The Atlantic | США
Командующий сухопутными войсками Дании Бойсен заявил корреспонденту The Atlantic, что готов защищать Гренландию от любой угрозы. Он добавил, что для этого требуется переброска на остров дополнительных подразделений. Туда сейчас также направляются войска других европейских стран.
Айзек Стэнли-Беккер (Isaac Stanley-Becker)
Датские войска перемещаются на остров, чтобы показать НАТО и Трампу, что они серьезно настроены обеспечивать безопасность Гренландии.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Площадь Гренландии — 2 166 000 квадратных километров, то есть она в пять раз больше Калифорнии. И этот остров в основном покрыт льдом. Президент Трамп грозит присвоить Гренландию, жалуясь на то, что Дания не заботится о своей арктической территории. В среду я встретился с командующим сухопутными войсками Дании Петером Бойсеном и спросил его, как его страна намерена укреплять оборону острова.
Худощавый невозмутимый Бойсен начал перечислять возможности ВВС и средства кибербезопасности, называя спутники, беспилотники и прочие системы вооружений, способные собирать данные и обеспечивать "знание обстановки". Если говорить простыми словами, то это означает точное понимание того, кто чем занимается на этой необитаемой в основном территории на вершине мира, которая служит мостом между Европой и самыми северными рубежами американского континента.
Но затем командующий сделал паузу. "Чтобы защитить суверенитет, нужно присутствие войск", — сказал он. Мы беседовали за маленьким столом в копенгагенской крепости XVII века Кастеллет, где и сейчас немало военных объектов. Бойсен наклонился вперед, чтобы я точно понял смысл и значение его слов, и заявил: "Конечно, мы должны иметь подразделения, которые можно развернуть в Гренландии во время кризиса, чтобы продемонстрировать свое присутствие".
Этот кризис настал. Министры иностранных дел Дании и Гренландии встретились в Белом доме с вице-президентом Дж. Вэнсом и госсекретарем Марко Рубио. После встречи датский министр иностранных дел Ларс Лёкке Расмуссен назвал состоявшийся диалог конструктивным, однако признал: "Нам не удалось изменить американскую позицию. Становится ясно, что у президента сохраняется желание захватить Гренландию". Трамп это подтвердил, еще раз заявив репортерам: "Нам нужна Гренландия ради национальной безопасности".
За несколько часов до этого датское министерство обороны объявило о наращивании военного присутствия в Гренландии, куда будут направлены самолеты, корабли и солдаты. Официальный представитель датского военного командования сообщил мне, что такое военное присутствие является составной частью "стандартного выполнения задач" и "подготовки к предстоящим действиям". Он представил это как выполнение данных прошлой осенью обещаний тратить больше средств на безопасность в Арктике, в том числе на Гренландию. Шведский премьер-министр заявил, что военнослужащие из его страны сегодня тоже прибудут на остров, а личный состав из Германии ожидается завтра.
Датские законодатели, с которыми я беседовал, полагают, что выбор времени для этого не является простым совпадением. По их словам, правительство Дании хочет избежать вспышки напряженности с Соединенными Штатами, однако понимает, что пассивное бездействие недопустимо. "Если мы хотим иметь убедительные средства сдерживания, нам нужно что-то послать", — сказал один из членов оборонного комитета датского парламента, попросивший не называть его имя по причине деликатности проблемы. Один из официальных представителей США в Копенгагене сообщил мне, что такая отправка войск в полной мере согласуется с обязательством Дании укрепить арктические силы сдерживания, однако процесс мог быть ускорен из-за усиления напряженности с США.
Такой шаг ставит администрацию Трампа перед непростым выбором: присоединиться к этим усилиям или сорвать их.
Министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен в выступлении перед репортерами как бы предварительно анонсировал отправку войск. Он сказал, что дополнительные войска станут наглядной демонстрацией "четкого ответа на те вызовы, с которыми сталкивается Арктика", однако представил развертывание сил и средств как совместные действия НАТО, не создающие никакой угрозы для американцев.
