Найти в Дзене
Бродили мы по свету

Про «экономические фантазии» Владимира Владимировича…

Про «экономические фантазии» Владимира Владимировича… Итак, стартовал 2026-ой год. И Владимир Путин, пятикратный Президент России, уже провёл в Кремле заседание Совета по стратегическому развитию и Национальным проектам, которое было целиком и полностью посвящено теме ускорения развития отечественной экономики. На этот раз Владимир Владимирович был непривычно серьёзен, строг и собран: никаких тебе, понимаешь, шуток, прибауток и добрых/мудрых улыбок, лишь насквозь деловой напор и требовательные взгляды. В частности, наш многократный Президент поручил – строгим-строгим голосом – Правительству России (совместно с Центробанком РФ), добиться в текущем, 2026-ом году полного восстановления темпов прироста ВВП, естественно, при одновременном удержании годовой инфляции на уровне 5%, мол: - «С мягкой посадкой отечественной экономики срочно завершаемся и, наоборот, начинаем её резкий и плановый взлёт…». А ещё Владимир Владимирович любезно напомнил, что в декабре 2025-го года отечественный кабинет

Про «экономические фантазии» Владимира Владимировича…

Итак, стартовал 2026-ой год. И Владимир Путин, пятикратный Президент России, уже провёл в Кремле заседание Совета по стратегическому развитию и Национальным проектам, которое было целиком и полностью посвящено теме ускорения развития отечественной экономики. На этот раз Владимир Владимирович был непривычно серьёзен, строг и собран: никаких тебе, понимаешь, шуток, прибауток и добрых/мудрых улыбок, лишь насквозь деловой напор и требовательные взгляды. В частности, наш многократный Президент поручил – строгим-строгим голосом – Правительству России (совместно с Центробанком РФ), добиться в текущем, 2026-ом году полного восстановления темпов прироста ВВП, естественно, при одновременном удержании годовой инфляции на уровне 5%, мол: - «С мягкой посадкой отечественной экономики срочно завершаемся и, наоборот, начинаем её резкий и плановый взлёт…». А ещё Владимир Владимирович любезно напомнил, что в декабре 2025-го года отечественный кабинет министров приступил к формированию Плана по ускоренному развитию российской экономики до 2030-го года, который предусматривает, в том числе, и создание нескольких миллионов дополнительных высокотехнологичных рабочих мест «с достойным уровнем зарплат». И поручил Правительству (строгим-строгим голосом), с разработкой этого Плана ускориться… Что остальные участники этого заседания? А они, напустив на себя сугубо деловой и сосредоточенный вид, всему этому внимательно-внимательно внимали. Ещё понимающе и одобрительно кивали головами. И что-то старательно записывали в свои блокноты и ноутбуки. Короче говоря, это заседание Совета по стратегическому развитию и Национальным проектам прошло в насквозь деловом и продуктивном режиме…

Вот, не устаю поражаться богатой и оптимистичной фантазии нашего Владимира Владимировича. Он, судя по всему, до сих пор уверен, что стоит ему что-либо поручить (строгим-строгим голосом), как всё порученное обязательно будет исполнено. Хотя в былые годы уже были прецеденты, говорящие об обратном. Например, в 2004-ом году Владимир Путин поручал всем подведомственным ему структурам – удвоить ВВП за четыре года. Но не сбылось. А в 2012-ом году были изданы знаменитые «майские» президентские Указы, нацеленные на резкий экономический рывок. Но выполнены так и не были. Ещё была разработана и запущена в действие супер-пупер Программа развития «Стратегия 2020», обещавшая всем россиянам манну небесную. Но и она, увы, была с треском провалена… Однако, судя по прошедшему заседанию, Владимир Владимирович не унывает, из серии: - «Ну, не сработала моя политика «строгих поручений» несколько раз подряд. Подумаешь. Наоборот, вероятность того, что она сработает на этот раз, только повысилась. Буду упорен и настойчив. И не сверну с выбранного курса. Поэтому, господа соратники и подчинённые, извольте внимательно выслушать моё новое «строгое поручение». И незамедлительно приступайте к его выполнению. Я верю в вашу профессиональную компетентность…».

