Это время я помню до сих пор в мельчайших деталях, как будто было вчера. Лето. Вечер. Баба Нюра достаёт своё рукоделие и садится в любимое, старое кресло, а я хлопаю в ладоши от восторга, зная, что это означает. А это означало время для мистических историй. Я беру себе большую чашку малины или клубники и усаживаюсь в ногах у бабули на маленький стульчик. Мне десять лет. Я завороженно смотрю на спицы, которые быстро-быстро, как крылья птиц в полете, мелькают у бабушки в руках, а из её уст слышится очередная история.
Повествование ведётся от лица бабы Нюры
Тот, кто ходит за окном
Когда маленькая я была, запрет у нас был от взрослых - в окно нельзя было ночью в полнолуние смотреть! И попробуй только обойти этот запрет - папка у нас с суровым нравом был, каждый из восьми детей до сих пор помнит его армейский ремень. И говорили нам, что в деревне, в полнолуние, ходит по улицам высокая фигура с невероятно длинными руками, Безликий они его называли, и заглядывает в окна, смотрит, кого бы с собой забрать. Если все спят, то мимо пройдёт, а вот если встретиться взглядом с этим нечто, с его пустыми глазницами, то жди на следующее утро в доме покойника. Страсть, как мне интересно было, дети же они любопытные, хотя и боялась ослушаться отцовского приказа. Долгое время и глаза не смела в окно кинуть, если мамка с папкой вечером кричали, что полная луна взошла. А тут одной такой ночью уснуть не могла. Тогда только-только сестрёнка маленькая родилась, кричала по ночам сильно. А комнаты то две всего, дом маленький. Вот она не спит и мы не спим в соседней комнате. Потом смотрю - другие вроде задремали, а я всё никак. Лежу и думаю про Безликого. И что-то меня вдруг толкнуло, вскочила и к окошку. Стою, выглядываю, хоть и страшно. И тут. Вижу тень. Чёрная, длинная и будто на меня смотрит. Глаз не вижу, лица тоже, но запомнила навсегда непропорциональные части тела. Ужас меня сковал дикий. Еле я от окна отойти смогла и в койку. До утра не спала, так трясло меня. А на утро сестрёнка-то маленькая навсегда и затихла. Забрал её Безликий, как в нашей местной легенде и говорилось. Папка то быстро узнал, что я к окну ночью вставала, сама не выдержала, рассказала. Ремень со свистом летал по мне, да я даже не чувствовала, такая душевная боль была от смерти маленькой сестрёнки. Так и не знаю по сей день совпадение ли это было и видела ли я что-то на самом деле, но вину за смерть Катеньки чувствовала долго. А в окно в полнолуние я до сих пор не смотрю, боязно.
Мертвая дочь
А эту историю я слышала от своей бабушки. Была она уже взрослая, замужем, когда у соседей дочь пропала. Ушла на речку и не вернулась. Это сейчас у нас речушка сама знаешь какая, даже не искупаться толком, высохла вся, а раньше огромная была, да глубокая. Течение то и сейчас есть, а тогда ещё сильнее было, но никого это, конечно, не останавливало. Много детишек там утонуло в те времена. Вот и соседская девчонка, семилетняя Лида, пошла на речку и не вернулась. Искали они по деревне, бегали, да все уже понимали, что беда случилась, вещи-то - платьешко, да обувь, на берегу же нашли. Теперь только ждать, когда течением тело вынесет. Либо так и найдёт она свой покой на дне реки. Дальше уже рассказывал сам сосед моей бабушке. Ночью стук в их доме раздался. Сосед подскочил - дочка вернулся! Распахивает дверь, а там стоит Лида. Мокрая насквозь, с платья и волос вода капает, и молча на отца смотрит. Сосед говорит, так жутко стало, даже дочь не смог обнять, а она прошла сразу во вторую комнату и в кровать. Ну, думает сосед, мать не буду будить, еле уснула она, утром обрадуется. А сам не спит, прислушивается. И слышит, как босые ноги по полу шлепают. Подошла дочь к кровати, сосед говорит я даже не знаю почему, но зажмурился, что есть силы, будто сплю. Плохие, говорит, у меня ощущения внутри были. А дочь склонилась над отцом и шепчет:"Ты, батя, меня напротив амбаров найди." Сосед глаза тут же открыл, а нет уже никого. Он в комнату - нет там дочери! Только матрас на кровати мокрый. А на утро пронеслись они с матерью к амбарам. Рассказал он ей всё, как проснулась. Амбары ты знаешь где, до сих пор стоят, только заброшенные, на самом конце деревни. Вот туда и побежали. Там то и нашли тело дочери, выброшенное водой на берег, в высокой траве, как раз напротив амбаров и было это место. А кто ночью приходил или почудилось ли ему, не знаю. Но получается сама Лида и подсказала родителям, где её тело искать.
Огоньки
Эту историю от своей мамы я слышала, да от других наших жителей. В лесу нашем, который окружает деревню, в тёмное время суток раньше часто видели светящиеся огоньки. Быстрые, яркие, словно танцевали во тьме. А началось это, после войны. В военное время в лесу у нас партизаны прятались, много их там погибло. Вот после войны и начали люди видеть эти огоньки. Дед Игнат был такой в деревне в то время, слепой на один глаз старик, говорил всегда, что эти огоньки зовут куда-то людей. Вот и решили смельчаки сходить ночью за этими огоньками. Рассказывали, что приблизиться к ним не удавалось, они всегда были на расстоянии, но куда-то вели, улетая в глубь леса и они шли за ними. И вывели они их.. К землянкам! Они бы и не увидели их, если бы не провалились. Земля под ногами разошлась и оказались они под землей по пояс. А в землянках нашли и тела. Трое русских партизан. Раненые прятались, видимо, в этих землянках, да так они и не дождались помощи. Захоронили их и огоньки пропали. Вот и пошла легенда в наших местах, что огоньки это души солдат были, звали людей, чтобы показать, где нашли свой последний приют.
Колодец
Раньше в огороде у нас колодец был. Низенький совсем. Сначала я от своей младшей сестры услышала, что плачет кто-то в нем, надо достать ребёнка. Я тогда отмахнулась - маленькая, сочиняет. А как-то вышла вечером на крыльцо и вдруг слышу тихий плач ребёнка. Прислушалась и ахнула, звуки из колодца исходят. В тот раз опять я отмахнулась от этого, не может ведь такого быть, просто эхо разнесло плач ребёнка откуда-то, а кажется, что из колодца. Несколько раз я ещё потом слышала такое. И сестрёнка об этом опять мне говорила. И рассказала я наконец маме. Помню, как она побледнела. А на следующий день отец колодец засыпал землей! И узнала я, что ещё до моего рождения братик был, первенец. Вон он то в этот колодец и упал. Пока мама бежала к нему с другого конца огорода, захлебнулся трехлетний малыш. Как это связано было, не ясно мне теперь, но тогда мы все, и родители тоже, были уверены, что слышали именно его плач из колодца.
Спасибо за то, что дочитали. Буду благодарна за ваши комментарии и реакции.