Путин предупреждает: Иран сможет потопить авианосец США российской ракетой
Бойсен во время нашей беседы старался создать такое же впечатление. Он командует сухопутными войсками с 2024 года. Под его руководством происходит наращивание военной мощи до балтийского острова Борнхольм на востоке и до Гренландии на западе. У Дании нет крупного постоянного воинского контингента в Гренландии. Так сложилось исторически. Но в столице острова Нууке располагается штаб объединенного арктического командования, и есть дополнительный личный состав на станции "Норд", которая является самой северной военной базой в мире, а также несколько других форпостов. Хотя Трамп утверждает, что на Гренландию надвигаются враги, Бойсен говорит, что служба внешней разведки Дании не видит неминуемой угрозы "со стороны России, Китая или кого-то еще". Бывшие и действующие официальные лица из США говорят то же самое.
По словам Бойсена, в прошлом году Дания направила в Арктику воинские подразделения общей численностью 600 военнослужащих. Новые правила призыва приведут к увеличению численности датских сухопутных войск, а у НАТО появятся новые общие приоритеты в этом полярном регионе. Поэтому, говорит Бойсен, "возможности Дании действовать в этих высоких широтах увеличатся". Датские власти надеются, что союзники тоже будут наращивать свое присутствие в Гренландии, сказал мне Бойсен, указав на проведенные там в 2025 году учения под руководством Дании, в которых приняли участие Франция, Германия, Швеция и Норвегия. "Поэтому я думаю, — продолжил он, — что некоторые наши ключевые союзники захотят присоединиться к нам в Гренландии, включая американцев".
Но Трамп, похоже, намерен идти другим путем. Он высмеял предпринимаемые усилия по защите Гренландии, утверждая, что остров должен принадлежать Соединенным Штатам, хотя он с 1979 года имеет самоуправление в составе Королевства Дании. В эпоху холодной войны Дания и США подписали соглашение, дававшее Вашингтону широкую свободу действий для проведения военных операций на территории Гренландии, а у космических сил США в настоящее время имеется база на северо-западном побережье острова. Депутат датского парламента Расмус Ярлов сказал мне, что администрация Трампа пока не сформулировала ни одной своей цели в Гренландии, кроме желания приобрести ее. "Такая у нас проблема, — сказал Ярлов. — И конечно, поскольку они уже имеют полный доступ, улучшить что-то весьма трудно".
"Однако, — сказал законодатель с усмешкой, — мы готовы попытаться".
Трамп, со своей стороны, не в настроении вести переговоры. Он написал в социальных сетях, что для него приемлемо только право собственности на остров, а на меньшее он не согласен. В прошлом году его интерес к приобретению Гренландии был в равной мере способом подразнить европейцев и четким внешнеполитическим устремлением. Но с недавнего времени Трамп следует курсом на установление американского господства в Западном полушарии. Военный удар по Венесуэле и прозвучавшее затем обещание "управлять" этой южноамериканской страной возродило его стремление к экспансии, говорят помощники Трампа. Он заявляет, что для него предпочтительнее купить Гренландию, однако не исключает применение силы. Один из его советников сказал, что Трампу нравится, когда "люди теряются в догадках", и что нельзя исключать никаких вариантов.
Вчера, когда премьер-министр Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен пообещал связать судьбу острова с Данией, предпочтя ее Соединенным Штатам, Трамп заявил, что "ничего не знает" о Нильсене, однако такой выбор "создаст ему большую проблему".
Но большой проблемой для всех стало бы американское военное вторжение в Гренландию. Во-первых, статья 5 устава НАТО обязывает членов альянса относиться к нападению на одну страну как к нападению на всех. (В ней даже не рассматривается вопрос о том, что случится, если члены НАТО будут нападать друг на друга.) Кроме того, есть королевский указ от 1952 года, изданный в ответ на унизительное поражение Дании от нацистских войск во Второй мировой войне, где говорится, что в случае нападения на датскую территорию военнослужащие обязаны дать отпор. Бойсен недвусмысленно назвал этот указ непреложным фактом воинской обязанности. "Это надо делать, — сказал он. — Это долг".
Но когда я спросил, будут ли датские военные реально воевать с американцами, Бойсен уклонился от прямого ответа. "Это исключительно политический вопрос, — заявил он. — А я просто солдат".
Свой материал для статьи предоставили Джонатан Лемайр (Jonathan Lemire) и Мэри-Роуз Шайнерман (Marie-Rose Sheinerman).
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>