Подъезжаю к рынку, паркую машину. День был будний, поэтому место нашел быстро. В выходные было бы проблематично.
Сразу направляюсь к рядам, где торгуют свежей рыбой. Надо сказать, выбор рыбы на рынке богатый — выбирай на любой вкус: тут тебе и полосатый окунь, и серебристая плотва, и золотистая красноперка с красно-оранжевыми плавниками. Но сегодня захотелось леща.
Иду неторопливо вдоль прилавков, внимательно рассматривая ассортимент. Наконец нашел то, что искал: лещи, широкие, как блины, отливают серебром чешуи, шевелят плавниками, широко разевают большие рты, будто хотят что-то сказать.
— Доброе утро! Мне нужно пару лещей купить, — обратился к продавцу, коренастому мужчине средних лет. — Хочу сегодня вечером закоптить.
— Здравствуйте! — встрепенулся продавец, вытирая руки тряпкой. — Отличный выбор! И завялить, и закоптить. Вот обратите внимание на этих двух красавцев.
— Да, хороши! Сколько стоят?
— Шестьсот.
— Шестьсот? За килограмм? Не слишком ли дорого?
— Почему же дорого? Пройдите по рынку — нигде не найдете дешевле!
— Я обычно покупаю рыбу дешевле, вот и сравниваю.
— Прекрасно вас понимаю, но и вы меня поймите, эти лещи — свежий улов, еще утром плавали. Берите, не пожалеете.
— Давайте так: я предлагаю свою цену сразу за двух, а вы решите, устроит вас такой вариант или нет?
— Хорошо. И какую цену вы предлагаете?
— Тысячу за все! А понравится, так буду вашим постоянным покупателем, да еще и друзьям посоветую. Ну как, согласны?
Продавец задумался, лоб пошёл складками. Потом улыбнулся и махнул рукой.
— Умеете вы уговорить, так и быть, согласен за тысячу двести отдать! Берете?
Я широко улыбнулся, цена меня устраивала.
— Да и вы, смотрю, не промах! Ладно, беру!
— Вот ваши лещи, — продавец протянул пакет с рыбой, — и удачного вам копчения!
— Спасибо большое! А вам удачной торговли, до свидания! Я забрал рыбу и отправился к машине, довольный удачной покупкой.
Вырулил со стоянки, подъехал к перекрестку. Загорелся красный свет светофора. Остановился, взгляд упал на светофор — когда же зеленый загорится? Машины мимо пролетают, торопятся, губы растянула улыбка: вспомнилось, как с Климентом прошлым летом на рыбалку ездили. Климент хоть и священник, а рыбалку любит.
Место у них — заветное, тайное. Никто там не рыбачил, только они вдвоем, да еще пара местных стариков.
Утро выдалось тихое, ясное. Солнце только-только над лесом поднялось, роса на траве серебрится. Туман стелется над водой. Сели они с Климентом на лодку, выплыли на глубину, закинули удочки.
И тут началось: лещи — будто на заказ идут. Один за другим. Картина настолько реальная, что я даже забыл, что на перекрестке стою, — так ярко все перед глазами.
Наконец загорелся зеленый свет. Включаю первую передачу, машина трогается, еду, а в голове все крутятся те теплые воспоминания о рыбалке с другом, о лещах, о беззаботных минутах на берегу реки.
Эх, хорошо на рыбалке! И думается, и душа отдыхает. Вот бы сейчас туда вернуться… Ну ничего, отпуск только начинается — можно и на рыбалку съездить. Вечером с Климентом созвонюсь!
По дороге остановился у магазина, где с женой мясную продукцию берем. Хороший магазин, здесь и мясо, и мясные полуфабрикаты, и колбаска: вареная и копченая, и много других вкусностей. А также попутные товары продают, древесный уголь, например. Цена умеренная, дешевле, чем в других местах.
На даче его запас уже заканчивался, вот и решил докупить. Можно, конечно, и дрова использовать, тем более что яблоневых поленьев хватает, но я подхожу к этому процессу творчески.
В мангал засыпаю сначала слой древесного березового угля, изготовленный из березовых дров, этот уголь отличается высокой теплоотдачей и продолжительным временем горения. А для розжига сверху укладываю тонкие поленца и развожу костер. Дрова, прогорая, разжигают уголь.
Пока оцениваю уголь, подходит продавец, черноволосая с приятной улыбкой молодая женщина. На груди бейджик «Любовь».
— Здравствуйте! — узнала во мне постоянного покупателя. — Что желаете купить?
— Здравствуйте, Люба! Мне мешок угля, вот того, что по двести рублей.
— Пожалуйста, — продавец подала указанный товар. — Шашлык возьмите, покупатели хвалят.
— Шашлык в следующий раз, — прикладываю карточку к терминалу. — Сегодня у нас лещ копченый по плану. Первый день отпуска решили с женой отметить. На дачу с ночевкой едем.
— О, копченый лещ! — мечтательно зажмурилась продавец. — Хорошего вам отдыха!
— Спасибо! И вам всего доброго!
Вернувшись с рынка, быстро выпотрошил лещей, промыл под краном. Уложил одного в контейнер и тщательно, не жалея, натер солью. Тоже самое повторил со вторым лещом.
Вспомнил, как в молодости учился у деда Николая всем премудростям копчения. «Соль — это душа рыбы, — любил повторять дед. — Но перебарщивать нельзя, а то всю прелесть перебьешь». Улыбнулся, вспоминая эти слова. Закрыл контейнер крышкой. Пусть полежат пару часов, чтоб лучше просолились.
На кухню заглянула жена. Спортивный костюм (уже переоделась ехать на дачу) красиво облегал ее стройную фигурку.
— Вась, ну что, звонил председатель? Узнал что-нибудь про нашу машину-беглеца?
— Нет еще, солнышко! А ты, я смотрю, уже готова к поездке!
Лара выдвинула стул, присела.
— А ты уверен, что он вообще займется этим? Может, сам позвонишь?
— Да не переживай ты так. Михаил мужик ответственный, обещал — значит, сделает. Тем более забор-то не копеечный, надо найти этого горе-шофера.
Жена тяжело вздохнула:
— Просто так обидно, Вась. Столько трудов было поставить этот забор, а кто-то взял и испортил. И ведь даже не подошли потом, не извинились!
— Ну все, все, не расстраивайся. — я нежно обнял жену, ласково погладил по голове. — Найдем мы их, никуда не денутся. А пока давай-ка собираться. Пора на дачу ехать, леща коптить, отпуск отмечать.
Ларочка улыбнулась:
— Ты прав, не стоит из-за этого настроение портить. А на дачу приедем, тогда и позвонишь председателю.
— Точно! Молодец ты у меня! Все правильно говоришь. Ну, пойдем сумки собирать.