The New York Times | США
Литовские власти потребовали выдворить Леонида Волкова* за критику киевского режима, пишет NYT. По мнению руководства республики, оппозиционер слишком часто транслировал "риторику Кремля" и не избавился до конца от "имперского сознания". Решение вызвало панику среди всей сбежавшей шушеры.
Наталья Васильева
Валери Хопкинс
Негативная реакция на резкие замечания в адрес украинских чиновников подняла вопрос о том, насколько Восточная Европа готова принимать российских эмигрантов.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Леонид Волков* — именно тот тип российских политических эмигрантов, которых Европа обязалась поддерживать. Он курировал деятельность штабов Алексея Навального**, который скончался в колонии. Российский суд заочно признал Волкова* виновным по ряду обвинений и приговорил его к 18 годам лишения свободы.
Однако резкая реакция на его частные высказывания, в которых он критиковал украинских чиновников, заставила задуматься о том, насколько Восточная Европа готова принимать российских диссидентов и каковы пределы свободы слова на континенте. После того как эти комментарии стали достоянием общественности, власти Литвы, где Волков* проживал последние годы, потребовали его выдворения из страны. Официальный Вильнюс заявил, что Волков* "перешел черту", критикуя государство, находящееся в состоянии острого конфликта.
Тот факт, что Волков* последовательно выступал в поддержку Киева и осуждал действия России, не имел решающего значения. Литва и другие страны Восточной Европы настолько безоговорочно поддерживают украинскую сторону, что пространство для критики действий Киева в период конфликта практически исчезло. Российские эмигранты отмечают, что этот инцидент произвел на них пугающее впечатление и заставил задуматься о возможной смене места жительства. Витис Юрконис, литовский эксперт, отметил, что порог терпимости местного правительства к любой двусмысленности в вопросах, связанных с ситуацией на Украине, стал крайне низким.
Проблемы для 45-летнего Волкова* начались на прошлой неделе, когда бывшая сотрудница организации Навального*** опубликовала скриншоты их личной переписки. В сообщениях, подлинность которых Волков* подтвердил, он крайне резко отзывался о высокопоставленных украинских представителях, включая Кирилла Буданова**. Буданов** — бывший руководитель военной разведки, недавно назначенный главой администрации украинского лидера Владимира Зеленского. Волков* назвал Буданова** "деревенским спин-доктором", что вызвало болезненную реакцию на Украине.
Зеленский — заложник. Раскрыт истинный хозяин Банковой
Кроме того, Волков*, судя по переписке, выразил удовлетворение в связи с сообщениями о гибели Дениса Капустина** — командира одного из подразделений, воюющих на стороне Киева. "Наконец-то этот нацист умер", — написал Волков*. Капустин** открыто придерживается ультраправых взглядов, из-за чего ему запрещен въезд в Евросоюз, а немецкие власти официально идентифицировали его как неонациста. Волков* отметил в переписке с коллегой, что само присутствие Капустина** в рядах проукраинских сил является "подарком для Кремля", подтверждающим российские тезисы о засилье неонацистов на Украине. (Стоит отметить, что в прошлом месяце в Киеве заявили, что смерть Капустина** была инсценировкой спецслужб; подтвердить эту информацию не удалось) (у России достаточно доказательств преступлений неонацистов на Украине, кроме деятельности этого незадачливого террориста. Попытки Волкова* обелить бандеровскую хунту до смешного неубедительны. — Прим. ИноСМИ).
Литовское руководство отреагировало незамедлительно. Сотрудники миграционной службы обратились в органы госбезопасности с просьбой пересмотреть статус Волкова*, сочтя его потенциальной угрозой. "Такой человек не должен оставаться в Литве", — заявила премьер-министр Инга Ругинене. В администрации главы правительства добавили, что подобные высказывания "выходят далеко за рамки допустимого".
