Найти в Дзене
Эхо Победы

Чей снаряд убил генерала Корнилова?

Утром 13.04.1918г. трехдюймовая граната пробила стену дома, расположенного на высоком берегу реки Кубани в нескольких верстах западнее Екатеринодара, и разорвалась внутри. Взрывом был убит главнокомандующий Добровольческой армией Лавр Георгиевич Корнилов. В разгар штурма кубанской столицы Белое движение потеряло своего лидера. После завершения Гражданской войны среди красных командиров, руководивших обороной города, возникла дискуссия – чей же снаряд погубил их злейшего врага? Красный командир Д.П. Жлоба вспоминал: «...Узнав от перебежчика Малька рабочего г. Екатеринодара, что на даче дома Слюсарева (что был в шести верстах от наших передовых частей) расквартирован штаб Корнилова и, что в упомянутом доме находится сам ген. Корнилов, мною был дан приказ командиру батареи вв мне полка т. Рогачеву ночью подтянуть два полевых орудия к нашей передовой цепи и во что бы то ни стало разбить дом Слюсарева. Орудия были подтянуты, и с рассветом, после нескольких орудийных выстрелов, в цепи против
Красные артиллеристы и генерал Л.Г. Корнилов. Фото из открытых источников
Красные артиллеристы и генерал Л.Г. Корнилов. Фото из открытых источников

Утром 13.04.1918г. трехдюймовая граната пробила стену дома, расположенного на высоком берегу реки Кубани в нескольких верстах западнее Екатеринодара, и разорвалась внутри. Взрывом был убит главнокомандующий Добровольческой армией Лавр Георгиевич Корнилов. В разгар штурма кубанской столицы Белое движение потеряло своего лидера.

После завершения Гражданской войны среди красных командиров, руководивших обороной города, возникла дискуссия – чей же снаряд погубил их злейшего врага?

Красный командир Д.П. Жлоба. Фото из открытых источников
Красный командир Д.П. Жлоба. Фото из открытых источников

Красный командир Д.П. Жлоба вспоминал: «...Узнав от перебежчика Малька рабочего г. Екатеринодара, что на даче дома Слюсарева (что был в шести верстах от наших передовых частей) расквартирован штаб Корнилова и, что в упомянутом доме находится сам ген. Корнилов, мною был дан приказ командиру батареи вв мне полка т. Рогачеву ночью подтянуть два полевых орудия к нашей передовой цепи и во что бы то ни стало разбить дом Слюсарева. Орудия были подтянуты, и с рассветом, после нескольких орудийных выстрелов, в цепи противника было замечено замешательство, которое продлилось часа два-три, после чего противник начал панически отступать. Находясь в передней цепи, я немедленно с полком бросился преследовать отступающие банды. Дойдя до дома Слюсарева, где был расквартирован штаб Корнилова, узнал, что выстрелами из выставленных мной орудий всего несколько времени назад здесь был убит ген. Корнилов...». (Бурмагин А.Г. Гражданская война на Юге России и кубанское казачество 1917-1920гг).

Боевое построение советских войск было следующее:

- конная группа – отряды И.А. Кочубея, Г.И. Мироненко, М.Г. Ильина, Е.М. Воронова, Н.Е. Батлука в садах и рощах в северо-восточной части пригорода, правее Черноморского вокзала;

- в районе Черноморского вокзала Приморско-Ахтарский отряд П.К. Зоненко, отряд черноморских матросов, 2-й Северокавказский полк Д.П. Жлобы;

- на северо-западной окраине 154-й Дербентский полк, отряд А.В. Яцкевича, Выселковский и Петропавловской казачьи отряды;

- на левом фланге в районе с/х фермы и кожевенных заводов 1-й Екатеринодарский полк М.Н. Демуса, отряд Ф.И. Рогачёва, Кавказский отряд;

- с юга у железнодорожного моста – Варнавинский полк и бронепоезд «Истребитель №1».

Три батареи (14 орудий) занимали позиции в районе Черноморского вокзала, Сенной площади и артиллерийских казарм.

