Этот вопрос, рожденный от боли потерь и сомнений, наверняка знаком многим. Ответ, на самом деле, прост и фундаментален: в мире не происходит ничего, что не было бы допущено Богом. Как Он Сам говорит: «...у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29). Ключевой вопрос не в том, «почему Он допускает», а в том, «для чего».
Мир, погрязший в страстях, перестал слышать тихий стук Спасителя в сердце. Ожесточенные гордыней, сребролюбием и блудом, люди готовы на все ради удовлетворения своих низменных желаний. Бог им больше не нужен; их богом стали их страсти. Но Господь наш долготерпелив и многомилостив. Именно из любви, желая очистить и спасти человечество, Он и посылает испытания и скорби. Эти трудности — не кара, а горькое лекарство и призыв, вторящий Его словам:
«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:16,17).
В горниле испытаний кто-то одумается и обратится к свету, а кто-то окончательно ожесточится... Господь дает шанс каждому, но выбор остается за человеком. И трагично, когда человек не осознает, что этот выбор может оказаться последним.
Что же говорят об этом святые отцы?
Старец Епифаний (Феодоропулос) из Афин (1930–1989) давал такой ответ:
Скорбь и страдания необходимы, чтобы очистить душу от власти страстей и удостоиться великой небесной награды. Задумайтесь: если Сам Бог допустил крестную смерть Своего возлюбленного Сына, то как могут избежать страданий люди, которые, даже будучи святыми, несут на себе пятна грехов? Именно в скорби происходит наше подлинное очищение. Радость может увести нас от самих себя, но в горниле испытаний проявляется наша истинная сущность, и в этот момент мы как никогда приближаемся к Богу. В страдании человек осознает свое бессилие; уходит гордыня, заставляющая в минуты славы считать себя центром вселенной. Он ощущает себя лишь малой частицей мироздания, полностью зависимой от высшей воли, и начинает искать поддержки. Все мы, прошедшие через душевные или телесные муки, подтвердим: никогда наша молитва не была столь усердной и глубокой, как в болезни или в час тяжелейшей скорби. В благополучии же мы склонны забывать и о молитве, и о посте. Вот почему страдания попускаются Богом.
Очищение души требует труда. Но в благополучные времена мы уклоняемся от этого труда, прилепляясь к земному: к вкусной еде, долгому сну, красивой одежде и развлечениям. На молитву же времени катастрофически не хватает. Православный христианин призван хотя бы воскресный день посвящать Богу, участвуя в богослужении и Таинствах. Но для многих нормой стала чуждая традиция — зайти в храм раз в год, при этом желая получить всё и сразу и даже поучить других, как правильно молиться. Это верный признак отсутствия реальной духовной жизни.
Продолжая эту мысль, старец Паисий Святогорец (Эзнепидис) (1924–1994) отмечает:
Удары необходимы для спасения нашей души, потому что они очищают ее. Чем сильнее бьешь и трешь одежду, тем чище она становится. Так и осьминогов с каракатицами ударами делают мягче и очищают от черной жидкости.
Конечно, мы не хотим ударов — это больно. Но почему тогда мы медлим начать спасение души сейчас, без скорбей? На словах мы хотим, но на деле отступаем перед трудностями, усыпляя свой дух. Христианин не должен говорить «не могу», но «все смогу с Божией помощью». Нам не хватает уверенности, что Бог — над всем и над нами. Мы называем себя верующими, но в душе царит штиль. Это духовный сон, который однажды будет прерван скорбями. Именно так Господь и разбудит нас.
О духовной цели скорбей старец Иоиль (Яннакопулос) (1901–1966) говорил:
Бог допускает испытания в жизни человека с одной целью: взрастить в его душе праведность на земле и увенчать её наградой в вечности. Земные невзгоды — это не что иное, как важнейший этап духовной подготовки. Именно через горнило скорбей человек обретает смирение, освобождается от мирских привязанностей, закаляет свой характер и очищает помыслы, достигая подлинного духовного величия. Телесная немощь помогает душе воспарить к небесам, а материальные лишения учат истинному смирению и зажигают в сердце пламя искренней молитвы. Подобно бесформенной глыбе мрамора, человек обретает своё совершенное обличие лишь под резцом великого Скульптора, которым и являются Божественные испытания.
А старец Евсевий (Матфопулос) (1849–1929) давал такое ободрение:
«Человек должен знать, что Бог не попустит скорбей свыше его сил и даст ему большое мужество. Это знание делает его мужественным, терпеливым и великодушным, ибо влагает в его душу убеждение, что Бог, по любви попустивший скорби, непременно поможет ему избавиться от них и получить великую пользу».
Вот чего мы боимся на самом деле — пользы для души. Скажите вслух: «Я боюсь пользы для своей души». Звучит абсурдно, не правда ли? И сразу возникает вопрос: «От чего я бегу? От любви Божией?»
Старец Иосиф Исихаст (ум. 1959) советовал своим духовным чадам:
Не позволяйте немощам вселять в вас страх, даже если они останутся с вами до конца пути. К чему тревоги, если Бог неотступно пребывает рядом? Ведь именно в Нем заключается вся наша жизнь и каждое движение. Мы страдаем, находясь в Его поддерживающих объятиях. Мы дышим Им, окружены Им, осязаем Его и вкушаем в Святых Таинствах. Куда бы ни устремился ваш взор, вы везде встретите Бога: на небесах и на земле, в глубинах вод, в каждом дереве и камне, в глубине вашего разума и сердца. Неужели Он, будучи так близко, не видит ваших страданий и терпения? Доверьте Ему свои печали, и вы непременно получите утешение, а душа и тело обретут исцеление.
Размышляя об отражении скорбей, старец Евсевий (Матфопулос) писал:
«Я знаю, что скорби и искушения вас никогда не оставляют. Хотящим угодить Богу во всем и искушения, и скорби, и трудности, и немощи, и бедность содействуют в обновлении и совершенствовании. Посему терпите и пребывайте в терпеливом ожидании помощи Божественной благодати».
Да будут эти наставления всем в помощь.
Слава Богу за всё!
Другие статьи и видео
«Не ищите в других недостатков, иначе выйдет зло» — старец Севастиан Карагандинский