Ладога — озеро с характером моря. Тем, кто ходил по нему на лодке и попал в шторм, после того как словно из ниоткуда появились гремящие чёрные тучи, об этом известно. И хорошо, если озеро отпустило домой, пусть и промокшего до нитки; а не закрутило в водоворотах в лабиринте шхер да не бросило судёнышко на гранитные скалы.
Детальное рассмотрение Ладожского озера оставляет много вопросов:
- Почему северная и южная половина так разительно отличаются друг от друга?
- Почему здесь регулярно происходят пусть слабые, но землетрясения?
- И, наконец — совсем из ряда вон — что за странный гул слышат из-под воды, о чём рассказывают записи Валаама и Александра Дюма?
Ладожское озеро
Давайте сразу поприветствуем сегодняшнего героя, зачитаем заслуженные регалии и поаплодируем:
- Самое большое озеро Европы площадью 17 870 кв. километров. Начисто обходит ближайших преследователей в лице Онежского озера и Куйбышевского водохранилища. Единственный соперник за границами России — шведское озеро Венерн — в 3 раза меньше и, кстати, является младшим братцем Ладоги, потому что оба имеют общее происхождение.
- Второе по величине озеро России после Байкала, который, несмотря на вытянутую форму, занимает 31 722 кв. километров поверхности нашей многоуважаемой Планеты.
- 14-е по величине во всём мире.
Как появилось Ладожское озеро
Каноничная наука не оставляет места для сомнений, называя Ладогу озером ледниково-тектонического происхождения.
В незапамятные времена в земной коре появилась громадная впадина. Земля, словно устав от напряжения из-за постоянной тектонической перестройки местности, сдалась и осела вниз, чтобы уступить место воде. Которая то охотно наполняла чашу под завязку снова, то спускалась в ближайший крупный бассейн.
Главное слово в оформлении Ладожского озера таким, каким мы видим его сейчас, сказал последний ледниковый период. Ледяной панцирь, шлифующий рельеф, стал проигрывать теплу и отходить на север. На границе соперничества появилось большое Балтийское ледниковое озеро, наполненное талой водой.
Чего с ним только не случалось! Сменив несколько «версий себя», оно наконец распалось на Балтийское море и озёра, в том числе нашу Ладогу и шведский Венерн.
В XXI веке, как и у всего в этом мире, появилась альтернативная теория происхождения Ладожского озера — крупный метеоритный кратер.
В качестве аргументов приводят находки оплавленной гальки и крупные глыбы с острыми гранями («если их сюда десятки километров тащил ледник, то они должны быть окатанными»), разбросанные по всей округе.
Ещё один аргумент — отсутствие внушительной толщи древних осадочных отложений. Если котловина озера как понижение появилась миллиард с гаком лет назад, то она уже должна была заполнится.
Так родилось предположение, что 38 500 лет назад сюда упал метеорит диаметром 11 км, который оставил 80-километровую глубокую вмятину (северную часть озера) и заставил землю к югу осесть (южная часть озера).
Если что, я пишу это только для ознакомления с версией и ходом мыслей; а также для плавного перехода к другой яркой особенности Ладожского озера — разнице между севером и югом водоёма.
Озеро, лежащее меж двух миров
Северная Ладога и Южная Ладога — две разные сущности, объединённые в один водоём.
- Юг Ладожского озера — пологие берега с лугами и смешанным лесом, местами заболоченные; такие же пологие подводные склоны и округлые заливы. Глубина — 20-70 метров.
- Север — гранитные скалы с соснами, разбросанные острова, сложный подводный рельеф с обрывами, фьордообразные бухты и большие глубины от 70-230 метров.
Дело в том, что озеро лежит в прямом смысле на границе двух геологических миров:
- Север — Балтийский кристаллический щит. Это выход на поверхность самых древних горных пород Земли, наплавившихся, застывших и преобразованных миллиард-другой лет назад лет, а теперь — практически ничем не прикрытых: базальтов, диабазов, гнейсов да гранитов.
- Юг — Русская платформа. На ней кристаллические породы спрятаны под накопившийся осадочный слой — «чехол» толщиной порядка 1-3 километра, который постепенно уменьшается на подходе к Щиту.
И вот граница между ними пересекает Ладожское озеро, разделяя на две такие разные половины.
Зная эту особенность, проще понять, почему разные части Ладожского озера так отличаются друг от друга (но, нет сомнений, каждая великолепна по-своему):
- Южная часть из осадочных отложений мягко шлифовалась ледником и его талыми водами, создавая плавные формы.
- Северная гранитная часть держалась до последнего. Плотная, но трещиноватая, он раскалывалась частями, оставляя глубокие шрамы и башни-возвышенности, ставшие островами. Ледник работал как фрезер, и только потом — дошлифовал поверхности.
Берега Ладожского озера разнообразны. Тут найдутся и песчаные дюны.
Ладожские шхеры и Валаам
Ладожское озеро содержит больше 660 островов, и почти все они находятся в северной части. Это — царство шхер: небольших скальных островков, возвышающихся над водой и порой создающих причудливые озёрные лабиринты.
Шхеры — слово, взятое из древнескандинавского языка, которое прямо передаёт суть: «утёс в море». Считаются фирменной ледниковой формой рельефа и по сути представляют из себя озёрный аналог гранитных скал-останцев, которые устояли и дошли до нас в том или ином виде. Чаще — в виде окатанном, потому что ледник пытался их стирать, как и всю местность под собой.
Жемчужина севера Ладоги — Валаамский архипелаг, состоящий из более чем 50 островков во главе с Валаамом площадью 29,8 кв. километров.
