Найти в Дзене
Марина Кокорина

«Зефирный домик» на Воздвиженке: история одного архитектурного потрясения

Иногда бывает так: идешь по городу, погруженный в свои мысли, и вдруг — раз! — что-то выхватывает тебя из потока. Заставляет замереть, забыть о времени, просто смотреть. Со мной это случилось в Москве, на улице Воздвиженка. Я перешла дорогу, обернулась — и остолбенела. Напротив, будто сошедшая со страниц восточной сказки, стояла невероятная белоснежная крепость с причудливыми башнями, резными ракушками, стрельчатыми окнами и воздушными галереями. В тот момент мой внутренний словарь архитектурных стилей сломался. Мозг выдал единственное возможное сравнение: он выглядел как диковинное, изысканное лакомство. Словно огромный, роскошный зефир, украшенный ажурной глазурью. Я так и назвала его про себя — «зефирный домик». Несколько минут я просто стояла, пытаясь осознать, что эта фантасмагория — реальность, а не декорация. Этот миг восхищения и любопытства не отпускал. Вернувшись домой, я по фотографии начала поиски. И открыла для себя удивительную историю. Оказалось, что «зефирный домик» —

Иногда бывает так: идешь по городу, погруженный в свои мысли, и вдруг — раз! — что-то выхватывает тебя из потока. Заставляет замереть, забыть о времени, просто смотреть. Со мной это случилось в Москве, на улице Воздвиженка.

Я перешла дорогу, обернулась — и остолбенела. Напротив, будто сошедшая со страниц восточной сказки, стояла невероятная белоснежная крепость с причудливыми башнями, резными ракушками, стрельчатыми окнами и воздушными галереями. В тот момент мой внутренний словарь архитектурных стилей сломался. Мозг выдал единственное возможное сравнение: он выглядел как диковинное, изысканное лакомство. Словно огромный, роскошный зефир, украшенный ажурной глазурью. Я так и назвала его про себя — «зефирный домик». Несколько минут я просто стояла, пытаясь осознать, что эта фантасмагория — реальность, а не декорация.

Этот миг восхищения и любопытства не отпускал. Вернувшись домой, я по фотографии начала поиски. И открыла для себя удивительную историю.

Оказалось, что «зефирный домик» — это знаменитый Особняк Арсения Морозова. Его построили в 1895-1899 годах для молодого миллионера-эксцентрика, заядлого путешественника и большого оригинала. Архитектор Виктор Мазырин воплотил в камне их общую впечатленческую феерию, навеянную португальским дворцом Пена в Синтре. Стиль определили как неомавританский с элементами модерна и эклектики, но, по сути, это памятник безудержной фантазии и состоянию, которое позволило эту фантазию осуществить.

Судьба у дома, как и у его первого владельца, яркая и непростая. Сам Арсений Морозов недолго наслаждался творением — всего через несколько лет после новоселья он трагически погиб. А особняк ждала долгая жизнь в разных ипостасях: его занимали авангардные литературные студии, дипломатические миссии. С 1959 года и до конца 90-х он был известен москвичам как «Дом дружбы с народами зарубежных стран», где кипела культурная жизнь. А сегодня здесь находится Дом приемов Правительства России.

-2

Узнав все эти факты, я полюбила это место еще сильнее. Теперь, когда я бываю в центре Москвы, я обязательно сворачиваю на Воздвиженку. Не чтобы попасть внутрь (что, увы, почти невозможно для обычного прохожего), а просто чтобы увидеть его снова. Постоять напротив, полюбоваться, как солнечный свет играет на белых стенах и причудливых башенках, вспомнить его историю.

Это здание для меня — идеальный символ Москвы: город, который всегда готов удивить. За строгими классическими фасадами может скрываться вот такая эксцентричная, восточная сказка. История, в которой переплелись богатство, трагедия, искусство и политика. И простая человеческая реакция — минутное ошеломление от красоты, которое способно связать тебя с местом навсегда.

Если будете на Воздвиженке — остановитесь на минуту у дома номер 16. Взгляните на «зефирный домик». Возможно, он поразит и вас.

Если вам было интересно, подпишитесь на канал — впереди много полезного и увлекательного.