Найти в Дзене

Импортозамещение растений: Будут деньги – будут и стулья!

Автор: Светлана Мариничева
Журналист, фотограф, главный редактор журнала "Мой прекрасный сад" Импортозамещение растений на отечественном рынке может быть успешным. По сути, это утверждение уже можно считать аксиомой, успешно подтвержденной самой жизнью. Но – чтобы оно стало справедливым для всех сегментом российского зеленого рынка, нужно… А вот об этом и поговорим! Татьяна СМИРНОВА, питомник «ЛЕСКОВО», Московская обл «Развивать производство аллейных деревьев –значит «заморозить» потенциальную прибыль на 7-10 лет. Не каждый питомник может себе это позволить». Импортозамещение сегодня работает достаточно успешно, но – пока лишь в тех сегментах, где «раскручиваются» проекты, не требующие огромных инвестиций. Вот здесь мы действительно движемся семимильными шагами. Если же проекты затратные, например, производство аллейных деревьев, то не каждый питомник имеет достаточное количество средств, чтобы выбрать такую специализацию, а значит – «заморозить» потенциальную прибыль на 7-10 лет. Увы,
Светлана Мариничева
Светлана Мариничева

Автор: Светлана Мариничева
Журналист, фотограф, главный редактор журнала "Мой прекрасный сад"

Импортозамещение растений на отечественном рынке может быть успешным. По сути, это утверждение уже можно считать аксиомой, успешно подтвержденной самой жизнью. Но – чтобы оно стало справедливым для всех сегментом российского зеленого рынка, нужно… А вот об этом и поговорим!

Татьяна СМИРНОВА
Татьяна СМИРНОВА

Татьяна СМИРНОВА, питомник «ЛЕСКОВО», Московская обл

«Развивать производство аллейных деревьев –значит «заморозить» потенциальную прибыль на 7-10 лет. Не каждый питомник может себе это позволить».

Импортозамещение сегодня работает достаточно успешно, но – пока лишь в тех сегментах, где «раскручиваются» проекты, не требующие огромных инвестиций. Вот здесь мы действительно движемся семимильными шагами. Если же проекты затратные, например, производство аллейных деревьев, то не каждый питомник имеет достаточное количество средств, чтобы выбрать такую специализацию, а значит – «заморозить» потенциальную прибыль на 7-10 лет. Увы, условия сегодняшних кредитов в банках пока не позволяют развивать эту отрасль активно. Поэтому здесь мы слегка тормозим. А питомники, которые все же решаются на такие действия, вынуждены или находить собственных инвесторов, или – если есть возможность – использовать ранее сделанные накопления. И тех, и других в России не так много, поэтому в данном сегменте импортозамещение развивается сложно и не так быстро, как хотелось бы.

Татьяна САДЧИКОВА
Татьяна САДЧИКОВА

Татьяна САДЧИКОВА, питомник и садовый центр IL BOSCO, Московская обл.

«Когда мы считаем, сколько стоит закупить действительно хорошие большие растения у наших российских коллег, то выходит, что из Европы все это привезти дешевле. Во всяком случае – пока».

Импортозамещение у нас работает, но – по тем позициям, которые выращиваются достаточно быстро. Речь идет прежде всего о контейнерном производстве кустарника, но при этом я не могу сказать, что момент черенкования этих культур полностью импортозамещен. Это было бы неправдой. А вот сегмент, где какие-то комплектующие привозят в Россию и уже здесь доращивают, отработан достаточно хорошо.

Знаю, что сейчас многие питомниководы стали заниматься черенкованием и прививкой, в том числе и хвойных. Это радует, но надо понимать, что процесс этот длинный, и конечно, такой сегмент сейчас не формирует рынок, а работает скорее на перспективу.

Про нашу компанию могу сказать, что мы по-прежнему привозим растения из Европы. В первую очередь, хорошие хвойные, крупные лиственные, то есть растения, которые входят в средний и премиальный сегмент озеленения, ведь наша компания по-прежнему является ландшафтным садовым центром. То есть мы привозим то, чем укомплектовываем сады – и свои, и клиентов наших дизайнеров. Буквально на днях приехала фура с крупномерными хвойными и лиственными растениями - сосной горной, елью сербской, пихтой корейской, крупными рододендронами, ниваки из сосны и можжевельника, сортовым кленом и сортовой березой. Еще привозим сортовые многолетники и кустовые формы для доращивания, формованные крупные боярышники и яблони, бересклет. А весной доедут тсуги, можжевельники, тисы. И еще два слова о ценах. Когда мы считаем, сколько стоит закупить действительно хорошие большие растения у наших российских коллег, то выходит, что из Европы все это привезти дешевле. Во всяком случае – пока.

Елена САВИЧ
Елена САВИЧ

Елена САВИЧ, дендролог питомника «МАЛАХИТ», преподаватель школы ландшафтного дизайна «Перспектива»

«С хорошими крупномерами в России дела обстоят неважно, особенно – в сегменте плодовых деревьев».

Импортозамещение сегодня работает, но – примерно 50 на 50. Отдельных позиций, которые в незначительном количестве все же можно найти на нашем рынке, явно не хватает всем желающим. И потом, такие растения в Европе чаще всего можно купить дешевле, чем у нас. С чем не получается? По-прежнему не хватает привитых хвойных, и я думаю, что их заместить еще очень долго не выйдет, потому что это очень небыстрая история и потребуется не один год, чтобы подобные культуры в избытке появились у нас. А существенный горизонт планирования на 5, 10, а то и 20 лет могут позволить себе очень немногие питомники.

Европейские «модные дома»-питомники выращивают крупномеры очень много лет и даже десятилетий, ведь часто подобные растения переходят от родителей к детям, а уж совсем в редких случаях – от дедов к внукам. И даже при таком «историческом» подходе сейчас в Европе не всегда получается найти действительно хорошие и качественные крупномеры. Так что с ними в России дела обстоят неважно, особенно – в сегменте плодовых деревьев. Те, что есть, измеряются штуками, а даже не десятками и выращены скорее для красоты, нежели с учетом здоровья дерева.

Но есть и хорошая новость: мы вполне научились делать приличные туи, практически полностью заместили кустарники, в том числе и те, что необходимы для дендропластики (кроме бересклета крылатого), многолетники (кроме пахизандры и герани «Розанна», которую наши микроклональные лаборатории так пока и не смогли ввести в культуру).

Денис ХОРОШЕВ
Денис ХОРОШЕВ

Денис ХОРОШЕВ, питомник «Салтыково», Московская обл.

«У нас нет отечественных крупных аллейных деревьев, а если они и появляются на рынке – их раскупают практически мгновенно».

Сегодня уже для всех очевидно, что импортозамещение развивается довольно успешно. Правда, на сегодняшний момент у нас нет отечественных крупных аллейных деревьев, в небольших количествах они все же появляются на рынке, однако спрос на них такой огромный, что их раскупают практически мгновенно. Но эта ситуация поправима и думаю, что зеленую отрасль в России ждет хорошее будущее. Непростое, но тем не менее – позитивное.

Мы тоже стараемся не отставать от коллег и предлагаем интересные растения, выдерживающие конкуренцию с западными экземплярами. Например, в «Салтыково» есть особенная хвойная форма, которая уже не первый год пользуется большой популярностью у наших клиентов. На базе сосны обыкновенной мы выращиваем «итальянскую пинию», очень красивое и нарядное дерево, которое к тому же демонстрирует отличную приживаемость.