В британском Шеффилде с 14 по 18 января проходит чемпионат Европы по фигурному катанию 2026 года. Соревнования традиционно считаются одним из ключевых событий в календаре сезона, где определяются сильнейшие фигуристы континента. Однако нынешний турнир уже после первого дня соревнований стал предметом оживлённой дискуссии среди специалистов. Речь идёт не только о борьбе за медали, но и о более глубоких тенденциях, определяющих картину фигурного катания в Европе. Отсутствие на льду сильнейших в последние годы российских спортсменов, по мнению ряда экспертов, не просто изменило расстановку сил, а обнажило системные проблемы, заставляя задуматься о будущем дисциплины. Без русских этот вид спорта в Европе — деградирует!
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: ЭКСПЕРТЫ КОНСТАТИРУЮТ СПАД
Профессиональное сообщество, наблюдающее за событиями в Шеффилде, единодушно в своих не самых оптимистичных оценках. Прославленный хореограф и фигурист Илья Авербух, как сообщает Sport24, отмечает катастрофически низкий, по его мнению, уровень соревнований. «За исключением эстонки Петрыкиной, которая выглядела очень достойно, никто особенно и не запомнился. Остальные — даже не категория B, а ниже. Зрелище очень грустное, без нас уровень сильно падает», — заявил Авербух. Он также высказал мысль, что нынешние победители рискуют войти в историю с соответствующей ремаркой, а европейскому фигурному катанию российские спортсмены необходимы «как воздух».
Эту точку зрения разделяет и легендарный тренер Татьяна Тарасова. В беседе с Sport24 она призналась, что просмотр коротких программ у девушек был для неё неинтересен из-за большого количества ошибок. «Это недостаток подготовки… Эти короткие программы у девушек доказывают, что чемпионат России сильнее чемпионата Европы», — констатировала Тарасова.
Наиболее резко о ситуации высказался двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко. В своём Telegram-канале он написал: «Крайне разочарован уровнем женского фигурного катания в Европе. Как будто мы все спали летаргическим сном с 1985 года… Вывод один:… без наших спортсменок женское фигурное катание в Европе в целом полностью деградирует». По мнению Плющенко, в то время как в России обсуждают ультра-сложные элементы, европейские соревнования демонстрируют спад.
Даже те, кто обычно внимательно следит за международными стартами, признают падение интереса. Заслуженный тренер России Александр Жулин в интервью Metaratings отметил: «Мне неинтересно смотреть без русских спортсменов… На 99% интерес к чемпионату Европы упал».
КАРТИНА НА ЛЬДУ: ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТОКОЛЫ КАК ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ
Оценки экспертов находят своё подтверждение в объективных данных — судейских протоколах. Анализ коротких программ в парном и женском одиночном катании, проведённый по информации из открытых источников, рисует картину стагнации. Вот картина просто первого дня!
Парное катание: Из 16 пар, вышедших на лёд в Шеффилде, только две исполнили свои программы без единой отрицательной надбавки за элементы (так называемого «минуса» от судей). Тройной подкрут четвёртого уровня, сложный, но уже давно не эксклюзивный элемент, смогли чисто выполнить лишь пять дуэтов. Прыжковая база участников выглядит консервативно: тройной сальхов или тулуп, реже — двойной аксель. Лишь одна пара рискнула на тройной лутц. Ситуация с выбросами, визитной карточкой дисциплины, также вызывает вопросы: семь пар получили за них отрицательные надбавки, что указывает на проблемы с чистотой исполнения или приземлением.
Женское одиночное катание: В турнире участвовали 38 фигуристок, что само по себе создавало сложности для восприятия. Ключевой элемент современной программы — каскад из двух тройных прыжков (3-3) — был исполнен лишь 14 спортсменками, и только у четырёх из них он был засчитан как чистый. Ни одна из участниц не пыталась исполнить тройной аксель, что давно стало стандартом для элиты мирового фигурного катания. Примечательно, что, по данным протоколов, не оказалось ни одной фигуристки, которая получила бы исключительно положительные надбавки за все элементы своей программы. Даже у лидеров турнира судьи фиксировали недокруты, неясные рёбра или помарки на приземлении.
ГОЛОС УЧАСТНИКОВ: БОРЬБА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ
На этом фоне двусмысленно звучат истории самих спортсменов, которые просто «молчат в тряпочку». Лидер короткой программы, эстонка Нина Петрыкина, выступила, преодолев серьёзную травму. Как сообщает ISU, операцию ей сделали 8 октября, и подготовка к чемпионату Европы велась в сжатые сроки. «Вся работа была сделана за неделю… Меня ничто не остановит», — заявила фигуристка, чей прокат стал одним из немногих по-настоящему чистых. Простите, но кому нужны прокаты Петрыкиной на турнире, чей уровень с 2023 года падает все ниже с каждым годом?
Когда-то критиковавшая резко русских фигуристок после того, как их убрали Луна Хендрикс, заговорила уже о «выгорании». Бронзовый призёр чемпионата мира 2023 года, бельгийка Луна Хендрикс, после короткой программы призналась в интервью Sporza, что близка к завершению карьеры. «Мое тело действительно устало… Сейчас я хочу кататься с радостью. Я уже достигла всего, чего хотела», — сказала 26-летняя фигуристка. А разговоров-то было с весны 2022 года со стороны Хендрикс! Помните же фразу о том, что она могла бы выиграть больше медалей, если бы русские фигуристки были чисты? Ну как, много выиграла? Чемпионство Хендрикс определяется числом падений, а для фигуристки это сложно.
На этом фоне все попытки ISU придумать что-то новое, внести какие-то реформы и провести и привести их в жизнь выглядят просто смешными. Не количеством и длинной прокатов определяется класс турнира и интерес к виду спорта. А тем, кто в нем катается! А сильнейших боссы мирового фигурного катания, желая показаться политкорректными, с 2022 года убрали на задворки. Ну, и?
Евгений Несын