Версия Жлобы сомнительна – его полк занимал оборону на правом фланге, а отряд Рогачева как раз на левом, а управление артиллерией было централизовано. 13.04.1918г. добровольцы вообще не наступали – войска получили отдых, а последний штурм был назначен на следующий день. Гибель Корнилова белому командованию удавалось некоторое время скрывать. Панически днём добровольцы не отступали, а ночью скрытно свернули фронт, и ушли на север.

Красный командир П.К. Зоненко. Фото из открытых источников
Красный командир П.К. Зоненко. Фото из открытых источников

Командир Приморско-Ахтарского полка П.К. Зоненко излагал следующим образом: «...Со стороны кожевенных заводов, на правом фланге Екатеринодарской обороны занял боевой участок. В хуторских строениях в местности, лежащей впереди полка, было обнаружено скопление противника. Я, будучи по роду войск артиллеристом, определив расстояние до цели, орудийной гранатой разрушил строение. Через час после разрушения противник 3-мя лавами кавалерии обрушился на полк. Подобранные раненые корниловские офицеры показали, что в разрушенном строении находился оперативный Штаб Корнилова и сам Корнилов убит осколком гранаты...». (Бурмагин А.Г. Гражданская война на Юге России и кубанское казачество 1917-1920гг).

С воспоминаниями Зоненко также не всё ладно. Ахтарцы вместе с полком Жлобы занимали оборону на правом фланге, у Черноморского вокзала (в н.в. – Краснодар-2). Конная атака бригады генерала И.Г. Эрдели «3-мя лавами» с целью прикрыть отход Добровольческой армии состоялась в районе Черноморского вокзала на следующий день 14.04.1918г. Соответственно известие о гибели Корнилова красное командование могло узнать не ранее 14-15.04.1918г.

Командир батареи Г.Д. Ткаченко. Фото из открытых источников
Командир батареи Г.Д. Ткаченко. Фото из открытых источников

Командир батареи Г.Д. Ткаченко вспоминал: «…В 1918 году 10 апреля в боях под городом Екатеринодаром (Краснодар) тов. Крутоголов Ф.Ф., бывший адъютант Штаба, получил через свою агентуру уточненные сведения о месте нахождения Главнокомандующего белогвардейскими отрядами генерала Корнилова. Тов. Крутоголов Ф.Ф. вызвал меня в Штаб командующего, как командира батареи, который дал приказание мне и тов. Крутоголову Ф.Ф. установить на переднем крае обороны две пушки и без пристрелки сбить молочную ферму и там же уничтожить наблюдателя генерала Корнилова.

Пушка была вручную переброшена на передний край обороны в 2 часа ночи 11-го апреля и замаскирована: в 9 часов 11 апреля под личным наблюдением тов. Крутоголова Ф.Ф. и под моей непосредственной наводкой был дан орудийный огонь из двух пушек по молочной ферме, где находился наблюдатель генерал Корнилов. От прямого попадания молочная ферма была разрушена, а главнокомандующий белогвардейскими отрядами генерал Корнилов был убит осколком…». (Бурмагин А.Г. Гражданская война на Юге России и кубанское казачество 1917-1920гг).

Если учесть, что Ткаченко свои воспоминания записывал три десятка лет спустя и, вероятно запамятовав, ошибся на несколько дней (Корнилов был убит 13.04.1918г.), то версия звучит убедительно. Адъютант главкома Крутоголов вызвал комбата в штаб обороны. Разведка Красной гвардии наблюдением или агентурой вскрыла расположение вражеского командного пункта, и Автономов распорядился его уничтожить. Что и сделала батарея Ткаченко.

Адъютант командующего Ф.Ф. Крутоголов. Фото из открытых источников
Адъютант командующего Ф.Ф. Крутоголов. Фото из открытых источников

Воспоминания Ткаченко имеют подтверждение в воспоминаниях Крутоголова: «...12 апреля я получил сообщение от Василия Иванушкина, что на следующий день в 9 часов утра Корнилов в своем штабе собирает совещание генералов и членов казачьей Рады. Я немедленно сообщил об этом командующему Екатеринодарским фронтом. Было сделано распоряжение Ткаченко: ночью вручную выкатить две пушки на передний край обороны и замаскировать. В 9 часов утра прямой наводкой открыть огонь по белому домику фермы и уничтожить генерала Корнилова и его свиту. Но Корнилов изменил свое решение и созвал совещание в середине дня 12 апреля… А 13 апреля ровно в 9 часов утра в этом кабинете раздался взрыв снаряда. Стреляли многие орудия красных, и какое-то из них дало очень меткий выстрел. Корнилов был смертельно ранен и, не приходя в сознание, умер...». (Крутоголов Ф.Ф. Огненные вёрсты)

