Фамилия Сокол хорошо известна в Москве. По названию прекрасного дома, построенного архитектором Иваном Машковым на Кузнецком мосту. Дом носит фамилию своей владелицы – Марии Владимировны Сокол. Звучит немного даже загадочно: дом Сокол, словно это и не фамилия, а название строения. Что как будто только подтверждает большой рисунок парящей хищной птицы на майоликовом аттике.
Как-то раз я встретила в старой прессе – и опубликовала в своем блоге – заметку о владении Сокол в Замоскворечье (в 1898 году там велись работы с фундаментом здания и в земле были найдены некие артефакты). И тут же получила комментарий вроде «у Сокол был еще один дом?» Действительно, неясно. На слуху только «дом Сокол на Кузнецком» или «дом Сокол, архитектор Машков».
Я открыла ежегодный дореволюционный справочник «Вся Москва» и просмотрела его за несколько лет. Марии Владимировне Сокол принадлежало три дома в Москве. Тот самый «дом Сокол» на Кузнецком. Дом на Пятницкой, ровно напротив нынешнего метро Новокузнецкая (а раньше, получается, напротив церкви: нынешний вестибюль метро поставлен на месте снесенного храма Параскевы Пятницы). И еще одно владение – в Богословском переулке. Вот оно на фотографии ниже.
Помимо адресов, из той же «Всей Москвы» становится ясен статус Марии Сокол. Сначала она – жена полковника, затем – жена генерал-майора. Имя ее мужа, в общем, тоже несложно выяснить по тому же справочнику (семья с фамилией Сокол там всего одна* - смотрите сноску в конце статьи, дополнение, сделанное во время публикации). Но есть и другой путь: просмотреть метрические книги.
Воспользовавшись поиском в сервисе Яндекс.Архив, я первым делом нашла запись о брачном обыске перед венчанием Марии Владимировны с Иваном Яковлевичем Соколом. 24 января 1883 года в Григорие-Богословской, на Дмитровке, церкви. Жених – тогда еще никакой не генерал-майор, а старший адъютант штаба Гренадерского корпуса. Невеста же – дочь коммерции советника. И здесь мы узнаем, что происходит Мария из семьи Спиридоновых, а дальше – точно так же, по метрическим записям – несложно будет выяснить, каких именно. Это известные московские купцы и благотворители (Спиридоновские дома, Спиридоновская богадельня). Дедом Марии Владимировны был Христофор Дмитриевич Спиридонов, нежинский грек и известный в Москве 1-й гильдии купец.
Кроме того, из брачного обыска мы узнаем возраст и жениха и невесты. Марии 30 лет, то есть она родилась в 1852-1853 году. Иван Яковлевич на шесть лет старше.
Что еще удалось найти? Метрическую запись о рождении первого ребенка в семье Сокол в 1884 году. Девочка получила семейное имя Мария (Марией, как мы видели из документа выше, звали и мать Марии Владимировны Сокол).
Интересно, что сестра Марии Владимировны, Серафима Владимировна, по мужу Давидова, в том же 1884 году родила девочку и тоже назвала ее Марией. Так в большой семье Спиридоновых почти одновременно появились две Марии Ивановны (мужа Серафимы тоже звали Иваном).
К слову, о семье сестры Марии Сокол. Серафима Владимировна Спиридонова обвенчалась с Иваном Юльевичем Давидовым (русифицированный вариант родовой фамилии Давидгоф). Серафима Давидова (вариант: Давыдова, под такой фамилией она тоже встречается в исторических записях) была состоятельной домовладелицей и известной благотворительницей. Точно так же, как ее родители, Владимир Христофорович и Мария Богдановна Спиридоновы, были попечителями Спиридоновских домов Братолюбивого общества, Серафима Владимировна стала попечительницей Давидовского дома, входившего в то же общество.
Кое-что удалось узнать и о семье матери Марии Сокол и Серафимы Давидовой. Мария Богдановна, известная под фамилией Спиридонова, происходила из рода Асланбеговых (в найденных в том же Яндекс.Архиве исповедных росписях ее сестры записаны под фамилией Аслянбег). В метрике о венчании в 1847 году Мария Богдановна названа дочерью «умершего отставного генерала-майора Богдана Авраамиева Асланбегова». Ее младшие сестры остались сиротами и, видимо поэтому, жили одно время в семье старшей сестры: в той самой исповедной росписи за 1853 год мы видим их живущими «в доме коллежского асессора Матвея Афанасьевича Нагибина» вместе с Марией Богдановной и Владимиром Христофоровичем Спиридоновыми.
Чуть позже Вера Богдановна Аслянбег (или Асланбегова) выйдет замуж за двоюродного брата мужа Марии Богдановны – Александра Семеновича Спиридонова: отцы Владимира Христофоровича и Александра Семеновича были родными братьями.
В результате именно Вера Богдановна Спиридонова станет основательницей и главной благотворительницей известной Спиридоновской богадельни на Петербургском шоссе, здание для которой, как и дом Сокол, построит архитектор Иван Павлович Машков. Она и назовет богадельню Спиридоновской в память об умершем муже.
*Дополнение, сделанное во время публикации статьи
Представленная вашему вниманию статья была написано без малого два года назад. Во «Всей Москве», когда я ее просматривала, мне, действительно, не встречались другие представители фамилии Сокол. Но вот в метрической книге московского Римско-католического костела я буквально на днях обнаружила ещё одну Марию Сокол - Марию Осиповну, урождённую Гонсевскую, жену Рафаила Павловича Сокола, тоже, кстати, гренадера - как Иван Яковлевич, муж Марии Владимировны. Есть ли между двумя гренадерами Соколами какие-то родственные отношения - ещё предстоит выяснить. В 1891 году у супругов Марии и Рафаила родился сын Николай.