Найти в Дзене

В Иваново на фестиваль Русское Рождество (часть II)

Продолжаем изучать Иваново (первая часть). Отмечу, что город мы смотрели урывками, так как уезжали постоянно в другие города — Палех, Шую. Да и световой день зимой небольшой, к сожалению. И вот мы на площади Революции. Здесь стоит Памятник борцам революции 1905 года. Монументальный! Его поставили в 1975 году в дни празднования 70-летия Совета рабочих уполномоченных (именно так именовался первый выборный революционный орган). В народе памятник, где молодой рабочий подхватывает знамя, выпавшее из рук старшего товарища, получил меткое название — «Вставай, уже одиннадцать». Поясню, во времена СССР именно в 11 часов утра открывались винные отделы в магазинах. Интересно, что раньше черный прямоугольный монумент был открыт и любой мог зайти внутрь и увидеть светящийся кристалл на черном постаменте. Он символизировал пылающее революционное сердце в царских тюремных застенках. Сейчас мы входа не нашли и кристалл тоже, видимо похитили. После развала СССР гранит отодрали и унесли в неизвестном на

Продолжаем изучать Иваново (первая часть). Отмечу, что город мы смотрели урывками, так как уезжали постоянно в другие города — Палех, Шую. Да и световой день зимой небольшой, к сожалению. И вот мы на площади Революции. Здесь стоит Памятник борцам революции 1905 года. Монументальный! Его поставили в 1975 году в дни празднования 70-летия Совета рабочих уполномоченных (именно так именовался первый выборный революционный орган).

В народе памятник, где молодой рабочий подхватывает знамя, выпавшее из рук старшего товарища, получил меткое название — «Вставай, уже одиннадцать». Поясню, во времена СССР именно в 11 часов утра открывались винные отделы в магазинах.

Интересно, что раньше черный прямоугольный монумент был открыт и любой мог зайти внутрь и увидеть светящийся кристалл на черном постаменте. Он символизировал пылающее революционное сердце в царских тюремных застенках. Сейчас мы входа не нашли и кристалл тоже, видимо похитили.

После развала СССР гранит отодрали и унесли в неизвестном направлении, за монументом не следили до 2005 года. Тогда и провели его реконструкцию.

Над создание монумента трудилась целаю команда: скульптор — Д. Б. Рябичев, архитектор — Е. И. Кутырев, соавтор — М. И. Малютин. Весь коллектив в 1978 году был награжден Государственной премии СССР.

Левее монумента видна новодельная Федоровская часовня. Подобная часовня здесь была и до революции.

Началась метель, и мы спрятались в Пельменной первого совета (проспект Ленина, 2А). Народу было под завязку, просто повезло, что нам нашли столик. Пришлось пробовать пельмени с говядиной и тыквой (10 шт, 350 руб.), очень необычное сочетание - они сладкие, ибо классику всю уже съели. Настойки здесь тоже ничего. Единственное, на столах не было графинчиков с уксусом. как в советское время. А так, антураж этого места очень впечатляет. Просто заглянуть сюда, обязательно стоит.

Это было единственное место в Иваново, где мы поели не дома. Всегда готовили сами, благо все для этого было.

Если выйти из пельменной и повернуть налево и немного пройти, то попадаешь в небольшой сквер - Якова Гарелина. Здесь стоит ему памятник. Это русский фабрикант и меценат города Иваново-Вознесенска, основатель мануфактурного дела. Почетный гражданин города Иванова.

Жил он с 1820 по 1890 годы. Согласно завещанию, Гарелин оставил городу свой дом, парк, коллекции (картин, икон, медалей, старинных документов, монет) библиотеку, а также земельные участки. Он в 24 года получил в наследство ситцевую мануфактуру и успешно продолжил семейное дело. В браке родилось 5 детей, 4 девочки и 1 мальчик Герман. Герман умер рано, в 29 лет. А следом и мать, которая была очень интересным человеком, она писала и переводила книги. Муж ее увлечение очень поддерживал.

Вдовцом на старости лет увлекся омоложением организма. Ездил пить эликсир молодости во Францию. Его изрбрел Шарль Броун-Секара (французский медик). Но он не помог. Яков все равно молодым не стал и умер как и все.

Памятник Якову Гарелину
Памятник Якову Гарелину

Завершили прогулку посещением двух музеев. Первый - Музей ивановского ситца (ул. Батурина, 11/42). Взрослый билет стоит 250 руб. Находится он в особняке Бурылина, построенного в стиле модерн (архитектор Александр Снурилов) в начале XX века. Это родовой дом Бурылиных.

Интересно, что он имеет подземный переход, который его соединяет со зданием Музея промышленности и искусства. Прорыли его до революции, в 1914 году.

Музей открылся в 1987 году, ко Дню работников текстильной и легкой промышленности. Основа экспозиции - уникальная текстильная коллекция Д. Г. Бурылина, дополненная последующими поступлениями.

Мы ходили по музею самостоятельно, но можно и даже лучше взять экскурсию, с ней будет интереснее. Краем уха услышала много интересного про текстиль и оборудование, как они развивались. Сейчас ИИ может уже заменить многих работников, и тогда появление станка заменяло 40 рабочих.

А в конце, в гардербе, бабушка одевалась и охала — «Ну зачем эту революцию делали, ведь все было!». Такую фразу за время поездки в Иваново, колыбель русской революции, я услышала раза три еще, от старшего поколения!

