Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

"Погубил барин"

"Барин, смилуйся, молодая же совсем", - заламывая руки, умоляла мать. Но 70-летний Петр Алексеевич лишь ухмылялся: барский гарем требовал пополнения. -А ну-ка, веником-то не прикрывайся! - грубо прикрикнул он на оцепеневшую от стыда Афимью. - Пошла! Девушка, стыдливо опустив глаза, шагнула в жарко натопленную баню, а за ней - и сам барин. Афимья росла настоящей красавицей, что причиняло ее матери большие страдания. Крестьянка причитала, жаловалась: -Ох, не миновать беды! Ох, заберет барин Афимьюшку мою! Барин - это богатый помещик, владелец старинного сельца Верякуши Петр Алексеевич Кошкаров, которому в 1820 году, когда случилась эта печальная история, исполнилось семьдесят лет. Поселившись в Верякушах, помещик тут же обустроил себе гарем из дюжины самых красивых крестьянских девушек. Отбирал самолично. Вместе со своими крепостными "опричниками" - лихими, прикормленными мужиками, - ходил по деревням, присматривал девицу и забирал от отца и матери. Наложницы Кошкарова проживали во

"Барин, смилуйся, дитё же совсем", - заламывая руки, причитала мать. Но 70-летний Петр Алексеевич лишь ухмылялся: барский гарем требовал пополнения.

-А ну-ка, веником-то не прикрывайся! - грубо прикрикнул он на оцепеневшую от стыда Афимью. - Пошла!

Девушка, стыдливо опустив глаза, шагнула в жарко натопленную баню, а за ней - и сам барин.

Афимья росла настоящей красавицей, что причиняло ее матери большие страдания. Крестьянка причитала, жаловалась:

-Ох, не миновать беды! Ох, заберет барин Афимьюшку мою!

Барин - это богатый помещик, владелец старинного сельца Верякуши Петр Алексеевич Кошкаров, которому в 1820 году, когда случилась эта печальная история, исполнилось семьдесят лет.

Поселившись в Верякушах, помещик тут же обустроил себе гарем из дюжины самых красивых крестьянских девушек. Отбирал самолично. Вместе со своими крепостными "опричниками" - лихими, прикормленными мужиками, - ходил по деревням, присматривал девицу и забирал от отца и матери.

Наложницы Кошкарова проживали во флигеле барского дома, именуемого "женской половиной".

Девок учили грамоте, игре в карты. Петр Алексеевич покупал крестьянкам модную одежду, одевал их как барышень.

Так было заведено: вечером Кошкаров приходил в свой гарем будто в светский салон, но ближе к ночи начиналось совсем иное действо.

Село Верякуши в наше время.
Село Верякуши в наше время.

Как только темнело, Петр Алексеевич приказывал лакеям вносить в помещение койки. На одной кровати ложился сам барин, остальные предназначались девушкам. Дверь в комнату запиралась.

Крестьянкам положено было раздевать барина, делать ему массаж ног, рассказывать сказки.

Барин засыпал, но посреди ночи непременно просыпался, и делал с девушками все, что ему хотелось.

Утром лакеи открывали дверь, убирали кровати. Барин с утра обыкновенно был не в духе: девушкам приходилось сносить пощечины и затрещины.

Художник Эдуард фон Грютцнер.
Художник Эдуард фон Грютцнер.

Сердце Афимьюшкиной матери не зря предчувствовало беду: барин положил глаз на юную красавицу и, как ни умоляли родители, как ни просили, забрал ее в свой гарем.

В честь прибытия новой красавицы Кошкаров устроил свое излюбленное развлечение - баню. Афимья ужасно стеснялась, прикрывалась веником, что ужасно разозлило Петра Алексеевича. Барин наградил девушку двумя звонкими пощечинами и заставил себя мыть.

Баня была лишь началом Афимьюшкиных мучений. Ночью бедняжке пришлось пережить ужасное, а наутро вздорный старик, разозленный слезами Афимьи, надавал ей пощечин.

О том, что случилось с Афимьей, знало все село Верякуши, в том числе, Федор - молодой конюх Кошкарова. Федя давно заглядывался на красавицу, но подойти к ней не мог - барину немедля доложат, и беды не миновать.

Художник Эдвард Митчелл.
Художник Эдвард Митчелл.

Федору было прекрасно известно о мучениях, которые испытывала Афимья: ранее через гарем Кошкарова прошла сестра конюха.

Терпеть такое обращение Федор больше не мог, и задумал побег. Улучив момент, Афимья сбежала вместе с конюхом. Ехали на барской повозке, запряженной добрым конем, но организованная Петром Алексеевичем погоня все-таки настигла беглецов.

Кошкаров был вне себя от злости. Афимью барин велел выпороть на конюшне, затем заковать в ошейник, именуемый "рогаткой".

"Рогатка" мешала крестьянке лечь, девушка могла только сидеть. Спать Афимье также приходилось сидя. Ошейник бедняжка проносила чуть больше месяца.

Крестьянка в "рогатке".
Крестьянка в "рогатке".

Федору, как организатору побега, досталось крепче. Вот как вспоминал об этом очевидец описанных событий, незаконнорожденный внук Кошкарова Януарий Неверов:

-6

На следующий день Кошкаров одумался и велел вылечить Федора: барин задумал обменять конюха на свору породистых собак.

Афимья после наказания ошейником для гарема больше не годилась. Петр Алексеевич отобрал у крестьянки все гостинцы и вернул ее к матери. Как сложилась дальнейшая судьба бедняжки - неизвестно.

Помещик Кошкаров умер в 1825 году, через пять лет после описанных событий. Все свое имущество он отписал своим детям от некой крестьянки Натальи Ивановны.

-------------------

Если вам понравилась статья, буду признателен за лайк и подписку - это важно для развития канала.

В связи с нестабильностью Дзена прошу подписаться на мой Телеграм "Женщины в истории" - там уже более 5000 тыс. подписчиков!

Всем добра! Моя книга:

"Цветы со шрамами" - трагические, трогательные, вдохновляющие истории о судьбах женщин в русской истории.

Викторианский детектив "Садовник"