Чемпион мира в беге с барьерами Сергей Шубенков:
а) одно из главных лиц русской легкой атлетики;
б) интересно говорит;
в) заявился в ледовый проект, где все, кроме него, стояли на коньках.
Поэтому в первый день «Ледникового периода» (дебютный эфир запланирован на 24 января) было интересно поговорить именно с Сергеем. О дебюте в паре с чемпионкой России Елизаветой Худайбердиевой, легкоатлетическом будущем в 35 лет и опыте решения бытовых вопросов. Буквально через три дня истекает срок подачи заявок на Олимпийские игры — а многие россияне в сноуборде, прыжках с трамплина и других видах, заполучив нейтральные статусы, просто не успели на отборочные старты из-за отсутствия документов.
Что обо всем этом думает Шубенков — читайте в интервью «СЭ», которое публикует МУЗ-ТВ.
В сплетни фигурного катания не погружался
— Сергей, как впечатления от дебюта в «Ледниковом периоде»?
— Вообще классно! Как на соревнованиях! Долго готовимся, подводочку делаем, в кучку себя собираем — и делаем. Вот он, день икс, день дебюта. Получилось хорошо откатать, сильно не накосячить. Было волнение, прям как перед большими стартами. Я вообще обожаю соревноваться! Тут немного в другой плоскости соревнование, но я в восторге.
— И баллов почти столько же, сколько секунд на 110 метрах с барьерами.
— Да-да. Мы выходили первыми, так что у судей еще нет впечатлений, все свежо. Но я и в забегах люблю пораньше выступить, быстрее отмучиться и ждать финала.
— Не знаю, насколько ты погрузился в фигурное катание, но вид спорта-то сплетнический...
— Как раз погружения в сплетни и фанатские срачи я не предпринимаю. (Улыбается.) В принципе фигурное катание не так хорошо знаю. Олимпийские игры смотрю, больших чемпионов помню. Но не спрашивай меня, кто какое место занял на чемпионате России и кто при этом что сказал.
— То есть, Медведева или Загитова — выбирать не будешь?
— Нет, про них я как раз в курсе!
— Тогда кто круче?
— Медведева.
— Ну вот и с первым срачем тебя.
— Нет, если серьезно, помню те судьбоносные Олимпийские игры, когда Медведева серебро взяла, а Загитова — золото. Хотя Евгения была более популярным персонажем. Если честно, я тогда тоже за нее болел.
Но я в принципе не могу представить в беге с барьерами судей. Фигурное катание — все же субъективный вид спорта, ближе к искусству. Многочисленные шоу ледовые тому подтверждение, красиво выглядят, люди ходят, постановки отличные. Я слышал, что есть новая система, в которой считаются баллы по-другому, не как у нас в «Ледниковом». Но я просто не особо уверен, что спортивная составляющая, когда спортсмены, ломая ноги, крутят четверные с такими жертвами, — что это интересно широкой аудитории так же, как искусство. В спорте всегда есть место жертвам, я сам через это прошел. И не буду говорить лишнее, что это не нужно, — каждый решает за себя. Но меня немного этот момент отталкивает. А вообще люблю фигурку!
Много чего успел выиграть, но карьера не очень удачная
— Ты говорил про карьеру, что не закончил, но уже закат. Но драйв-то остался? В твои-то годы...
— Вообще неплохо бы реально в зеркало смотреть и правде в глаза. И в паспорт еще иногда. Этот проект как раз для меня небольшая разгрузка. Даже не разгрузка, по пахоте здесь мое почтение — как реальный спорт, у нас тренировки в декабре были по два раза в день, два-три часа спокойно. После часа интенсива уже выл. Когда программу ставили на репетиции, стало полегче. Связку сделали — можно отдохнуть. Но выходной один, так что шесть тренировочных дней, как на работу. Так и в легкой атлетике. Только на дорогу с этой вашей Москвой больше уходит, блин!
— Ну если нравится, можно потом в ледовые шоу уйти. Зачем эта легкая атлетика и нейтральные статусы?
— Мы вообще особенные люди в легкой атлетике. У нас нейтральные статусы сейчас будут раздавать только юниорам. А чтобы их раздали, им надо сдать допинг-тесты. А чтобы сдать допинг-тесты, надо быть в международном пуле. А в международном пуле у нас три человека. Такая ситуация. Поэтому нас допустят вообще последними. Международки нет. К чемпионату России готовиться? Ну... я поготовлюсь, конечно, но уже буду готовиться в режиме «пойдет — побегу, не пойдет — не побегу». Потому что прошлый год по тому, как я подводился, мне уже реально сложно. Именно не ментально, а физически — когда начинаю готовиться, у меня сыплется организм, мышцы рвутся, суставы скрипят, связки тянутся. Морально не тяжело. Я привык, всю жизнь так живу.
— До «Улучшенных игр» с допингом доедешь в итоге? Наш пловец Сомов вот заявился.
— Получается, что я такой спортсмен прям под формат Игр. Конец карьеры, карьера не очень удачная, самое то вписываться...
— Ну ладно неудачная.
— Ну правда — у меня со всеми этими неудобствами Олимпийские игры выпали, хотя шансы были. Ладно, я в целом позитивно к своей карьере отношусь. До фига что успел выиграть. Но все эти истории оставили отпечаток. Но ни разу не такой колоссальный, как у нынешнего поколения легкоатлетов. А про Игры — если бы я был чуть поживее, то задумался бы всерьез.
Спорт — максимальная безответственность
— Ты видишь, что происходит с зимними видами спорта? Многие получили нейтральный статус, но не оказались готовы сами — по визам, документам. Это у нас несамостоятельные спортсмены или все же посольства могли бы побыстрее работать?
— Не в курсе, как в других видах спорта заведено, но у нас, если мы ехали на чемпионат мира или Европы, то все визы делали централизованно, как сборная. Но была еще обширная сетка стартов, помимо чемпионатов. Бриллиантовые лиги бесконечные — они почти все в Европе. Так что садишься сразу перед сезоном и выясняешь. Менеджер есть для этого дела. Он примерно знает, куда меня будут продавать, как туда лететь. Можно ли сказать, что это я сам все делал? Не знаю.
— Ну, менеджера нашел по крайней мере.
— Или он меня нашел. Вообще в спорте в этом смысле максимальная безответственность. Бегай быстро, у тебя все будет. Контракт будет, менеджер. Ну, у нас так было до 2015 года. (Смеется.)
— Мне и самому лень документы на «шенген» собирать, честно.
— Сложно додуматься до этого самостоятельного сбора документов, если ты никогда в жизни так не делал. Я поэтому понять и оправдать людей могу, но есть элемент того, что счастье свалилось неожиданно. Я бы не стал спортсменов обвинять, но сами «краны», на самом деле. Когда мы в настольные игры играем — у нас есть слово «прокранил». За правилами не уследил — сам виноват. Вот так скажу.
— Тебя вообще не беспокоит, что мир становится хаотичным? Сила как способ решения вопроса все актуальнее — даже до Гренландии добрались. Есть рефлексия, что делать маленькому человеку в такую эпоху?
— Конечно, рефлексия по этому поводу есть, мне в этом детей воспитывать. С другой стороны, надо и уметь абстрагироваться. Сложно отвечать на такой вопрос. Но мысль примерно такая, дам подсказку. Один маленький человек не может сделать ничего, это правда. Поэтому одному маленькому человеку надо делать так, чтобы он не был одним и не был маленьким. А когда людей, объединенных общей идеей и интересами, станет много, возможно, появятся шансы повлиять на ситуацию.
А вам интересно последить за выступлениями прославленного спортсмена в столь неожиданном для себя амплуа? Пишите в комментариях!