Крутоголов делает важное уточнение – ликвидировать хотели весь военный совет добровольцев, то есть обезглавить Добрармию. Военсовет у Корнилова действительно состоялся вечером 12.04.1918г., а роковой снаряд прилетел на следующий день и не «в 9 часов утра», а в 7:20ч. Несоответствие по времени по времени объясняет уже белая сторона – ферма обстреливалась неоднократно.

Командир батареи К.С. Лондарев. Фото из открытых источников
Командир батареи К.С. Лондарев. Фото из открытых источников

Командир 1-й Карской революционной батареи К.С. Лондарев вспоминал: «...К исходу двенадцатого яростные атаки корниловцев были отбиты по всему фронту с огромными для них потерями. На четвертый день боя батарея снова заняла позиции у Самурских казарм.

С утра 13 апреля по всему фронту стояла тревожная тишина. Корниловцы лихорадочно готовились к решительной атаке. Красноармейцы, как и все защитники города, чувствовали себя уверенно. В их ряды постоянно вливались свежие силы. Добровольческая армия была обескровлена, лучшие силы были уничтожены, боеприпасы были на исходе, ничто уже не предвещало корниловцам успехов в бою за овладение Екатеринодаром.

Вскоре вновь загремели орудийные выстрелы по всему фронту. Над окопами грозно завыли осколки рвавшихся снарядов. Загорелись Самурские казармы. Все вокруг затянулось черной пеленой густого дыма. Части генерала Маркова и корниловский ударный полк вновь бросились в атаку. Объединенная 12-орудийная батарея вела заградительный огонь по наступающим цепям противника, по артиллерийским казармам и по КП Корнилова — молочной ферме. Эти объекты входили в сектор стрельбы батареи. Батарея стреляла шрапнельным огнем вперемешку с гранатами и наносила немалый урон живой силе противника. Корниловцы наступали по всему фронту с огромным напряжением сил, но успеха нигде не имели. Снаряд одного из стрелявших 12 орудий попал в домик молочной фермы, где находился Корнилов. Осколком снаряда Корнилов был смертельно ранен и вскоре скончался. Гибель Корнилова вызвала среди добровольцев растерянность и уныние. Многие матерые корниловцы кончали самоубийством…». (Бурмагин А.Г. Гражданская война на Юге России и кубанское казачество 1917-1920гг).

Воспоминания Лондарева также имеют неточности – 12-13.04.1918г. Добровольческая армия не наступала, а её батарея практически не имела снарядов и вела спорадический огонь, но они очень хорошо согласуются с воспоминаниями Ткаченко и Крутоголова.

Дом управляющего фермы, где располагался штаб Корнилова. Фото из открытых источников.
Дом управляющего фермы, где располагался штаб Корнилова. Фото из открытых источников.

Несмотря на явный успех, ликвидация генерала Корнилова имела для красной стороны и негативные последствия. Последующий 14.04.1918г. штурм фактически должен был стать последним днём Добровольческой армии. Армия в предыдущих боях была полностью истощена большими потерями, а боеприпасы подходили к концу. Уязвленная неудачами офицерская честь Корнилова слепо гнала остатки армии в бессмысленный уже штурм. В свою очередь с красной стороны планом обороны предусматривался переход в контрнаступление и резервы у главкома Автономова для этого были. Наличие достаточно сильной красной конницы (около 4.000 шашек) означало, что после отбития штурма будет преследование и добровольцам на «своих двоих» вряд ли удастся уйти. Таким образом, гибель Корнилова оказалась, как нельзя кстати для Добровольческой армии, что позволило новому командующему генералу Деникину буквально в последний момент её спасти от полного разгрома.

По теме:

1-й Кубанский Ледяной поход. Загадочная гибель генерала Корнилова

1-й Кубанский Ледяной поход. Бегство Добровольческой армии

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал