В новогоднюю ночь, на 1 января 1811 года , огнем уничтожен Большой или Каменный императорский театр на Театральной площади в Петербурге.
С вечера 31 декабря в театре шло представление оперы «Русалка». В виду кануна Нового года, спектакль был закончен раньше обычного, около 22.30. По традиции, все артисты,взявшись за руки, приблизились к рампе и поздравили публику с наступающим Новым годом.
Начался разъезд и к 11 часам вечера театр был пуст. Ночь стояла тихая, безветренная, мороз доходил до минус 30°.
На Театральной площади, теперь уже совершенно пустынной, в двух
грелках медленно догорали костры, около которых согревались дежурные дворники ближайших домов и будочник.
Вскоре после полуночи, в нескольких окнах театра, до того момента погруженных во мрак, со стороны сцены показался свет, после чего из-под крыши и через отверстие вытяжной трубы, возвышавшейся над серединой зрительного зала театра, повалил густой белый дым. Было очевидно, что в театре начался пожар.
Будочник с дворником кинулись к главному подъезду, но он был закрыт. Невозможно былопопасть в театр и со стороны боковых лестниц. Ни сторожей, ни дежурных пожарных в театре ночью не было.
Вскоре дым был замечен часовым с каланчи ближайшей второй Адмиралтейской части. На её балансе вывесили тревожный сигнал - два белых фонаря, после чего часть по тревоге отправилась на пожар. Вслед за ней, по сигналам пожарного оптического телеграфа, передаваемым каланчами одна другой, на Театральную площадь стали съезжаться команды остальных городских частей и прибыл брандмайор.
Не прошло и получаса, как весь театр был уже в сплошном пламени. Еще полчаса часа спустя, в зрительном зале с грохотом обрушился плафон и упала тяжелая люстра, после чего огненный столб высоко взметнулся к небу и через все окна пламя стало вырываться в стороны Офицерской (ныне Декабристов) и Торговой улиц (Союза Печатников). Сцена и колосники с высокой надстройкой, благодаря обилию хранившихся на них декораций и других горючих материалов пылали громадным костром, от страшного жара которого начинали загораться крыши домов по узкому проезду между театром и строениями, выходящими на набережную Екатерининского канала (канала Грибоедова).
С самого начала пожара для всех было очевидно, что спасти горевший театр уже нельзя. Поэтому пожарные сосредоточили все свои силы на отстаивании загоравшихся домов позади театра, между Торговой и Офицерской улицами. Во льду Екатерининского канала были пробиты проруби, откоторых работали 11 ручных пожарных насосов. Воду качали солдаты вызванных на пожар трех батальонов Павловского, Измайловского и Преображенского полков. Действиями пожарных и воинских команд руководил Санкт-петербургский военный губернатор и министр полиции генерал-адъютант Александр Дмитриевич Балашов. Были моменты, когда домам, на которые ветром наносило пламя и сонм искр, головней и хлопья горевших обрывков декораций, всерьез угрожала опасность. Но, к счастью, их удалось отстоять. Хоть с нескольких деревянных флигелей и пришлось снести крыши.
Тушение пожара затруднялось сильнейшим морозом, от которого смерзались пожарные рукава и пожарные трубы (ручные насосы), для отогревания которых пришлось пользоваться кипятком из ближайших трактиров. По распоряжению генерал-губернатора, вокруг горевшего театра было разведено много больших костров, около которых согревались солдаты и пожарные.
Пожар стал стихать только в 4-м часу ночи, когда огонь уничтожил внутри театра все, что только могло в нем гореть. Развалины продолжали «куриться» и тлеть весь день I января. В конце концов от театра остались лишь одни каменные стены, над закопченным фронтоном которых высилась статуя Минервы со щитом с надписью "Vigilande quiesco" и служившим громоотводом, копьем. Зрительный зал выгоревшего театра вмещал тогда 3 яруса лож, скамейки, кресла, балкон, партер, амфитеатр и парадиз. Театр строился под наблюдением живописца-архитектора Тишбейна и под главным надзором гененерал-квартирмейстера Бауера. Открыт он был 24 сентября 1783 г. (ранее на его месте был модный в 18 веке театр-карусель).
В 1802 г. театр был увеличен и заново переделан внутри. Работы велись под руководствмТома де Томона(автор ансамблю Стрелки Васильевского острова).
В первые годы существования театра, 3-4 раза в неделю в нем давались оперы русские и итальянские. Цены были высокие, причем на каждое новое, или "великолепное" представление, а в год их на первых порах давалось по 12-ти, ценаудваивалась. На спектаклях часто присутствовал Император Александр I и другие члены монаршей фамилии. Пожар Большого театра страшно огорчил петербуржцев и долго служил в салонах злобой дня и темою нескончаемых разговоров. В гибели театра многие видели дурное предзнаменование и отождествляли его с близившимся на Россию нашествием войск Наполеона. Театр был отстроен заново после пожара через 7 лет и вновь открыт 3 февраля 1818 г, после чего в нем стали ставить и оперные и балетные спектакли и устраивать знаменитые маскарады, в присутствии Высочайших особ.
Театр неоднократно перестраивался. В Большом каменном театре была премьера первой русской оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года (ею же открывался Мариинский театр в 1860 году).
К концу 19 века здание Большого театра уже было не нужно, все спектакли перенесены в Мариинский театр. Сейчас на месте Большого императорского каменного театра стоит здание Петербургской консерватории, которая носит имя Николая Андреевича Римского-Корсакова, в гости к которому я вас приглашаю 28.01.2026, подробности здесь
Ваш огненный экскурсовод по Петербургу Яна Гусарова
***изображения из открытых источников в сети Интернет
****Описание пожара из «Описания наиболее интересных пожаров ,происшедших в С.Петербурге-Петрограде с 1703 по 1922 годы». К. Баума.
#театружполонложиблещут
#пожарБольшоготеатра #БольшойКаменныйТеатр #историяВпожарах #1января1811 #деньВистории #пожарныйпутеводитель #экскурсоводспб