можем использовать. Но, конечно, хотелось бы при уходе Кассьерры найти еще одного игрока атаки», — подчеркнул тренер.
Под «другими опциями» Семак подразумевает внутренние резервы. Осенью проблему низкой результативности нападающих тренерский штаб пытался решить за счет перевода Луиса Энрике в центр атаки. Решение оказалось спорным. С одной стороны, бразилец помогал команде в подыгрыше и освобождал правый фланг для Глушенкова. С другой — он оставался вингером по своей природе и не обладал выраженным голевым чутьем. Два гола в 16 матчах РПЛ — слишком скромный показатель для футболиста, который весной должен вести атаку одного из фаворитов чемпионата.
Еще один вариант — Глушенков. Однако и он выглядит неубедительно. Максим неоднократно говорил, что комфортнее чувствует себя на правом фланге, и это подтверждается его игрой. Для раскрытия сильных качеств ему необходимо пространство, а в центре атаки его заметно меньше.
Остается один профильный нападающий — Соболев. Александр выступает за «Зенит» уже полтора года, но так и не приблизился к своей результативности времен «Томи» и «Крыльев Советов». Семь голов в 40 матчах РПЛ — показатель, который с трудом соотносится со статусом основного форварда клуба-лидера. При этом возможностей у Соболева достаточно, однако в завершающей стадии ему постоянно чего-то не хватает. По данным Рустат, реализация голевых моментов у Александра составляет 23% - один из худших показателей среди центрфорвардов лиги.
Поэтому слова Семака о необходимости нового нападающего после ухода Лусиано и Кассьерры выглядят вполне логично: с текущим набором игроков выстроить стабильную атаку крайне сложно.
Варианты на вход: новый бразилец или кто-то из РПЛ?
Уход двух нападающих-легионеров, а также бразильца Жерсона освобождает «Зениту» квоты для трансферов из-за рубежа. В финальной стадии находятся переговоры по Джону Джону из «Ред Булл Брагантино», однако его основные позиции — атакующий полузащитник и вингер. При необходимости он способен сыграть на острие, но вряд ли рассматривается тренерским штабом как профильный центрфорвард. В прошлом сезоне «Зенит» испытывал проблемы с созданием моментов, и Джон Джон призван помочь именно в этом компоненте.
А кто придет на место центрфорварда — пока загадка. Об уходе Лусиано было известно давно, возможную продажу Кассьерры тоже можно было прогнозировать, поэтому логично предположить, что клуб начал работу над заменой заблаговременно.
Из форвардов этой зимой активно обсуждается только фамилия Райана — 19-летнего суперталантливого нападающего «Васко да Гама». Но на него огромный спрос в Европе, и «Зениту» будет очень тяжело выиграть конкуренцию.
Возможен и возврат к прежним вариантам. Летом «Зенит» был близок к покупке нападающего «Рубина» Даку, но сделка в итоге сорвалась. Кроме того, уже не первый год в шорт-листе петербургского клуба находится форвард «Фламенго» Педро Абреу.
Время еще есть, трансферное окно даже не открыто, но сине-бело-голубым лучше бы поторопиться, потому что сборы уже начались, а внедрять новичка в состав необходимо как можно раньше.
Осознание проблемы — это одно, но ее решение — совершенно другое. Год назад в «Зените» тоже рассчитывали успеть приобрести центрального полузащитника на замену Клаудиньо. А в итоге экстренно заявляли Сашу Зделара в последний день окна.
И заплатили за это потерей чемпионства.
Гоша Чернов, «Спорт-Экспресс»