Найти в Дзене
Донецк Медиа

Португалец, который ищет правду: Жоан Пальма Куаресма в Донбассе

Между тихими улицами Лиссабона и Донецком – целая Европа и пропасть непонимания. Правда о Донбассе тонет в потоке чужих нарративов. Но есть тот, кто решил эту правду найти, преодолев не только расстояние, но и блокаду СМИ. Несколько раз в год он приезжает сюда за свой счёт, чтобы лично увидеть войну и рассказать о ней правду. Португалец Жоан Пальма Куаресма взял на себя ношу, которую избегают многие журналисты, – ощутить истину в самом эпицентре. Я всегда с уважением отношусь к людям, которые приезжают к нам издалека. Из Москвы, Питера, далёких регионов. Все они хотят увидеть истину. Не ту, что по телевизору. А ту, что в окопе, на кухне, за откровенным разговором. С этого всегда начинается знакомство с Донбассом. Что уж говорить про иностранцев, прибывших к нам из Польши, Америки, Британии или Португалии. Жоан Куаресма из тех, кто не поверил официальным западным СМИ и отправился искать правду сам. Инженер газовой отрасли, учитель по первому образованию. Он никогда не был профессиональн
Оглавление

Между тихими улицами Лиссабона и Донецком – целая Европа и пропасть непонимания. Правда о Донбассе тонет в потоке чужих нарративов. Но есть тот, кто решил эту правду найти, преодолев не только расстояние, но и блокаду СМИ. Несколько раз в год он приезжает сюда за свой счёт, чтобы лично увидеть войну и рассказать о ней правду. Португалец Жоан Пальма Куаресма взял на себя ношу, которую избегают многие журналисты, – ощутить истину в самом эпицентре.

ИНЖЕНЕР И УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ГОТОВ ЗАЙТИ ДАЛЕКО

Я всегда с уважением отношусь к людям, которые приезжают к нам издалека. Из Москвы, Питера, далёких регионов. Все они хотят увидеть истину. Не ту, что по телевизору. А ту, что в окопе, на кухне, за откровенным разговором. С этого всегда начинается знакомство с Донбассом. Что уж говорить про иностранцев, прибывших к нам из Польши, Америки, Британии или Португалии. Жоан Куаресма из тех, кто не поверил официальным западным СМИ и отправился искать правду сам.

-2

Инженер газовой отрасли, учитель по первому образованию. Он никогда не был профессиональным журналистом. Но его вклад в освещение боевых действий в Донбассе в разы превосходит работу некоторых профессионалов. В первую очередь – за счёт уникальной аудитории, на которую он вещает. Уже несколько лет он стабильно, раз в полгода приезжает к нам и увозит правду к себе на родину. Иная реальность привлекает португальцев, которые понимают, что позиция западных СМИ далека от истины.

«В данный момент я работаю в газовой индустрии, но я очень интересуюсь журналистикой, историей, географией, политикой. И я использую своё свободное время для того, чтобы ездить в различные места и снимать реальную историю из реального мира, делать такие репортажи. И сейчас уже несколько лет, как я заинтересован в ситуации на Украине, в этом конфликте, ещё до 2022 года это началось, но 2022 год стал финальным триггером, и я приехал сюда. Теперь бываю здесь регулярно», – общение с Жоаном происходит через переводчицу Марию Лелянову. Она – настоящий профессионал своего дела.

С 2014 года Куаресма начал следить за событиями на Украине, анализируя информацию из альтернативных источников. То, что он находил, радикально расходилось с нарративом мейнстрим-медиа Европы.

«Это была реальная информация, и она отличалась абсолютно на 100 % от того, что я видел по телевизору, – вспоминает он. – Я у себя в сознании сохранял сомнения, но тут различия были слишком видны. Я успел начать следить за этим ещё до цензурирования социальных сетей. И это были каналы Рассела Бентли и Грэма Филлипса».

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

Особенно показательной для Куаресмы стала информационная кампания западных СМИ во время начала СВО. Если в 2014-м происходящее подавалось в Португалии как «нестабильность в зарубежной стране», то в 22-м внезапно «Россия – агрессор, который хочет завоевать всю Европу». И ни слова о преступлениях укронацистов.

«Это всё разгонялось, будто бы на стероидах. Я понимал, что это всё неправда».

Это осознание привело его к точке невозврата. Не желая оставаться пассивным наблюдателем, он решил действовать.

«В общем, решил в итоге, что нужно приехать и своими глазами увидеть, посмотреть»,– рассказывает португалец. Он стал копить деньги и дни отпуска, чтобы приехать в эпицентр того, что считает ключевым противостоянием современности. «Удовольствие»это для него недешёвое. И всё – за личные сбережения.

«Я, на самом деле, трачу практически все свои ресурсы на это. Очень недёшево», –отмечает португалец, но останавливаться не планирует.
-3

«Я просто не мог сдержать себя, сидеть на диване и наблюдать. Проглатывать своёзнание, своё мнение и притворяться, что всё так и есть, всё нормально. И в то же самое время я понимал, что борьба здесь – это самая важная борьба в наше время, что этомировая война здесь идёт. Я объясню. Если посмотреть на страны, которые вовлечены в войну, некоторые, конечно, могут сказать, что это непрямое вовлечение, но они свои войска направляют, своих наёмников направляют. Логистика, информационная поддержка, спутниковая поддержка. Это мировая война. И, соответственно, я подумал для себя, что это повлияет на моё будущее, на будущее моих детей, и это мой долг – выбрать сторону в этой войне, и выбрать – правильную. Я знаю, что журналист должен быть беспристрастен и не выбирать сторону, но чем больше информации я собирал, тем сложнее мне было оставаться безучастным».

ЛЮДИ ПОДДЕРЖИВАЮТ

У Жоана был личный канал в социальных сетях, в котором он писал о новостях своего родного города. Именно этот канал стал площадкой для его геополитических новостей.

Его деятельность не осталась незамеченной на родине. Куаресма стал героем сюжета в прайм-тайм португальского телевидения, где его выставили «жертвой кремлёвскойпропаганды». Это его беспокоит, но не останавливает. Он отмечает, что, несмотря на тотальный негативный образ России в западных СМИ, в Европе есть достаточное количество людей, мыслящих адекватно – не зашоренных, умеющих воспринимать объективную реальность.

-4

Эти люди приходят к нему. Осторожно.

«Люди приходят ко мне с вопросами, они иногда тайком это делают, они не признаются на публике, что они мне верят, но я вижу, что им интересно», — отмечает Жоан.«В Португалии очень много иностранцев. В основном, это туристы. Всего несколько недель назад на велопрогулке я познакомился с одним немцем. Буквально за несколько минут наш диалог перешёл в геополитическую плоскость. Этот мужчина был из Восточной Германии. Он очень заинтересовался моими поездками в Россию и высказал свою поддержку. С его слов, немецкое правительство делает очень плохие вещи, проводя антироссийскую политику вместо того, чтобы решать собственные проблемы».

Куаресма отмечает, что европейские лидеры очень лукавят, когда говорят о российской агрессии.

«Они говорят, что Россия проявила агрессию по отношению к Украине. Но когда речь заходит за Израиль, то это выставляется самозащитой. Против кого? Детей? И женщин?»

Отдельно Куаресма отметил, что европейские правительства не имеют поддержки у населения.

«Вы видели, что происходило в той же Молдавии, во Франции. Действующее руководство проигрывает выборы, но остаётся у власти. Тот же Макрон – как он управляет страной, если его рейтинг меньше 20 %? Кто верит Кае Каллас? Все понимают, что это просто марионетки».

МЕСТО, ГДЕ ГИБНУТ ИМПЕРИИ

На вопрос о мирных инициативах Куаресма отвечает скептически: «США никогда в своей истории не придерживались никаких мирных соглашений, когда у них были свои цели. Если сейчас они хотят мира, то это только потому, что им надо передохнуть, сделать тактическую паузу».

Читателям нашей газеты Жоан передаёт простое, но мощное послание: «Не сдавайтесь. Потому что нет пути назад. Вы в этом до конца». И добавляет, обращаясь к истории: «Помните, русская земля – это место, где гибнут империи: Третий рейх погиб здесь,Наполеон. Многие пытались завоевать эту землю. Никто не смог».

Силу продолжать свою непростую, дорогую и опасную работу Жоан черпает в чувстве долга и вере. «Сила исходит изнутри. У меня есть вера в то, что люди по сути своей хорошие. И если я могу чем-то пожертвовать для этого, то я верю, что другие люди тоже есть, которые похожи на меня», – говорит он. В его планах продолжать поездки, собирать материал и однажды написать книгу. Для него это больше чем хобби, это –миссия. «Если это проблема, которую нужно решать, я хочу быть частью решения этой проблемы», – заключает португалец, для которого Донбасс стал личным фронтом в битве за правду.

Ринат АЙГИСТОВ

Давид ХУДЖЕЦ

Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.