Великий Юй был всенародным благодетелем и получил Мандат Неба, его сын обрёл власть и тоже в целом неплохо управлял государством, если верить легендам. Делаем эту оговорку, поскольку на данный момент идут нешуточные баталии на тему «А было ли Ся?»
Однако наследники из поколения в поколение постепенно мельчали, предавались соблазнам, а хитрые царедворцы манипулировали ими и даже потихоньку забирали власть в свои руки. Да-да, та самая знаменитая коррупция и борьба за влияние уже в сказочные времена была и по сей день цветёт и пахнет («Башни Кремля», взяточники и интриганы вообще не уникальное явление и не в современной России появилось, как видите). Один узурпатор Хань Чжоу чего стоил?! Взял да и убил вана (царя), у которого служил, а сам стал править так, что народ стонал под его пятой.
Хорошо, что в Ся родился принц Шао Кан. Мать была беременна на момент смерти царственного мужа и спасла ребёнка, скрывшись в поместье своих родителей. Родила, бережно растила, строго следила за воспитанием и образованием, не давала поблажек и делала из него умелого полководца и управленца. К своим 16 годам Шао Кан знал, что он законный наследник трона Ся, как нужно управлять государством и нести благо народу. По крайней мере так гласит легенда, записанная в том числе и знаменитым историком Сыма Цянем. Конечно же, в какой-то момент Хань Чжоу узнал о молодом принце и отправил людей убить того. Но у Шао Кана были свои сторонники, да и Небо было к нему благосклонно. В общем, в результате продолжительной борьбы и китайских перепетий узурпатор был повержен, а Ся Шао Кан взошёл на престол и правил народом ради процветания страны, поклонившись земле и предкам. Самая большая добродетель в традиционной культуре Китая - сыновняя почтительность, которая также тесно связана с поклонением предкам. Считается, что плохие дети получают наказание от почивших предков и Неба. Где-то мы уже это слышали: «Почитай отца и мать своих...» - пятая заповедь из закона Моисея. Человеческая природа везде схожая.
Шао Кан стал последним ярким правителем мифической династии Ся. Его сыновья и внуки уже не отличались ни мудростью, ни доблестью, ни нравственностью.
А безнравственные правители в китайской культуре что? Конечно же, теряют Мандат Неба и плохо заканчивают.
Терпение Неба окончательно лопнуло на семнадцатом правителе Ся - Цзе. Если верить легендам, он был жутким тираном, любителем вина и, конечно же, обожал красивых женщин, проводя большую часть жизни в гареме, а не за государственными делами.
Нужно понимать, что вино в традиционной китайской культуре - это напиток не для увеселения, а для ритуалов. Соответственно, пить его ради пьянства и поднятия настроения было грехом. А предпочитать женщин государственным делам - ещё больший грех. Потому когда вождь племени Шан - Чэн Тан решил свергнуть власть в Ся, Небо поддержало нового добродетельного правителя и позволило основать династию Шан в 1 600 году до н.э. Кстати, Цзе не убили - он бежал и умер сам. Вроде как крови вана на руках новой династии нет. Это тоже важный аспект китайской культуры. И если помните, в легендах о других правителях Китая такой сюжет уже встречался - свергнутый правитель бежит.
Обратили внимание на рассказ о злом правителе, которого сверг образчик мудрости и доблести? Новой династии всегда нужно оправдать дворцовый переворот или свержение власти, смену правителя, обвинив его чёрт знает в чём. Так это было на самом деле или нет? Кто записывает историю, тот и рассказывает потомкам, как это было. Такая концепция всегда повторяется в том или ином виде по всему миру. Большинство людей не будет разбираться, так ли это - им бы свои насущные дела переделать. Но в итоге получается, что через некоторое время «историки опять переписали историю», а они просто изучают вновь открытые документы и артефакты, которые могут полностью переменить наше представление о прошлом.
Однако восстание Чэн Тан становится моментом, когда в Древнем Китае появляется династия, оставившая нам огромный пласт письменности , материальных подтверждений своего существования. И вот что интересно: в источниках династии Шан не встречается ни слова о Ся, словно его и не было никогда.
А первые упоминания о Ся появляются только в эпоху династии Восточная Чжоу. Да и то чаще всего в ключе идеального государства, на которые должны равняться все китайские ваны. Можно провести аналогию с Атландидой, которую описывают как нечто совершенное, реальное, но так никто и не нашёл следов этой прекрасной земли.
Многие учёные же считают, что именно Шан (Инь) является первым китайским государством, к которому и следует внимательно присмотреться тем, кто интересуется историей.
Несмотря на открытия таких объектов как г. Эрлитоу, доказать, что этот город относится к династии Ся невозможно. Более того, ряд учёных в мире вообще отказываются признавать Ся реальным, чем вызывают гнев у другой части, в основном китайского научного сообщества. Однако бесспорным остаётся тот факт, что династия Шан возникла на основе цивилизации, где уже были развиты сложные ремёсла, сельское хозяйство и появились зачатки письменности.