Найти в Дзене

Самый известный апологет-монтанист Тертуллиан

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене, в семье центуриона, состоявшего на службе проконсула Африки Тиберия, между 150-м и 170-м годами. Он получил весьма хорошее светское образование. Из ряда ранних источников, в том числе из его собственных сочинений, следует, что он хорошо разбирался в юриспруденции; был знаком с греческой и латинской поэзией, философией; ориентировался в

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене, в семье центуриона, состоявшего на службе проконсула Африки Тиберия, между 150-м и 170-м годами. Он получил весьма хорошее светское образование. Из ряда ранних источников, в том числе из его собственных сочинений, следует, что он хорошо разбирался в юриспруденции; был знаком с греческой и латинской поэзией, философией; ориентировался в медицине; владел греческим языком.

В молодости он вёл жизнь, обычную для того языческого окружения, в котором он рос и воспитывался. Тут были и театры, и цирки, и другие языческие удовольствия, и разгульная жизнь. Большую часть жизни Тертуллиан провёл в Карфагене. Какое-то время, недолго, он жил в Риме, был там судебным оратором. Дивное зрелище необыкновенной твёрдости христианских мучеников обратило его ко Христу и Его Церкви, которой он захотел посвятить все свои силы и всю дальнейшую жизнь. Приняв крещение, Тертуллиан женился, жена его была христианкой.

Со всей пылкостью своей натуры и ревностью новообращённого он вступил на путь христианского апологета и полемиста — защитника христианства от нападок язычников, иудеев и гностиков. За свою ревность к вере и подвижническую жизнь Тертуллиан, видимо, был поставлен пресвитером в Карфагене (это предмет споров, так как в одном из сочинений он сам называет себя мирянином). В то же время его горячая натура, образованность и литературное дарование толкали его на распространение веры среди язычников и иудеев — на миссионерскую проповедь и написание апологетических и богословских трактатов, в которых он затрагивал и вопросы морали, и проблемы церковной догматики.

Тертуллиан принёс в дар Церкви все плоды своего образования, своих познаний и своих разнообразных и блестящих талантов и дарований. Апологетическая деятельность

Время служения Тертуллиана было временем тяжелейших гонений на Церковь. И он, не страшась ни доносчиков, ни мучителей, решительно выступал в защиту христианства. Тертуллиан не скрывался от преследований, а словно бросая им вызов, обращался к гонителям Церкви в самых резких выражениях. Он называл их свирепыми невеждами, осквернителями святынь; высмеивал языческие культы и мистерии, кумиров и идолов; грозил Судом Божиим. При этом его произведения содержали чёткую богословскую и логическую аргументацию, которой апологеты пользуются до сих пор.

Во времена гонений христиан часто не убивали сразу, а подвергали мучениям, желая принудить к публичному отречению от Христа, приношению жертв языческим богам. Тертуллиан писал, что если бы языческие боги существовали в действительности, то им были бы угодны не притворные, а добровольные жертвоприношения. Христиан обвиняли в нарушении нравственных норм, ненависти к власти, в том числе к императору, а Тертуллиан показывал, что не христиане, а язычники ведут порочную жизнь, разжигают в обществе ненависть. Христиане же молятся за императора.

В качестве средства защиты он нередко использовал положения из области права. Например, Тертуллиан замечал, что преступников пытают не для того, чтобы они отказывались от причастности к злодеяниям, а для того, чтобы давали правдивые признательные показания, сознавались в своих преступлениях. Христиан же, напротив, пытают с той целью, чтобы они отказывались именоваться христианами, то есть отказывались признавать себя преступниками и виновниками в нарушении закона. Это он называл абсурдным с юридической точки зрения.

Борьба с ересями

Заслуги Тертуллиана в борьбе с заблуждениями трудно переоценить. В частности, он разоблачал такие известные в его время ереси, как ереси Маркиона и Ермогена.

Маркион пришёл к заключению о существовании двух богов: злого, описанного в книгах Ветхого Завета, и доброго — Отца Иисуса Христа. Изобличая заблуждения Маркиона, Тертуллиан разъяснял, что Бог Един и Единственен, что Он не является виновником зла. С помощью убедительных доводов, прибегая к Писаниям, Тертуллиан доказывал, что наказания постигают беззаконников с благими промыслительными целями.

Ермоген отрицал создание мира из ничего. Он считал, что мир сотворён из совечной Богу материи, ведь если бы это было не так, Бог не был бы вечным Господом, поскольку не имел бы совечного Ему предмета владычества. Тертуллиан возражал, что в случае правоты Ермогена Бог был бы не абсолютным, а ограниченным, и Его способность творить зависела бы не только от Его воли и совершенств, но и от наличия материи. В этом случае получалось бы, что для реализации Своего творческого потенциала Бог испытывал бы в материи нужду.