Что тут скажешь? Богатая фантазия – дело, конечно же, хорошее и полезное. Как и образцово-показательная уверенность, замешанная на природном оптимизме. Но иногда, всё же, стоит – в своих действиях – опираться и на существующие реалии…

А сегодняшние российские экономические реалии весьма печальны и тревожны. И если в начале 2025-го года высоколобые эксперты лишь осторожно говорили о приближающейся стагнации, то сегодня они более прямолинейны и высказываются примерно в следующем ключе: - «Стагнация российской экономики близка – как никогда. Она уже уверенно стучится в наши двери. И последствия от её прихода будут весьма негативными, плачевными, а местами и разрушительными…». Что господа эксперты имеют в виду? Попробуем разобраться…

Стагнация экономики – это процесс, при котором развитие экономики останавливается (или же очень сильно замедляется/тормозится), на протяжении нескольких лет подряд. В нормальном состоянии экономика растёт: увеличивается (в объёмном понимании) производство товаров, работ и услуг; создаются новые рабочие места; доходы населения и бизнес/структур стабильно повышаются. Стагнация же означает, что темп роста ВВП неуклонно снижается, иногда даже переходя к отрицательным значениям… Экономисты выделяют несколько периодов стагнации. Этап первый: существенно падает (на уровне статистической тенденции), покупательский спрос со стороны населения. Этому могут способствовать следующие причины/факторы: фактическое снижение доходов населения; высокие ставки по банковским депозитам; ожидания того, что в скором времени (в течении года-двух), цены на товары и услуги пойдут на резкое снижение; наличие в конкретной экономике сильных монопольных проявлений (слабой конкуренции), и так далее. Этап второй: бизнес чётко фиксирует – падение покупательского спроса со стороны населения, после чего начинает аккуратно сворачивать (откладывать до лучших времён), выполнение запланированных Инвест/программ. Этап третий: бизнес однозначно фиксирует – дальнейшее падение покупательского спроса со стороны населения. Это уже серьёзно. И многие компании, производящие реальные товары и оказывающие реальные услуги, начинают снижать (в объёмном выражении), свою производственную деятельность. А зачем, собственно, работать на склад? То-то и оно. Этап четвёртый: в связи со снижением производственной активности, компании реального сектора начинают бороться с издержками. В том числе, понижать ФОТ (в первую очередь, за счёт снижения или же полной отмены премий), а также производить сокращения кадрового состава. Этап пятый – как следствие проведения четвёртого этапа: продолжается снижение фактических доходов населения. Этап шестой: продолжается падение покупательского спроса. Далее – строго по кругу…

И если внимательно присмотреться к сегодняшнему положению дел в отечественной экономике, то можно сделать безрадостный вывод: стагнация уже не стучится в наши двери, она уже пришла и плотно обосновалась в сегодняшних реалиях. Во-первых, покупательская активность россиян (в объёмном выражении), продолжает неуклонно снижаться. И это касается не только ТНП (мебели, стройматериалов, бытовых электроприборов, одежды, обуви и так далее), но и продовольственных товаров первой необходимости. А это очень тревожно… Во-вторых, многие крупные отечественные компании уже объявили о приостановке основных Инвест/программ, а некоторые предприятия перешли на неполную рабочую неделю. Кроме того, очень похоже, что период «роста заработных плат» в России уже завершён… В-третьих, резко увеличилось количество непроданных квартир в новостройках. И это происходит на фоне беспрецедентно-высокой задолженности россиян по уже заключённым ипотечным договорам… И, наконец, в-четвёртых, статистика фиксирует (по итогам 2025-го года), более чем значительный рост банкротств: как среди юридических, так и физических лиц…

В 1929-ом году экономика США впала в состояние классической стагнации. Но американские Власти тогда никаких решительных мер не предприняли. И постепенно стагнация преобразовалась в Великую депрессию, которая продолжалась порядка 10-ти лет и сопровождалась биржевыми кризисами, волнами банкротств, массовой безработицей и тотальным обнищанием простых американцев. И Теодору Рузвельту, занявшему в 1936-ом году президентское кресло во второй раз, пришлось приложить массу усилий для того, чтобы выправить ситуацию. В этот период американское Государство очень активно вмешивалось во многие экономические сферы. В частности, Рузвельту пришлось создать более 10 миллионов государственных рабочих мест – в отраслях дорожного и железнодорожного строительства. После чего многие авторитетные экономисты высказали следующее мнение: - «Выход из затяжной стагнации – без активного вмешательства Государства в экономические процессы – невозможен…». Но, очень похоже, что наш Владимир Владимирович с этой экономической сентенцией незнаком. По крайней мере, на вышеупомянутом заседании Совета по стратегическому развитию и Национальным проектам ничего про «усилении роли Государства в экономике» сказано не было. Более того, как следует из контекста выступления Владимира Путина, «несколько миллионов дополнительных высокотехнологичных рабочих мест с достойным уровнем зарплат» должен создать, опять-таки, частный бизнес. Как говорится, сплошные мечты и фантазии…

Всем мира и добра…