Найти в Дзене
ЖУРНАЛ «ПИОНЕР»

Самые страшные зимы СССР: 1978–1979 и другие аномальные морозы

Эй, внучек, садись-ка поближе к печке, а то за окном ветер воет, как в те старые времена. Ты молодой, не знаешь, как раньше зимы кусались – не то что нынче, с этими теплыми куртками и машинами. Я тебе расскажу о самых страшных морозах в Советском Союзе, когда земля трескалась от холода, а люди грелись воспоминаниями о лете. Начну с той зимы 1978–1979 годов, ой, как она нас всех потрепала! А потом и о других вспомню, чтоб ты понял, как наш народ выстоял. Представь, внучек: Новый год 1979-й, Москва, столица нашей Родины. Народ готовится к празднику, шампанское на столе, а на улице – минус 38 по Фаренгейту, это ж около минус 39 по Цельсию! А на утро первого января прогноз был минус 40 – самый холодный Новый год за сто лет метеорологических записей. Деревья в инее искрились, как елки, но не от радости, а от мороза. Люди носы прятали, чтоб не отморозить, а маленьких детей вообще из дома не выпускали. В "Нью-Йорк Таймс" даже писали об этом – мол, вся Москва замерзла, и энергия на исходе. А п

Эй, внучек, садись-ка поближе к печке, а то за окном ветер воет, как в те старые времена. Ты молодой, не знаешь, как раньше зимы кусались – не то что нынче, с этими теплыми куртками и машинами. Я тебе расскажу о самых страшных морозах в Советском Союзе, когда земля трескалась от холода, а люди грелись воспоминаниями о лете. Начну с той зимы 1978–1979 годов, ой, как она нас всех потрепала! А потом и о других вспомню, чтоб ты понял, как наш народ выстоял.

Представь, внучек: Новый год 1979-й, Москва, столица нашей Родины. Народ готовится к празднику, шампанское на столе, а на улице – минус 38 по Фаренгейту, это ж около минус 39 по Цельсию! А на утро первого января прогноз был минус 40 – самый холодный Новый год за сто лет метеорологических записей. Деревья в инее искрились, как елки, но не от радости, а от мороза. Люди носы прятали, чтоб не отморозить, а маленьких детей вообще из дома не выпускали. В "Нью-Йорк Таймс" даже писали об этом – мол, вся Москва замерзла, и энергия на исходе. А по всей стране? В Сибири температура падала до минус 58 градусов Цельсия – это ж минус 73 по Фаренгейту! Города без света оставались, отопление барахлило, миллионы людей боролись за выживание. Вспоминаю, как в деревнях дрова жгли круглосуточно, а в городах – очереди за керосином. Это была аномалия настоящая: вся Россия замерзла, как в ледниковый период. В Европе тоже холод был жуткий – в Польше "зимой века" звали, снег заносил поезда, люди в сугробах вязли. Вот, посмотри, как люди тогда мучились – фото из тех времен, когда снег и мороз правили бал.

Но это не единственная такая зима была, ой нет. Вспомни войну, 1941–1942 годы. Немцы на Москву шли, "Барбаросса" ихняя операция. А тут зима ударила – в Москве минус 42, в Подмосковье и того хуже. Мороз стал нашим союзником: фрицы в летних шинелях мерзли, танки не заводились, солдаты обмораживались тысячами. Гитлер-то думал, быстро возьмет, а природа сказала "нет". Это была одна из самых суровых зим в истории – снег по пояс, ветер режет, как нож. Русская зима спасла нас, внучек, как в 1812-м Наполеона добила. Вот фото с фронта – смотри, как солдаты в снегу ковырялись, техника замерзала.

А в 1953–1954? После смерти Сталина, как будто небо оплакивало – морозы ударили по всей Европе и Союзу. В марте 1954-го в некоторых местах минус 60,6 градусов зафиксировали, национальный рекорд для марта. Люди в Сибири, в Якутии, где и так холодно, как в аду наоборот, – там Оймякон и Верхоянск, самые холодные места на планете с населением. Зимой 1933-го там минус 67,8 было, но в 50-е тоже жуть. Снег не таял месяцами, реки в лед сковывало.

Потом 1962–1963 – "Великий мороз" в Европе, но и у нас досталось. Температуры на 6 градусов ниже нормы, снегопады, буря. В Союзе это отразилось на урожае, на транспорте – поезда стояли, колхозы мерзли. А в 1968–1969, 1978–1979 опять – серия холодных зим, когда аномалии шли одна за другой. Вспоминаю, как мы в те годы валенки латали, самогон гнали для тепла, да песни пели у самовара. Народ наш крепкий, внучек, – мороз нас не сломал, только закалил.

Вот такие истории, парень. Теперь-то зимы помягче, но помни: природа сильнее нас. Береги себя, да бабушке помоги дрова принести. А то опять мороз нагрянет – и вспомнишь дедов рассказ!