В музее Урании в московском планетарии богатая коллекция метеоритов.
Самый внушительный находится в первом зале. Он весит 1630 кг. Найден на территории нынешней Магаданской области.
Железокаменный метеорит палласит Сеймчан (так гласит табличка).
Рядом с ним постоянно фотографируются люди, и снять его без публики вокруг получилось не сразу.
Он действительно необычайно красив и мог бы сойти за произведение современного искусства по изысканности и пластичности формы и тщательности проработки фактуры. С одной стороны он похож на шкуру какого-то могучего зверя (скорее всего, неземного).
Фактура удивительная, ее хочется (и можно!) потрогать руками, погладить, полазать пальцами в этих выемках, почувствовать плавную шершавость металла, прошедшего космическую "обработку".
Другие метеориты поменьше, но они тоже хороши. Некоторые лежат в открытом доступе, другие, мелкие, помещены в витринах (во втором зале).
Вот этот, например, под стеклом. Он изумительно красив. И тоже похож на произведение искусства.
Витрин там несколько, но фрагменты метеоритов внутри довольно маленькие, и снимать каждый нет смысла.
Метеоритная опасность
У людей сразу возникают мысли: насколько часто прилетают такие "подарочки" из космоса, и насколько это для нас опасно?
Ответы содержатся в двух плакатах, наглядно проясняющих ситуацию.
Риск получить разрушительный удар от небесного тела солидных размеров вроде кометы относительно невелик - раз в несколько миллионов или в один миллион лет. Примерно раз в 5000 лет прилетает "подарочек" размером до 100 метров.
В планетарии в витрине с метеоритами выставлен еще и спил старой ели из Сихотэ-Алиня: разлом в стволе крепкого здорового дерева - результат воздействия мощной ударной волны после падения метеорита.
Чем меньше метеорит, тем больше вероятность падения на Землю, но зато и менее значительны причиняемые им разрушения. Как правило, они ярко вспыхивают в атмосфере, затем рассыпаются на мелкие части, которые либо сгорают, либо рассеиваются на большом расстоянии.
"Малыши" от нескольких сантиметров до полуметра прилетают практически ежедневно, но крайне редко падают в густонаселенной местности. Случай, когда метеорит влетел в чью-то спальню - уникален. Никто не пострадал, а камешек оказался очень древним - старше Земли.
А мельчайшие "пылинки" бомбардируют атмосферу непрерывно. Ощутимого вреда от них нет.
Из другого плаката можно узнать, как правильно называть небесных гостей.
Комета, астероид, метеороид, метеор (они оставляют яркий длинный след - это "падающие звезды"), болид (яркая вспышка в небе)... То, что уже упало на Землю, называется, собственно, метеоритом.
Леонид Кулик и его метеориты
Основателем советской науки о метеоритах - метеоритики - был Леонид Алексеевич Кулик (1883-1942).
Это был человек "старой закалки", с биографией, которая ныне кажется необычной, но для людей той эпохи она не столь уж исключительна.
Родился он в городе Дерпт (ныне Тарту в Эстонии) в дворянской семье, но уже в 1884 году родители переехали в Херсонскую губернию, откуда происходили их предки. Затем, овдовев, мать с детьми отправилась за Урал, к своему брату.
Леонид Алексеевич закончил гимназию, поступил вольноопределяющимся в армию и одновременно слушал лекции на физико-математическом факультете Казанского университета. Помимо науки, он увлекся идеями большевиков и попал в поле зрения полиции и получил три недели тюрьмы за распространение нелегальной литературы (гуманные же были времена, господа мои).
Как ученый, он занимался геодезией и минералогией.
А метеоритикой увлекся в 1918 году. 27 февраля того года солидный метеорит (около 260 м) упал недалеко от города Кашина. Кулик был командирован для его изучения, но сам объект уже отправили в Петербург, и он ограничился осмотром места падения и опросом местных жителей. Интересно, что деревенские обыватели увидели в падении метеорита божественное чудо и успели отколоть от него множество кусочков в качестве амулетов. Один такой кусок находится в музее Кашина. А основное тело метеорита - в Москве, в Метеоритной коллекции РАН.
В 1921 году по инициативе Леонида Кулика и при содействии В. И. Вернадского и А. Е. Ферсмана при Минералогическом музее в Москве был создан Метеоритный отдел. Кулик стал главным исследователем метеоритов - собирал сведения о новых явлениях такого рода, устраивал экспедиции в места падения (несколько раз ездил исследовать район падения Тунгусского метеорита).
В общем, Кулик стал уважаемым ученым с редкостной специализацией.
Но, когда началась ВОВ, 58-летний Кулик ушел добровольцем в народное ополчение (мы же помним, что он был профессиональным военным). В бою под Смоленском был ранен, попал в немецкий концлагерь для военнопленных, где работал санитаром и с помощью местных партизан готовил побег. План был сорван, Кулика переместили в тифозный барак, где он заразился и умер 14 апреля 1942 года (Спас-Деменск Смоленской области).
Фото Кулика (то самое, в шапке) было помещено на марке, выпущенной в СССР в 1958 году в память о падении Тунгусского метеорита.
Потянешь за ниточку - а там такая история...
--