В европейских СМИ в январе заговорили о произошедшем повороте в отношении ЕС к России. Об этом вроде бы свидетельствуют декабрьские мысли вслух президента Франции Эммануэля Макрона и оргпредложения итальянского премьера Джорджии Мелони, сделанные с неделю назад. Макрон заявил, что надо бы начать разговаривать с Россией, и вызвался стать таким переговорщиком. Затем он объяснил причину: надо включиться в переговоры по Украине, чтобы не остаться в стороне от ключевых решений, которые РФ, Украина и США примут без их участия.
Мелони же предложила официально назначить спецпредставителя от Евросоюза для участия в мирных переговорах. «Я считаю, что наступил момент, когда и Европа должна говорить с Россией, потому что если Европа решит участвовать в этой фазе переговоров, разговаривая только с одной из двух сторон, ее позитивный вклад окажется ограниченным», - заявила г-жа Мелони.
Затем, уже на этой неделе, издание Politico сообщило, что главный претендент на позицию переговорщика ЕС это президент Финляндии Александр Стубб, постаравшийся зарекомендовать себя как жесткий русофоб. В качестве спойлера предлагался итальянский экс-премьер Марио Драги. Но вскоре Politico забыло о Драги и главными соперниками Стубба назвало Урсулу фон дер Ляйен и Каю Каллас.
Репутация всех троих претендентов заставляет предположить, что успешное встраивание любого из них в переговорный процесс не обещает ничего хорошего. Потому что эти люди никак не могут быть сторонниками поиска компромиссов, неизбежных на переговорах о установлении мира.
Заканчивалась неделя заявлением от 16.01 министра иностранных дел Великобритании Иветт Купер указавшей, что с РФ не о чем говорить, надо ее побеждать.
Разъяснить суть происходящих в ЕС «поворотов» «МК» попросил Константина Косачева, заместителя председателя Совета Федерации, члена Комитета СФ по международным делам.
- В чем реальный смысл предполагаемого назначения спецпредставителя ЕС? Создать видимость конструктивного влияния на процесс переговоров, затруднить или сорвать договоренности, учитывая несовместимость декларируемых ЕС требований и позиции РФ?
- Честно говоря, у меня нет особых иллюзий по поводу истинной подоплеки всех этих разговоров и вбросов, в частности, через издание Politico, на тему назначения некоего спецпредставителя ЕС для участия в российско-американских переговорах по Украине.
Визуально это может выглядеть как некая подвижка в доселе "железобетонной" позиции Евросоюза, когда любые контакты с Москвой запрещались, а если и происходили по чьей-то частной инициативе, то решительно осуждались.
Реальные причины намного банальнее: Брюссель просто пытается впрыгнуть в последний вагон. Раз не получается через Вашингтон, может, попробовать через Москву? ЕС все это время гордился собственной упертостью по Украине и был абсолютно уверен, что без него на переговорах не обойдутся и однажды придут к нему на поклон. И тут-то, мол, он всем покажет.
Поэтому до сих пор Европа вела переговоры… сама с собой. Постоянно посылая какие-то грозные "сигналы" Москве (а потом и Вашингтону), принимая всякие решительные резолюции, расписывая планы освоения российских активов, создавая всякие "потешные трибуналы" над российским руководством и имитируя прочую "миротворческую" активность в основном для внутренней аудитории.
Но европейскую "линию Мажино" просто обошли, и переговоры пошли без участия ЕС. Уже всем понятно, что Европа сегодня не просто недоговороспособна, а в принципе является главным препятствием на пути к миру, в чем абсолютно совпадает с позицией режима Зеленского, для которого конфликт с Россией является системообразующим.
Помимо этого, усилилось внутреннее давление на европейских лидеров – от них требуют реального участия в переговорах, поскольку речь идет о судьбах Европы, а не только Украины. И вот в Брюсселе и других европейских столицах изобразили активность: мол, так и быть, мы готовы говорить. Притом что на самом деле пока их ни за какой стол и не зовут.
А не зовут по тем же причинам, о которых уже говорил: заранее понятно, с чем именно приедет спецпосланник ЕС и Британии на какие бы то ни было переговоры – заявить о своей непреклонности в поддержке Киева, желании разместить на Украине свои войска, конфисковать наши активы, требовать немедленного перемирия, чтобы не решать вопросы по существу, не уступать территории, и прочее, чем в Европе привычно торпедируют все российско-американские мирные планы.