Подземный гул и рассказы о землетрясениях
Сколько на Валааме ведут летописи — столько в них встречаются упоминания о пусть слабых, но землетрясениях. И — совсем ни в какие ворота! — рассказывают, что иногда на Ладоге раздаётся странный глухой гул, идущий как будто бы изнутри озера, и начинает бурлить вода.
Первое косвенное, пускай и художественное упоминание о сейсмической активности встречается в карело-финском эпосе:
Всколыхалися озера,
Горы медные дрожали,
Камни твердые трещали,
Со скалы скала валилась,
Раздроблялися утесы...
— «Калевала»
В 1914 году монахи Валаамского монастыря не выдержали и написали письмо к учёным в Главную физическую обсерваторию в Петербург.
...за истекшия пять лет у нас наблюдается следующее явление: в юго-западной и западной сторонах Ладожского озера слышатся иногда подземные звуки. Этот подземный гул бывает разной степени: иное время он бывает слышен вдали, в озере, как бы исходя из водной пучины, в редких случаях гул этот слышится явственно, раздаваясь под землею и по большей части на западной части Валаама. Приходилось наблюдать, что подземный гул, слышанный на острове, сопровождался едва уловимым сотрясением земли.
— делопроизводитель иеромонах Поликарп.
Сегодня это явление, не до конца изученное и никем не понятное, называют «бронтида». К нему причисляют громоподобные звуки и бурление воды. Их приурочивают к подвижкам в тектонических разломах: сейсмической активности или выходам газа.
По данным Института озероведения РАН, на дне Ладожского озера действительно есть разломы «сбросового типа». Причём свеженькие: на обнаруженных в ходе подводных исследований уступах нет следов обработки ледником (источник: Послеледниковые тектонические уступы на дне Ладожского озера), то есть дно перестраивалось уже после основной части оформления котловины.
Балтийский кристаллический щит сегодня продолжает еле-еле подниматься, после того как сбросил с себя тяжесть ледников. И напряжение может передаваться по земной коре.
Но у бронтид есть и другой вариант объяснения: метеорологический. Возможно, по каким-то причинам звук грозы причудливо отражается в воде за десятки километров.
Александр Дюма, посетивший Ладогу в 1858 году, был немало удивлён бурлением воды («подспудным клокотанием» в оригинале) и подводным рычанием. Судя по его записям, погода в тот день была неспокойная, и напуганный писатель никак не мог понять, откуда так громыхает — сверху или снизу.
В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного озера.
Слабенькие землетрясения в районе Ладожского озера действительно фиксируют, чему посвящена увлекательная работа «Ладожские сейсмические явления».
Большинство подземных толчков связывают с техногенными причинами, добавляют «ледовую гипотезу» о влиянии подвижек льда и рассматривают вариант с колебанием уровня воды, в том числе и поступлением грунтовых вод через разломы; но не отрицают и «чистую» тектоническую причину.
Бурная Ладога
Ладожское озеро, подобно морю, умеет неслабо штормить. За год здесь может происходить 20-50 эпизодов бурь со всеми вытекающими: сильными порывами ветра и высокими волнами.
Засилье шхер в северной части осложняет обстановку: между островами и утёсами появляется хаотичная паутина быстрых, метающихся течений. Зато в противовес разбросанные шхеры частично гасят волны.
А вот открытая гладь южной акватории — благодать для волн, где они могут запросто взять планку 2-3 метра, а в особенно плохую погоду — 6 метров (поговаривают и о всех 8 метрах).
Штормовая склонность обеспечена географическим положением и большой площадью озера. Сюда часто заходят североатлантические циклоны. И если вдруг получится так, что их тёплый и влажный воздух встретится с задувом из холодной Арктики, — то гранитные скалы будут щедро обдаваться высокими снопами брызг озёрной воды. А разница в атмосферном давлении на разных концах водоёма создаёт благодатную почву для сильных ветров.
И это ещё не всё! В Ладожском озере часто наблюдают сейши — стоячие волны, движущиеся вверх-вниз без ухода в горизонтальную плоскость. Их природа кроется всё в той же непогоде, когда ветер сгоняет большой объём воды к одному берегу; а озеро изо всех сил старается восстановить баланс, как умеет. Для этого ему придётся погонять толщу воды туда-сюда.
Уж кто-то, а милая ладожская кольчатая нерпа точно согласится, что в Ладоге есть что-то морское.
Когда-то она жила в море, но имела неосторожность заплывать в водоём, который остался после ухода ледников, во времена открытого сообщения с Мировым океаном. Не все нерпы успели уплыть обратно, пока «дверка не закрылась».
Так часть животных осталась заперта в Ладожском озере и изменилась в отдельный подвид — ладожскую кольчатую нерпу Pusa hispida ladogensis. Такая же оказия произошла с теми, кто попал в озеро Сайма (Финляндия) и стал сайменской нерпой Pusa saimensis.
Кто-то скажет, что Ладога — это просто озеро. Но если прислушаться к гулу под водой, прикоснуться к холодному розовому граниту или заметить нерпу, понимаешь: оно слишком большое, слишком древнее и слишком своенравное, чтобы быть просто озером. Ладога живёт по своим законам — и не всегда нужно стараться их понять.
👍 Спасибо каждому, кто двигает публикации «Пальцем вверх» и оставляет комментарий — это очень важно для канала.
🦭 Отдельная благодарность меценатам: ваша поддержка — как ! Отправить единоразовый донат на любую сумму можно по синей ссылке.