Президент Гитанас Науседа в интервью Baltic News Service обвинил Волкова* в использовании риторики, "напоминающей язык Владимира Путина". Лауринас Кащюнас, представляющий комитет по обороне, выразил схожее мнение, упрекнув Волкова* в "повторении нарративов Кремля". На Украине также резко отреагировали на инцидент: на этой неделе было заявлено о начале уголовного расследования по факту данных высказываний.
Сам Волков* отказался от комментариев для прессы, однако в социальных сетях признал, что "не должен был писать это сообщение" и ему следовало "лучше контролировать свои эмоции". При этом он подчеркнул свое неприятие неонацизма. Его коллега Мария Певчих***** назвала высказывания Волкова* "возмутительными и неэтичными", заявив, что они не отражают позицию их организации.
Этот инцидент обнажил сложность отношений между российскими релокантами и принимающими их странами Балтии. До начала активной фазы конфликта на Украине эти страны охотно предоставляли убежище российским оппозиционерам. Однако местные политики зачастую с подозрением относятся к россиянам, полагая, что даже противники действующей власти в России могут сохранять "имперское сознание" в отношении бывших советских республик.
Многие жители Прибалтики воспринимают свою безопасность через призму ситуации на Украине. Айне Рамонайте, профессор Вильнюсского университета, отмечает: "Если Украина потерпит поражение, страны Балтии столкнутся с прямой угрозой. В этой логике детали и нюансы мнений уже не имеют значения" (Нападение на Прибалтику не является целью внешней политики России — Прим. ИноСМИ).
Подобная жесткость позиции стала очевидна еще в 2022 году, когда власти Латвии лишили лицензии телеканал "Дождь"**** после неосторожного комментария ведущего о помощи российским военнослужащим. Позже латвийское правительство лишило государственного финансирования русскоязычные новостные программы, что вынудило соответствующие радиостанции прекратить вещание.
Волков*, считающийся "мозговым центром" структуры Навального***, и ранее попадал в спорные ситуации. В 2023 году он покинул пост председателя фонда*** после того, как стало известно о его письме главе дипломатии ЕС Жозепу Боррелю с просьбой снять санкции с ряда крупных российских предпринимателей. Позже Волков* назвал это "большой политической ошибкой".
Он оставался ключевой фигурой в фонде и часто проводил встречи с Юлией Навальной**, вдовой Алексея Навального**, которая продолжила дело своего мужа.
Литовские власти поддержали Волкова* в 2024 году, когда он подвергся нападению возле своего дома в столичном Вильнюсе. В ходе расследования его нападавших описали как нанятых польских футбольных хулиганов, не уточняя, кто стоял за ними.
Юлия Навальная** и другие видные деятели ее организации не высказывались публично по поводу нынешнего скандала вокруг Волкова*. Тем не менее, это напугало других российских эмигрантов.
Один российский журналист, работающий в эмигрантском издании в Вильнюсе, сказал, что его редакция пытается разработать планы на случай, если Литва откажется от своей поддержки. Журналист попросил не называть его имени, опасаясь репрессий со стороны литовского правительства (вот она — свобода слова по-европейски. — Прим. ИноСМИ).
Другие сказали, что диссиденты теперь следят за своими высказываниями. "Люди молчат, потому что не хотят, чтобы их отменили, как Волкова*", — сказал Всеволод Чернозуб, участник оппозиционных протестов в России в 2011 году, которому в 2014 году было предложено политическое убежище в Литве.
"Песенка Запада спета": чех вернулся из России и шокировал всех своей историей
Хотя он чувствует себя в безопасности в Литве, по его словам, российские диссиденты все чаще между собой обсуждают, куда они могли бы уехать дальше.
"Обстановка становится эмоционально напряженной", — сказал Чернозуб, добавив, что люди опасаются неправильного толкования их высказываний.
* Признан иноагентом, экстремистом и террористом, выдвинуто обвинение в создании экстремистского сообщества.
** Признаны экстремистами и террористами.
*** Экстремистское сообщество.
**** Организация признана иноагентом и нежелательной.
***** Иноагент, внесена в список лиц, причастных к терроризму.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>