Семья белорусского бизнесмена разбилась в 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером в Германии. К гибели привела цепь роковых случайностей
Об этой трагедии сняты художественные и документальные фильмы, исписаны сотни страниц в журналах об авиации и в популярных газетах. 1 июля 2002 года в небе над Германией около Боденского озера столкнулись пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» (рейс BTC 2937 Домодедово – Барселона) и грузовой Boeing 757-200PF авиакомпании DHL (рейс DHX 611 Мухаррак – Бергамо – Брюссель).
Погибли все, кто находился в обоих самолетах, а это 71 человек: двое – на Boeing (оба пилота) и 69 на Ту-154 (60 пассажиров, среди которых 52 ребенка, и 9 членов экипажа).
О том, что на борту разбились четверо брестчан и как они там оказались, информация очень скупа. Зато широко известно об убийстве швейцарского диспетчера Петера Нильсена, совершенном Виталием Калоевым, у которого в авиакатастрофе погибли супруга и двое детей. «ТБ» восполняет пробелы.
ПОРТРЕТ БРАТА
59-летний брестский предприниматель Сергей Шисловский держит в руках портрет погибшего старшего брата Олега Шисловского, известного в городе бизнесмена. На момент гибели ему исполнилось 43 года, его жене Людмиле – 40, а дочерям Оле и Юле – 16 и 15. На тот момент в гимназии, где они обучались, были каникулы.
«Семья Олега купила путевку на отдых в Испанию с вылетом из Москвы, – рассказывает брат. – Самолет изначально был рейсовым. Компанию им составили двое друзей: муж и жена. Еще одна компания готовилась встретить их в Барселоне. Но в ситуацию вмешалась роковая случайность».
ШЕСТЬ ЛЕСНИКОВ ПОГИБЛИ, ПОЕЗД ОПОЗДАЛ
Дело в том, что поезд Прага – Москва, на котором ехали брестчане, попал в ДТП на станции Тевли в Кобринском районе. На железнодорожном переезде УАЗ местного лесхоза пытался проскочить на красный сигнал семафора, но не успел. Прежде чем остановиться, состав целых полкилометра протащил уазик по путям. В нем ехали шесть лесников. Все погибли.
«Поезд долгое время провел в Тевлях, шло разбирательство происшествия, и в Москву на свой рейс Олег с семьей и друзьями опоздали, – продолжает Сергей Шисловский. – На ближайший рейс в Барселону нашлось только два свободных места. И их выкупила супружеская чета – спутники нашей семьи. И улетела. Как выяснилось, это был их счастливый билет. А брат остался в Домодедово искать другие варианты». И нашел худший из возможных, но кто об этом знал тогда?
«СЛУЧАЙНЫЙ» ЧАРТЕР
В аэропорт прибыла группа из 52 башкирских детей, которая из-за некомпетентности руководителя тоже опоздала на рейс в Испанию. Это была путевка для одаренных детей, отличников учебы и победителей различных олимпиад. Их поездку организовал комитет Башкортостана по делам ЮНЕСКО за счет республиканского бюджета как поощрение. Чтобы она не сорвалась, «Башкирские авиалинии» организовали чартерный борт до Барселоны, на который также продали 8 билетов. Четыре из них купили Шисловские.
«Насколько я понимаю, диспетчер Нильсен перепутал команды «вверх» и «вниз», – сказал наш собеседник, которого впоследствии ознакомили с результатом расследования. – Диспетчер дал россиянам приказ снижаться. Сразу после этого в кабине экипажа прозвучал сигнал системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS) о необходимости набирать высоту. Пилоты выбирали между двумя противоположными требованиями, времени было меньше минуты, и они приняли решение следовать указанию диспетчера».
ОПОЗНАВАЛИ ЖЕРТВ ПО ДНК
О дальнейшем широко известно. Борт на Барселону был практически рассечен пополам в результате столкновения. Погибли все, кто находился в обоих самолетах. И хотя их вела швейцарская сторона, катастрофа произошла над территорией Германии, недалеко от крупного Боденского озера. Тела жертв искали в радиусе до 20 км от места падения лайнеров. Все они были найдены и идентифицированы.
Сергей Шисловский считает, что в этом – большая заслуга немецких властей: «Германия организовала все поиски, проводила ДНК-тесты тел, приняла и разместила всех родственников, причем не один раз, а и через год, и через 15 лет. Вернули все вещи, ценности, документы и деньги, принадлежавшие семье брата и обнаруженные после катастрофы. На месте крушения создан мемориал».
КОМПЕНСАЦИИ ВЫПЛАЧЕНЫ
Похороны семьи прошли в Бресте спустя 10 или 11 дней после трагедии. «Долго длилось разбирательство с диспетчерской компанией Skyguide. Она первоначально не хотела принимать на себя вину за действия экипажа, но все решил пункт в авиационных правилах, где сказано, что КВС в спорной ситуации должен слушаться команд диспетчера, а не TCAS. При этом Нильсен в нарушение инструкций был в диспетчерском центре один, без напарника, отвлекался. Закончилось это выплатой со стороны компании компенсаций родственникам всех пострадавших. И трагической смертью диспетчера от рук кавказца, потерявшего жену и двоих детей», – подтверждает брестчанин.
От компании в адрес Шисловского пришло подробное письмо с извинениями и разбором ситуации, а также принятыми мерами по предотвращению таких происшествий в будущем.
НАСЛЕДИЕ В НАЗВАНИИ ФИРМЫ
После первых печальных эмоций было принято решение назвать швейную фирму, которую возглавлял Олег, «Модный дом Шисловского» в память о погибшем. Она уже 30 лет выпускает женскую одежду. Директором 24-й год трудится Сергей Шисловский.
«Эх, если бы не тот уазик…» – сокрушается он.
Аркадий РОМАНОВ
Справка «ТБ». По данным «Википедии», суммарная компенсация в размере до 150 тыс. долларов была выплачена родственникам 41 погибшего пассажира рейса BTC 2937, которые согласились на предложение компании Skyguide (принять материальную помощь без признания юридической ответственности). Родственники 30 погибших не согласились с этим предложением и решили отстаивать свои права в судебном порядке. В мае 2011 года Федеральный суд Швейцарии окончательно установил, что максимальный размер компенсации составит около 33 тыс. евро на одного погибшего. Из этих сумм выплачивалось вознаграждение адвокатам, которые отстаивали права жертв 9 лет. Она составляла до трети полученных родственниками сумм.