Найти в Дзене
Мальчик ОнФим

ЗАМУРОВАННЫЙ ТАТАРСКИЙ КНЯЗЬ

Не исключено, что в ходе экскурсии по Новгородскому Детинцу вам расскажут страшную легенду о замурованном в одной из стен по приказу Ивана III татарском князе. У многих народов мира в прошлом был распространен обычай принесения так называемой строительной жертвы. При закладке крепости или иного крупного сооружения требовалось принести жертву, как правило, ребенка или женщину. Считалось, что убитый и захороненный в основании постройки человек станет духом-покровителем дома, замка или даже целого города и будет оберегать его жителей в течение следующих поколений, а также обеспечит долговечность самой постройки.
При раскопке древних сооружений археологи нередко наталкиваются на человеческие останки, поэтому страшные легенды отнюдь не плод воображения наших далеких предков. Наличие такого обычая подтверждается также фольклорными источниками и данными этнографии. В стихотворении Александра Навроцкого "Коромыслова башня" отражена русская легенда о постройке Нижегородского кремля (не путать

Не исключено, что в ходе экскурсии по Новгородскому Детинцу вам расскажут страшную легенду о замурованном в одной из стен по приказу Ивана III татарском князе.

По легенде князь замурован в стене между Владимирской и Пречистинской башнями
По легенде князь замурован в стене между Владимирской и Пречистинской башнями

У многих народов мира в прошлом был распространен обычай принесения так называемой строительной жертвы. При закладке крепости или иного крупного сооружения требовалось принести жертву, как правило, ребенка или женщину. Считалось, что убитый и захороненный в основании постройки человек станет духом-покровителем дома, замка или даже целого города и будет оберегать его жителей в течение следующих поколений, а также обеспечит долговечность самой постройки.
При раскопке древних сооружений археологи нередко наталкиваются на человеческие останки, поэтому страшные легенды отнюдь не плод воображения наших далеких предков. Наличие такого обычая подтверждается также фольклорными источниками и данными этнографии.

В стихотворении Александра Навроцкого "Коромыслова башня" отражена русская легенда о постройке Нижегородского кремля (не путать с Новгородским!). Она сообщает, что жену купца Григория Лопаты - Алёну заложили в фундамент строящейся башни именно ради прочности постройки:


«Так-то так... Только, князь, есть обычай у нас,

Что велит зарывать без пощады

Всех, кто первым пройдет в день начала работ

Там, где стену закладывать надо.

Тот обычай не вздор, он идет с давних пор, —

Самый Новгород тем ведь и крепок,

Что под башней одной, за Софийской стеной,

Там зарыт был один малолеток.

Уж кому суждено, тот пройдет все равно,

Будь то зверь, человек или птица;

А иначе стена ведь не будет прочна,

Да и строить ее не годится» .

«Пусть погибнет она за весь город одна, мы в молитвах ее не забудем. Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной, от врагов безопасны мы будем!» – приговаривал закапывающий девушку мастер.

Название "Детинец" по одной из версий произошло из-за традиции замуровывать при закладке оборонительного сооружения первого попавшегося ребенка, которого по приказу князя дружинники должны были схватить на дороге.

план Детинца
план Детинца

Новгородский Кремль, который мы видим, построен при Иване III в конце XV века. В то время отношения с Казанским ханством были, мягко говоря, непростые, поэтому замуровать какого-нибудь татарского хана в стене Кремля было не жалко.

Вид стены. Фото автора
Вид стены. Фото автора

Так это или нет, вы узнаете, посетив Великий Новгород и походив около этой стены после 12 часов ночи. Ваш мальчик ОнФим.