Вышли мы из музея ивановского ситца, вызываем такси, и... напротив увидели очень красивое здание. Конечно же пошли смотреть! А оказалось, это еще один Музей промышленности и искусства (ул. Батурина, 6/40). И мы пошли в него тоже.

Построено здание по проекту архитектора П. А. Трубникова в неоклассическом стиле «итальянского палаццо». И вот именно с ним и связан Музей ивановского ситца подземных ходом. До этого мы додумались сами изучая музей, ну а потом и загуглили, естественно.

В музее также представлена коллекция Бурылина. Это редкие издания, фарфоровые комплекты, произведения живописи, историческое оружие, нумизматические находки, а также предметы декоративно-прикладного искусства. Очень любопытно. И само здание внутри, очень впечатляет, масштабом.

Как всегда поджимало время, а в этом музее можно и нужно ходить и изучать экспонаты целый день, а то и два! Чего тут только нет, от черепа слона до астрономических часов. Причем астрономические часы, единственные в мире по своим размерам и сложности часового механизма. Служительница музея на мой вопрос, бьют ли они, и работают ли, ответила, что не бьют и в настоящее время почти все циферблаты устройства не работают.

Эти уникальные часы, созданные в 1873 году французским механиком Альбертом Биллете для герцога Альба, представляют собой сложный астрономический прибор. Они оснащены календарями четырех различных систем (григорианской, юлианской, иудейской и магометанской), моделью Солнечной системы и дисками для определения астрономических событий, таких как солнцестояния, равноденствия, а также время восхода и захода солнца. Часы состоят из трех основных секций: астрономической, хронологической и географической. Хронологическая часть отображает данные по всем четырем календарям и продолжительность дня и ночи, а географическая включает 37 циферблатов, показывающих поясное время в городах по всему миру.

И еще один интересный факт о часах, их в 1943 году смог завести доцент Ивановского педагогического института Андрей Лотоцкий, математик по образованию. При то, что французский изобретатель не оставил никаких схем или чертежей. Сегодня пока такого героя не нашлось.

Будете в Иваново обязателно посетите его!

И конечно же хочется рассказать о мега личности Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Он педставитель купеческой династии Бурылиных. Старообрядец. Фабрикант и меценат. Родился в 1852 году.

Его дедом был Диодор Андреевич Бурылин, выкупившийся из крепостных крестьян графа Шереметева и основавший ситценабивную фабрику в селе Иваново в 1812 году.

Род Бурылиных прослеживается с начала XVIII века, его родоначальником был крестьянин Иван Тимофеевич Бурыля (упоминается в ревизских сказках 1719 года). Диодор Андреевич был старообрядцем, но позже перешел в единоверие, был грамотным, любил читать и собирал библиотеку, старинные книги церковной печати XVII века, редкие монеты и коллекционные вещи, которые называл сокровищами и завещал внуку Дмитрию Бурылину. Бабушка, Евдокия Михайловна, заметив интерес внука к старине, в 1864 году передала 12-летнему Дмитрию коллекцию деда.

Отец, Геннадий Диодорович, продолжил дело отца, но также увлекался коллекционированием монет и масонских книг.

Дмитрий Бурыллин с 14 лет вместе со своим старшим братом Николаем стал фактически руководить ситценабивной фабрикой, унаследованной от деда. Помогал больному отцу и заботился о сестрах.

К началу XX века фабрика Бурылина стала одним из передовых текстильных предприятий, имела собственный товарный знак и получала медали и дипломы на десяти российских и международных выставках, в том числе в Чикаго, Нижнем Новгороде, Париже. Бурылин внедрял новые технологии, в том числе, организовал в 1895 году единственное в России производство обезжиренных хлопчатобумажных концов для пороховой промышленности, став лидером в этой отрасли.

Бурылин активно участвовал в общественной жизни Иваново-Вознесенска. В течение 28 лет избирался гласным городской думы. В 1902 году получил звание Потомственного Почетного гражданина города Иваново-Вознесенска. В 1914 году открывает Музей промышленности и искусства. О своем детище Бурылин говорил:

«Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения».

Дмитрий Бурылин состоял в активной переписке с Л. Н. Толстым, А. Л. Дуровым, А .А. Бахрушиным, И. В. Цветаевым и другими известными деятелями культуры и науки.

А дальше революция. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были прихватизированы (национализированы). Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нем, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем с небольшой зарплатой. Он продолжал заботиться о своей коллекции. В конце 1923 года был ложно обвинен в укрытии музейных ценностей, подвергся обыску и был отстранен от должности хранителя музея.

Видимо сердце не выдержало таких потрясений. В 1924 году он умирает в возрасте 73 лет. Первоначально был похоронен на Благовещенском кладбище, в 1969 году перезахоронен на Балинском кладбище.

Интересно, что Бурылин в 1912 году намеревался посетить Новый Свет и купил билет на «Титаник», но по счастливой случайности не попал на рейс. Или может быть если бы попал, то все случилось иначе, не видел бы как расхищают его коллекцию. Кто знает.

Иваново - город первого совета или еще его называют Русским Манчестером (центром текстильной промышленности). Обидно, что не все успели обойти. Не увидели здания в стиле конструктивизм — Дом Птица, Дом Корабль, Дом Подкова и т. д. Светового дня зимой очень не хватает. Но в Иваново хочеться вернуться.

И главное, поразили жители, снова попадались только доброжелательные люди, очень отзывчивые. Этого сейчас очень не хватает!