Почему Тертуллиан поддерживал монтанистов?

Тертуллиан жил в Карфагене, где монтанизм вызвал сильное харизматическое оживление среди христиан в момент своего появления. Обращаясь к римскому наместнику региона, он утверждал, что христиане, в том числе и христиане-монтанисты, «заняли среди вас все места — города, острова, крепости, посёлки, рынки, сам лагерь, племена, отряды, дворцы, сенат, форум; мы оставили вам только храмы ваших богов». («Апологетик» написан в Карфагене около 197 года.). То есть, вероятно, значимый рост местных христиан был достигнут также благодаря усилению монтанистских миссионеров, которые сделали провинцию Африку одним из оплотов христианства. Неудивительно, что именно здесь монтанисты были в наиболее прочном положении, нежели в других регионах Римской Империи.

-2

Монтанисты обвиняли церковных лидеров в отступлении от апостольских традиций, в охлаждении к вере, в отказе от пророческих даров. Тертуллиан проникся их идеями и был привлечëн Движением Нового Пророчества, самой строгостью нравственных требований монтанистов, стал критиковать церковную иерархию, устанавливавшуюся в Церкви. "Церковь, это правда, прощает грехи, но Церковь Духа, через духовного человека, а не Церковь, состоящая из множества епископов. Ибо право и власть принадлежат Господу, а не слуге; Самому Богу, а не священнику." (О смирении, глава 21)

-3

Руководствуясь принципом «по плодам их узнаете их», Тертуллиан счёл монтанистов в своём регионе благочестивым движением внутри церкви, а не еретической группой, сеющим раздор, как то пытались представить противники Монтанизма. Также он, должно быть, был впечатлён их харизматичным даром пророчества и считал, что они действительно были вдохновлены свыше. Поэтому он написал: "...после того как римский епископ признал пророческие дары Монтана, Приски и Максимиллы и в связи с этим даровал мир церквям Азии и Фригии, он [их недоброжелатель Праксей] настойчиво выдвигал ложные обвинения против самих пророков и их церквей... вынудил его [римского епископа] отозвать мирное письмо, которое он написал, а также отказаться от намерения признать упомянутые дары." («Против Праксея», глава 2)

-4

Согласно Католической энциклопедии, Тертуллиан также написал пространную защиту монтанистского пророчества De ecstasi в шести книгах. Но, к сожалению, эта книга, по-видимому, была запрещена и подверглась уничтожению, поскольку в настоящее время она утеряна. Наконец, движение монтанистов не было официально осуждено на Западе, поэтому можно было поддерживать его «Новое пророчество» и строгие моральные устои, не подвергаясь отлучению от церкви и не будучи объявленным еретиком. В азиатских церквях ситуация была иной: некоторые из них действительно изгоняли монтанистов.

Тертуллиан хоть и был монтанистом, но при этом он так и не был официально объявлен еретиком, а его труды до сих пор входят в число важнейших работ отцов Западной церкви. В дальнейшем сам Тертуллиан возглавил одну из монтанистских общин, членов которой впоследствии обозвали тертуллианистами. Остатки его сторонников впоследствии угрозами принудил вступить в государственную Церковь уже сам Блаженный Августин. Как он сам сообщает, тертулианисты отдали Церкви свою базилику.

После 220 года след Тертуллиана теряется. С большой долей условности время его смерти определяют именно этим годом.

Труды

Тертуллиан оставил после себя большое количество сочинений. Их известно 40, сохранилось лишь 31. Часть из них, как то: «Апологетик», «К язычникам», «К Скапуле», «Против иудеев» и другие, имеют апологетическую направленность. Книги «Против Маркиона» в пяти книгах, «Против Гермогена», «Против Праксея», «О крещении», «О свидетельстве души», «О прескрипции [против] еретиков», «Против Валентиниан» — догматико-полемическую. К третьей группе его произведений, нравственно-аскетической, принадлежат: «О покаянии», «О молитве», «О целомудрии», «О терпении», «Послание к жене», «Послание к мученикам», «Об одеянии женщин» и прочие.

Значение для Церкви

Из сочинений Тертуллиана можно много узнать о жизни христиан его времени. Также его огромная заслуга заключается в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в христианское тринитарное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец, и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; Тертуллиан впервые употребил слово «Троица (Trinity)» на латыни: и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной Божественной природой.

Тертуллиан был первым христианским богословом, писавшим на латинском языке и одним из основоположников латинского богословия, провозвестником богословской науки на Западе, предшественником Блаженного Августина. Из-за его симпатий к монтанистам он не почитается отцом Церкви в исторических конфессиях, но признается выдающимся церковным писателем, чьи произведения имеют не только высокое литературное достоинство, но содержат и глубокие богословские идеи, ценимые многими святыми отцами и учителями Церкви.