Найти в Дзене
Форпост - Новости

Что такое сканирующее чтение и как с ним бороться

Словарный запас сегодняшнего среднего девятиклассника из-за массового отказа от чтения художественной литературы по сравнению со сверстниками второй половины 20 века, очевидно, сократился. Однако читать с толковым словарем все-таки в большинстве стран мира сегодня умеет каждый. Почему же образовательные исследования фиксируют год от года все большие сложности с пониманием развернутых текстов у подростков? Публикация каждого очередного отчета PISA или его российского аналога от Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) дает в СМИ и социальных сетях всплеск тревожности по поводу читательской безграмотности. Профессор Тимоти О’Мэлли преподает в Университете Нотр-Дам (штат Индиана, США) теологию. При этом в сфере его научных интересов находятся и вопросы педагогики, в частности дидактика. В интервью журналу Fortune он высказал гипотезу, что снижение читательской грамотности, то есть способности эффективно воспринимать, анализировать и интерпретировать текстовую информацию,

Словарный запас сегодняшнего среднего девятиклассника из-за массового отказа от чтения художественной литературы по сравнению со сверстниками второй половины 20 века, очевидно, сократился. Однако читать с толковым словарем все-таки в большинстве стран мира сегодня умеет каждый. Почему же образовательные исследования фиксируют год от года все большие сложности с пониманием развернутых текстов у подростков?

Публикация каждого очередного отчета PISA или его российского аналога от Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) дает в СМИ и социальных сетях всплеск тревожности по поводу читательской безграмотности.

Профессор Тимоти О’Мэлли преподает в Университете Нотр-Дам (штат Индиана, США) теологию. При этом в сфере его научных интересов находятся и вопросы педагогики, в частности дидактика. В интервью журналу Fortune он высказал гипотезу, что снижение читательской грамотности, то есть способности эффективно воспринимать, анализировать и интерпретировать текстовую информацию, связано с доминирующей сегодня среди молодежи техники чтения сканированием.

Современные дети научились быстро просматривать текст, чтобы найти какие-то нужные им ключевые слова, цифры, имена, факты, не вчитываясь в каждое предложение. Такой подход принципиально отличается в худшую сторону от беглого чтения, которым обладали многие известные интеллектуалы. Например, Оноре де Бальзак одним взглядом улавливал смысл 7-8 строк, а Максим Горький читал со скоростью около 4000 слов в минуту.

«Сканирование» в отличие от беглого чтения не дает общего представления о структуре текста и его основной идее. Эти задачи игнорируются. Сканирующий лишь фокусируется на поиске маяков или тегов, по которым можно быстро извлечь из текста фактологический, а не смысловой, ответ. Такая техника помогает быстро подготовиться к тестам, но серьезный устный экзамен в старом стиле обладатель техники чтения сканированием неминуемо провалит.

Причина не только в переходе на тестирование. Подростки живут в цейтноте. Исследование Head Hunter выявило, что в 2025 году по сравнению с 2024-м на 72% выросло количество резюме от соискателей 14-17 лет. Они ищут и легко находят работу официантов, сотрудников пунктов выдачи интернет-заказов, курьеров, упаковщиков, операторов колл-центров, кассиров. В часы досуга просматривают короткие видео в соцсетях. А на уроках в школе…спят.

Вузы не первый год бьют тревогу по поводу неподготовленности абитуриентов к внимательному восприятию стандартной академической лекции. Большинству университетов приходится адаптироваться под реалии времени и упрощать программы или снижать требования. Но существует же разумная граница упрощения – нельзя превращать высшее образование в развлекательную игру.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко, говоря о разрабатываемой и реализуемой в вузе с 2023 года в рамках президентского пилотного проекта новой модели инженерного образования, не раз обращал внимание на недопустимо низкое качество знаний у выпускников школ, несмотря на высокие баллы ЕГЭ.

Горный университет нашел пути преодоления проблемы. Он не подстраивается под среднешкольный уровень, а поднимает абитуриентов до необходимого. На 1-2 курсах создан единый для всех специальностей модуль общеобразовательных и общетехнических дисциплин, что названо «ядром» высшего инженерного образования. Кафедры русского языка и литературы, социологии и психологии, истории, общей и технической физики восполняют оставленные школой пробелы в знаниях. В отдельных случаях пробелы просто вопиющи. По словам проректора по базовому инженерному образованию Алексея Маховикова, одна из первокурсниц набрала 75 баллов ЕГЭ по математике, но на обязательном внутривузовском входном тестировании (с его помощью вуз перепроверяет уровень знаний по школьным предметам) смогла получить только 7 баллов.

Вернемся к дилемме сканирующего и глубокого чтения. Последнее для хорошего инженера критически необходимо. Поэтому будущим инженерам в Горном преподают риторику, знакомят с философией науки. Только так студент сможет сформировать мировоззрение в рамках своей специальности.

Навык чтения «сканированием» не нужно выбрасывать в мусорную корзину. В конце концов, именно этот принцип лежит в основе алгоритмов искусственного интеллекта. Тем, кто не научился читать «по-взрослому» ИИ предложит бессмысленный короткий комикс вместо «Войны и мира» Толстого. А люди, умеющие понимать текст, могут не опасаться стать заложниками ИИ, они легко «приручат» его в качестве полезного бонуса, например, при работе с большими массивами справочной информации.