О чем тут говорить, не очень понятно: все это и так идет постоянным рефреном на фоне реальных усилий по достижению мира, которые предпринимаются без ЕС. Но, разумеется, можно будет гордо заявить, что Европа поучаствовала в переговорах, помахала флагом и отстояла свои позиции.
Конечно, что-то (но не очень многое) зависело бы и от фигуры главного европереговорщика. Но сам факт, что в качестве такового называют президента Финляндии Александра Стубба и даже главу дипломатии ЕС Каю Каллас, уже можно понять, что миссия подобных спецпосланников будет сугубо деструктивной.
- Можно ли вообще на основании инициативы Макрона и Мелони говорить о развороте позиции ЕС в отношениях с РФ, переходе от бойкота к диалогу?
- С учетом сказанного ранее говорить о решительном переходе ЕС от полного бойкота России к нормальному диалогу пока не приходится. Максимум будет имитация переговоров, но не конструктивное общение, в котором ключевым является возможность услышать и понять другую сторону.
И главной проблемой здесь во многом является запредельная морализация конфликта европейцами, из-за которой они сами себя загнали в нынешний тупик. Действия России по защите своих интересов представляли в качестве чего-то неслыханного, самого ужасного и кровавого события после Второй мировой войны, а саму Россию – исчадием ада, обуреваемым имперскими амбициями и жаждой новых территорий.
Ведь без такой морализаторской и рассчитанной на эмоции, а не на логику, аргументации было бы трудно убедить европейцев принять все те жертвы, на которые им пришлось идти ради очередного похода на нашу страну. В очередной раз в истории им пообещали, что им этот поход ничего не будет стоить, зато их спасут от "вселенского зла", а награбленное принесет им еще большее благоденствие. Как обычно, опять не получилось, а отвечать за весь ущерб собственным странам теперь никому не хочется. Здесь попахивает не просто крушением карьер, но и уголовными делами.
А тут еще европейцев очень подвел главный союзник Д.Трамп, который публично признал неактуальными право и мораль, назвав самым важным для его страны ее интересы. Которые он готов защищать (даже через прямые агрессии) не только в соседних странах, а за тысячи километров от границ США. И вообще считает правильным и возможным забрать ресурсы или территории других государств просто потому, что так выгоднее Америке.
На этом фоне Россия, которая получила прямые военные угрозы прямо у своих границ, в нескольких сотнях километров от столицы, выглядит гораздо убедительнее в своей аргументации.
И что теперь? Европа должна симметрично потребовать лишения американских спортсменов в олимпиадах? Запрещать США использовать SWIFT и страхование судов? Ввести 19 пакетов санкций и потолок цен на американскую нефть? Ведь если у вас есть принципы и ценности, именно так вы должны поступить, не правда ли? Иначе весь ваш пафос и морализаторство – не требование справедливости, а проявление банальной русофобии с глубокими историческими корнями и ничего более.
Выбор между продолжением лицемерия и имитацией способности к переговорам непрост, но его хотя бы пытаются обозначить – уже прогресс по сравнению с прежней "мегафонной дипломатией" Брюсселя. Но вопросов к нему будет только больше: так оказывается, с Москвой можно говорить? Выходит, там не демоны с рогами, не инопланетяне и не гитлеры, а такие же люди, с которыми можно общаться и даже договариваться? А почему этого не сделали до начала кровопролития, что и стало одной из его главных причин? Почему сорвали стамбульский процесс 4 года назад? И соразмерна ли цена отказа от диалога с Россией перед началом СВО и до сих пор? И т.п. и т.д.
Но главное, что влияет на все эти позиции оппонентов России – успехи наших ребят на передовой и единство народа. Как и всегда в истории. Без этого никто бы ничего не менял в своих целях и планах. Вынужденно и со скрипом, но обозначают некие подвижки.
Никаких иллюзий по поводу причин этой весьма скромной активности нет – никто там пока не осознал своей вины или хотя бы ошибки. Но какими бы мотивами они ни руководствовались, мы всегда готовы к конструктивным переговорам. Впрочем, с учетом того, что любые реплики, начинающиеся со слов "Россия должна…", мы в принципе не читаем и не будем принимать всерьез.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!