Найти в Дзене
Волгоград 24

Эксперт рассказал исторические подробности Сталинградской битвы

Чуть больше двух недель остается до празднования очередной годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. 83 года назад на берегах Волги решалась судьба не только Великой Отечественной войны, но и всего мира. Что происходило в Сталинграде в те дни? Чем были продиктованы решения советского и немецкого командования? Оставались ли в разрушенном городе мирные жители? Об этом и не только рассказал кандидат исторических наук Евгений Стельник. – Что происходило в Сталинграде ровно 83 года назад? Положение врага было отчаянным, но и легкой прогулки для советских войск тоже не было. «Если мы говорим про январь, немцы еще обладали возможностью держать оброну. Дело в том, что если мы говорим, что немцы ошиблись с контрнаступлением, их разведка просмотрела его, то здесь надо сказать, что и наша разведка допустила серьезные просчеты. Как пишет Рокоссовский, считалось, что в окружение попало 84-86 тысяч немецких солдат, всего там шесть пехотных дивизий, три танковых, две мотодивизии.

Чуть больше двух недель остается до празднования очередной годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. 83 года назад на берегах Волги решалась судьба не только Великой Отечественной войны, но и всего мира. Что происходило в Сталинграде в те дни? Чем были продиктованы решения советского и немецкого командования? Оставались ли в разрушенном городе мирные жители? Об этом и не только рассказал кандидат исторических наук Евгений Стельник.

– Что происходило в Сталинграде ровно 83 года назад? Положение врага было отчаянным, но и легкой прогулки для советских войск тоже не было.

«Если мы говорим про январь, немцы еще обладали возможностью держать оброну. Дело в том, что если мы говорим, что немцы ошиблись с контрнаступлением, их разведка просмотрела его, то здесь надо сказать, что и наша разведка допустила серьезные просчеты. Как пишет Рокоссовский, считалось, что в окружение попало 84-86 тысяч немецких солдат, всего там шесть пехотных дивизий, три танковых, две мотодивизии. По факту в окружение попало 284 тысячи немцев, то есть советская разведка ошиблась на 200 тысяч человек. Поэтому немцы смогли создать линию обороны, сели на старые советские укрепления, сражались до последнего и до последнего ждали помощи. Им обещали, что помощь будет – сначала это Манштейн, потом уже ждали на конец февраля, что подойдет 2-й танковый корпус СС, он в этот момент ехал из Франции, но не успел».

– Некоторые обыватели говорят, зачем мы штурмовали уже окруженный Сталинград? Не проще ли было дождаться, чтобы немцы, грубо говоря, сварились в этом котле и от недостатка провизии погибли или сдались?

«У Чуйкова есть такая фраза, что немцы в котле – это самоуправляемый концлагерь пленных. Проблема в том, что когда советская армия окружила немецкую группировку, они вырвали из немецкой линии фронта гигантский кусок войск. В это время на западе была пустота, этой пустотой нужно было срочно пользоваться. То есть главная цель – сначала окружить, потом эти войска уничтожить, чтобы свои войска высвободить и бросить быстрее на запад. Нужно было максимально быстро их уничтожать, чтобы, во-первых, высвободить войска, во-вторых, освободить железнодорожный узел для снабжения войск и, в третьих, были еще мирные жители, их тоже нужно было как-то вытаскивать».

– Перекликаются ли те события с сегодняшними в том плане, что, как мы сейчас видим, на украинской стороне порой политическая составляющая пересиливает военную. Отсутствие приказа Гитлера на вывод войск из Сталинграда. Что это было – политика или на что-то немцы все-таки рассчитывали?

«Здесь скорее был расчет. У нас принято в литературе винить Гитлера. Гитлер был, к сожалению, не таким глупым, как нам хочется его видеть. За ним стояли еще Кейтель и Йодль. Когда в генеральном штабе вермахта нанесли всю ситуацию на карту, вдруг выяснилось, что советские войска намного ближе к Ростову, чем немецкие войска, находящиеся на Северном Кавказе. В генеральном штабе вермахта сложилось впечатление, что, если Паулюса убрать из Сталинграда, фронт может отвалиться и советские войска смогут окружить всю группу армии «Юг». Мне кажется, что Гитлер принял тяжелое решение пожертвовать армией Паулюса, но спасти группу армии «Юг». Надо сказать, что Василевский это все понимал. Он несколько раз писал записки Сталину, чтобы не обращать внимание на контрудар Манштейна. Если даже он пробьется, их больше будет в плену. Надо сразу бить дальше, сразу бить на Ростов, окружать всю группировку. Это так называемая операция «Большой Сатурн», но она была рискованной. В 26-м танковом корпусе в конце ноября было всего 35 танков, то есть 19 ноября было 155, в течение боев четырех-пяти дней осталось 35. С таким составом сил бросаться на Ростов было рискованно. Поэтому здесь был очень тонкий расчет и нашего генштаба, и немцев».

– Воздушный мост, который обещал Геринг, можно ли говорить, что он действительно не получился? Или они руководствовались своим же опытом Демянска, где все-таки Демянский котел они смогли по воздуху содержать, после чего оттуда смогли вырваться.

«Интересный факт, что командир 51-го корпуса Зейдлиц-Курцбах командовал той дивизией, которая деблокировала Демянский корпус. Он, находясь в Сталинграде, понимал, что воздушный мост не сработает. Тут очень интересная ситуация. Дело в том, что решение о воздушном мосте не Геринг принял, он такими вещами в это время не сильно интересовался, он занимался нефтью, его интересовала живопись. Решение принял начальник генштаба Люфтваффе Ешоннек. Он принял его очень быстро, Гитлер просто в лоб поставил ему вопрос, он не смог все подсчитать. Ведь тоже ответ у него был очень интересный, он сказал, что какое-то время мы можем снабжать. Гитлер был уверен, что Манштейн прорвется, что на какое-то время мост мог сработать».

– Что касается мирного населения. Разные ходят данные. Когда немцы уже были в городе окружены, в Сталинграде оставались мирные граждане? Как они выживали? У немцев-то еды не было...

«Немцы часто выживали за счет мирного населения, они забирали все, что могли найти у мирного населения. Знаете, если, скажем, на август 1942 года в Сталинграде жили примерно 750 тысяч человек, из них осталось в немецкой оккупации примерно 200-250 тысяч человек. Это немецкие данные. В декабре-январе в Сталинграде жили около 10 тысяч человек. Это опять-таки немецкие данные, они проводили перерегистрацию населения. Немцы заставляли население работать на себя, копать окопы, блиндажи. Они вели крайне жестокую политику с мирным населением. Мирное население выкручивалось и могло находить зерно, скажем, на элеваторе или на железной дороге. Немцы просто изымали это у мирного населения, вещи теплые, все, что было. Только, может, в декабре-январе у немецких войск стало меняться отношение к мирному населению, когда они стали понимать, что близится конец, они стали пытаться заигрывать с населением, но у них ничего не получилось. Население жило в крайне экстремальной ситуации. Мы знаем, что в феврале из 10 тысяч осталось около семи тысяч человек. Эти люди пережили настоящий ад. В Центральном районе остались 20 человек, в Дзержинском – 36 человек. Это люди, живущие в подвалах. В Доме Павлова до октября жили 25 человек. В военторге в подвале жили люди всю войну, в Доме грузчиков. Это страшная история».

Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, MAX