Серафим Саровский, как, возможно, никто иной на Руси кроме преподобного Сергия Радонежского, воплотил в себе совершенный образ святого — средоточие доброты, мира и лучезарной радости. Его наставления были прямым вызовом унынию, которое он считал пагубным следствием усталости. Он убеждал, что веселость — это не грех, а действенная защита от отчаяния, а доброе и приветливое слово помогает сохранить бодрость духа перед Богом. Вся его философия радости зиждилась на непоколебимой уверенности в победе Христа над смертью, делающей уныние бессмысленным. Именно поэтому его ключевое наставление обладает такой силой:
Радость моя, стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.
Святые отцы, чья душа уже при жизни уподоблялась раю, в своих наставлениях духовным чадам делали упор не на страхе адских мук, а на грядущей небесной радости. Их собственный путь, полный лишений, научил их истинной цене смирения и терпения.
Ярчайшим примером тому служат слова преподобного Серафима Саровского. Указывая на свою скромную келью, он восклицал:
«Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая эта келия наша была полна червей, и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания; там сладость и радость неизглаголанные; там праведники просветятся, как солнце».
Однако путь в рай лежит через очищение души от греха — труд, который, как учили святые отцы, необходимо совершить. Ключевым инструментом в этой духовной борьбе со страстями является молитва. Без обращения к Господу человеку практически невозможно одержать победу, и именно поэтому в наши дни так часто звучат жалобы на трудности молитвы в мире, полном суеты и отвлекающего шума.
Правило для ленивых
Так в народе называют правило, которое оставил преподобный. Но давайте рассмотрим его подробнее.
Примечательно, что с подобными жалобами на невозможность соблюдать молитвенное правило из-за мирских забот и тяжелого труда приходили и к преподобному Серафиму. В ответ на это старец завещал простое и доступное каждому правило:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню: „Отче наш“ трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: „Богородице Дево, радуйся“ – также трижды, и наконец символ веры: „Верую во единаго Бога“ – единожды».
Более того, преподобный Серафим наставлял не оставлять молитву и в течение дня. Чем бы ни занимался человек, он советовал творить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную».
В окружении же людей и шума достаточно кратко взывать: «Господи помилуй». Так, сочетая труд и молитву — два крыла христианина, — следует проводить время до обеда, перед которым утреннее правило повторяется.
После обеда труд следует сопровождать молитвой: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». А в минуты уединения можно обращаться к Господу с более полной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго или грешную».
Завершая день и отходя ко сну, преподобный Серафим советовал вновь исполнить утреннее правило: «Всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, то есть трижды „Отче наш“, трижды „Богородице“ и однажды символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
Осознавая человеческую немощь, батюшка Серафим давал утешение и тем, кому даже это краткое правило казалось непосильным. Он благословлял читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже на постели, напоминая слова Писания: «всякий, кто только призывает имя Господне, спасется».
Ключевым условием, конечно, является искренность и твердое намерение исполнять это правило, пусть и малое.
Тем же, кто располагает временем и желанием, преподобный предлагал к этому основанию присоединять и другие душеполезные труды: чтение Евангелия и Апостола, канонов, акафистов и псалмов. Он призывал благодарить Господа со смирением за саму возможность принести Ему эту жертву, благодаря чему христианин может мало-помалу восходить по ступеням духовных добродетелей.
Сам преподобный Серафим так разъяснял глубинную суть и силу этого малого правила:
«Держась такого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства; ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая – как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая – принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа. Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры».
Так последуем же этому спасительному завету, чтобы с Божьей помощью и по молитвам преподобного Серафима неуклонно идти путем ко спасению.
О России
Слова преподобного о временах, в которые ему довелось жить, звучат поразительно актуально и для наших дней:
«Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и нехранением святых постов; ныне всякий пост, среды и пятницы не сохраняют, а Церковь имеет правило: нехранящие святых постов всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует. У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.
Радость моя! Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно.
Господь сказал Своими пречистыми устами: „О дне том и часе никтоже весть: ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Яко же бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческого. Яко же бо бяху во дни прежде потопа: ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, донележе вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческого“».
Глубина духовной жизни русских подвижников Нового времени — от архиереев до простых иноков, подобных саровскому чудотворцу, — открывала в них исключительный Божий дар прозревать грядущие судьбы людей и целых народов. Поразительно, но все они, как один, с глубокой скорбью предостерегали русский народ о страшных бедствиях и карах Господних. Причиной тому они видели грядущее массовое отступление от веры, «апостасию», и последующее возникновение безбожного «Царства хама» на обломках некогда духовно великой России.
Так, великий Серафим Саровский предсказывал не только будущие светлые торжества в Сарове, но и ужасающие бедствия, что обрушатся на Россию. Он говорил о невиданных гонениях на Церковь, неисчислимом сонме мучеников и полном уничтожении монашеской жизни. «Будет, — предостерегал он, — такая скорбь, чего от начала мира не было... Настанет такое время, что ангелы не будут поспевать принимать души... Когда век-то кончится, начнет антихрист кресты с церквей снимать, да монастыри разорять, и все до единого разорит». И действительно, всего через столетие после кончины старца, к 1930-м годам, в России не осталось ни одного действующего монастыря.
Однако сквозь мрак грядущих испытаний преподобный Серафим твердо провидел и будущее возрождение «Русско-Славянского Царства».
Святой старец предвидел даже то, что его тело не останется в Сарове: он говорил, что его мощи с честью упокоятся в Дивеевском монастыре. Именно этой обители, по его слову, суждено было возродиться после эпохи гонений и прославиться на весь православный мир.
История уже подтвердила поразительную точность части этих пророчеств…
Наряду с преподобным Сергием Радонежским, именно Серафим Саровский наиболее полно воплощает саму суть русской святости, утверждая своим подвигом главный идеал Святой Руси — сердечную любовь к Богу и человеку.
Слава Богу за всё!
Другие статьи и видео
«Смотрите, времена лукавые сейчас!» — обратился ко всем донецкий старец Зосима Сокур